ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ




Введение

Гражданская оборона создавалась как составная часть системы общегосударственных оборонных предприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Прошли десятилетия, но опыт, добытый старшими поколениями сотрудников Гражданской обороны, не растрачен, он находит свое продолжение и отражение в делах обновленной гражданской обороны.

В последнее десятилетие система гражданской обороны (ГО) России существенно изменилась: иными стали решаемые задачи, возросли ее роль и значение. Несмотря на объективные трудности, в стране сохранилась достаточно эффективная система защиты населения и территорий от угроз мирного и военного времени.

В настоящее время гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны, от состояния которой во многом зависят безопасность людей и устойчивое функционирование объектов экономики.

Понимая важность этих задач, государство уделяет сегодня особое внимание решению вопросов гражданской обороны, разработке и внедрению новых технологий и техники в области ГО, воспитанию гражданской ответственности за обеспечение безопасности каждого человека. Изменилось также отношение к гражданской обороне, ее мероприятиям и обучению населения со стороны органов исполнительной власти на местах.

Однако не информированность и незнание основ ГО среди населения до сих пор являются проблемой современного общества. Оказавшись в чрезвычайной ситуации, не каждый находит правильное решение. Конечно, на помощь всегда придут специалисты, но зачастую события развиваются настолько стремительно, что необходима быстрая и своевременная реакция. Для этого и необходимо изучать основы гражданской обороны – наша безопасность в наших руках.

Предметом выступает Гражданская оборона как система мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности РФ.

Субъектами являются общество в целом, предприятия и организации, граждане РФ.

Актуальность проблемы обуславливает объективная необходимость формирования социальной ответственности каждого члена социума в области ГО, проявляющейся в готовности к ЧС и умению правильно действовать в условиях ЧС.

Целью работы является изучение современного состояния гражданской обороны в нашей стране.

Цель реализуется в решении ряда задач:

· проанализировать структуру и функционал ГО РФ;

· изучить законодательно-нормативные основы ГО;

· на основе полученных данных оценить современное состояние ГО РФ.

 


ГЛАВА 1.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫИ ЗАДАЧИ

 

ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Задачами в области гражданской обороны на современном уровне являются:

· обучение населения в области гражданской обороны;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

 

1.2. Основные принципы защиты населения

 

Основными принципами защиты населения являются:

· защита населения на всей территории страны;

· дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

· заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

· необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, исполнительной власти ее субъектов, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О гражданской обороне». Всего в законе шесть глав.

1) 1) правовое регулирование, принципы и ведение ГО на территории Российской Федерации.

2) 2) полномочия Президента Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области ГО.

3) 3) