ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ НАСЛЕДИЯ Ф.Ф.УШАКОВА




Номинация «С Лейкой и блокнотом»

Очерк на тему:

В связи с тем, что международный молодёжный историко-образовательный конкурс «Морское наследие России» в 2020 году посвящается Году памяти и славы, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также 275-летию со дня рождения Федора Федоровича Ушакова, возникает необходимость уделить адмиралу Ушакову особое внимание, тем более, что его деятельность плотно связана и с историей нашего города.

В 2001 году, в августе, херсонцы узнали, что Русская православная Церковь причислила «славного адмирала к лику святых и эта новость не могла не тронуть сердца горожан» (газета «Гривна»). Возле памятника адмиралу стали появляться цветы, проводится экскурсии и городские мероприятия. Но большинство жителей города мало осознавали историко-культурную значимость этой, теперь популярной скульптуры. Зато местная пресса, воодушевилась! Сразу же стали искать историю создания памятника и улицы, на которой он находится. Оказалось, что, во-первых, авторов этого шедевра очень тяжело найти; во-вторых, что изображен не Ушаков; в-третьих – одет он неизвестно во что, и неизвестно кем, зато известно когда!

Итак, начнём по порядку! Реконструкцией истории появления популярного туристического объекта нашего города мы обязаны журналисту, краеведу, инженеру и архивариусу Александру Николаевичу Скороходу. Именно благодаря его многочисленным архивным разведкам удалось установить, что авторами памятника были группа товарищей, а именно: «В краеведческой литературе, буклетах, на фотооткрытках указаны три варианта авторов: - скульптор П. Кравченко, архитектор А. Чубин; - скульптор А. Чубин, архитекторы Н. Г. и П. И. Кравченко; - скульпторы П. Кравченко, А. Чубин… Памятнику уже 45 лет, а вот сразу ответить на вопрос, кто же его изваял, затруднительно… В ходе проведенного мною расследования было окончательно установлено имя автора статуи. Это одесский скульптор Петр Кравченко» (А.Скороход). Но тут необходимо небольшое отступление…

Интересен тот факт, что это не первый памятник славному адмиралу в нашем городе. После окончания Великой Отечественной войны, в Херсоне начал активно застраиваться район Говардовской улицы, которая в то время, представляла собой дорогу к кладбищу и вокзалу. В 1947 году она была переименована в проспект Ушакова, который со временем украсили новые прекрасные жилые и административные здания, восстановлены старые и сегодня он является центральной магистралью города. Так вот, в 1957 году на месте сегодняшнего бронзового Ушакова, появилась статуя адмирала из оргстекла, которую в 1970 году заменили на современную. Для чего и почему это было сделано – история умалчивает, только специалисты-искусствоведы в один голос кричат: памятник не достоверный!

Начнём с внешности адмирала. «Лик человеческий, быв зерцало души его, все душевные волнования ясно в чертах оного изобразуются» (И. Виен). В 1943 году, в связи с успехами советской армии и с целью поднятия её боевого духа были учреждены высшие морские награды: ордена и медали Ушакова и Нахимова. Очевидно, что по статусу, на них должны быть изображены облики прославленных адмиралов, и, если с внешностью Нахимова особых затруднений не возникало (сохранились его прижизненные дагерротипные изображения – первые фото), то портреты Ушакова работы неизвестных художников вызвали подозрения в их подлинности. Особенно не доверял этим изображениям Сталин, который рекомендовал инициатору создания наград Адмиралу флота СССР Н. Г. Кузнецову: «Посоветуйтесь по этому вопросу с Лаврентием Павловичем, он вам поможет». Позже Берия и познакомил генерала с ученым-антропологом М.М.Герасимовым, который создал методику восстановления прижизненного облика человека по его черепу.

Существует целая легенда о том, как Герасимов работал над реконструкцией лица Ушакова. Как он произвёл раскопки могилы Ушакова в городе Темникове Тамбовской области, рядом с которым, в Санаксарском монастыре, был похоронен адмирал. «Через два часа половину гроба, оставшуюся целой, осторожно подняли наверх. В ней остались лишь череп, остатки золотого шитья воротника и целёхонький адмиральский погон с тремя черными орлами. Сомнений, кто здесь похоронен, не осталось никаких!». Как он работал с письменными источниками – биографа адмирала Бантыш-Каменского. Там Герасимов нашел словесный портрет Ушакова, составленный из рассказов людей, знавших или служивших вместе с великим адмиралом: «Федор Федорович Ушаков был роста среднего, сухощав, в плечах широк, лицо имел моложавое, приятное, и в глубокой старости всегда играл на оном румянец. Нрава был чрезвычайно вспыльчивого: беспорядки, злоупотребления заставляли его выходить из себя, но гнев скоро проходил». Герасимов много читал об Ушакове и со временем пришёл к выводу, что на существующих портретах изображён скорее утонченный аристократ, а не человек, который прослужил 44 года на флоте, провел на море 40 кампаний, участвовал в трех войнах, в двух последних командовал Черноморским флотом и при этом не знал поражений.

Дальше, ещё интересней! После реконструкции лица Ушакова оказалось, что облик совершенно не похож на прижизненные изображения! Сомнения М.Герасимова разрешили искусствоведы Академии художеств СССР. Вот их заключение: «Идентичность изображения Ф. Ф. Ушакова на портретах и реконструкции черепа, проделанной М. М. Герасимовым, несомненна. В результате анализа оказалось, что у художников того времени существовало своё представление о том, что такое «благородство» лица. Прежде всего, это удлиненный овал. И если даже заказчик, крупный государственный муж не обладал таковым лицом, дело художника - придать ему такое хотя бы на портрете. Живописцы того времени, сохраняя даже не украшающие натуру черты, усердно боролись с «простонародностью» - вытягивали лица, как в цилиндрическом зеркале, придавая им один раз навсегда установленный овал. Вот так, обошелся живописец с грубоватым, овеянным всеми ветрами морей лицом Ушакова, моряка, воина, человека совсем не царедворческой складки. Сходство было принесено в жертву моде и вкусам века. Свыше ста лет мы не знали, каким был некогда прославленный адмирал. И только теперь, благодаря вам, Михаил Михайлович, вашему искусству восстановления облика человека по его черепу, мы впервые увидели прижизненный облик легендарного адмирала. Примите благодарность за проделанную работу».

Но вернёмся к херсонскому памятнику. Как утверждают специалисты, его автор, Петр Иванович Кравченко, особо не утруждался в восстановлении настоящего образа адмирала. Лицо скульптуры мало похоже на то, что реконструировал Герасимов. К тому же, было допущено ещё множество неточностей!

· Надпись. На именной табличке «нашего» Ушакова омолодили на год! (в Херсоне стоит год рождения 1745, а на памятнике в Петербурге на Ушаковском мосту через Большую Невку - 1744. На могильном памятнике Ушакову в Санаксарском монастыре указан год рождения -1744);

· Рост. По воспоминаниям современников Ушаков был невысокого роста, примерно 160-165 см, а рост херсонского «оригинала» в бронзе с учетом шевелюры превышает два метра!

· Одежда. Не соответствуют времени мундир, обувь и награды. Так, например Ушакову как капитану 1-го ранга, согласно форме обер-офицеров, полагались сапоги: высокая обувь, охватывающая голень до колена, а скульптор надел на него ботфорты! …А погоны! - Офицеры всех времён очень дорожили ими. Их называли символами воинского достоинства и чести. Скульптор возложил на плечи Ушакова эполеты - то, что он никогда не носил причём на оба плеча. Адмирал вышел в отставку в 1807 году. Именно с того года вместо погон в российской армии было положено носить эполеты. Скульптор должен был изобразить на плечах статуи погоны, соответствующие возрасту (40-45 лет) и званию (капитан 1-го или 2-го ранга).

И всё таки…

И всё таки, не смотря на вышеперечисленные и ещё не упомянутые неточности «херсонского» Ушакова, этот памятник был и остаётся одним из центров жизни города, ведь не важно, КАК выглядел славный адмирал, главное – ЧТО он сделал!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: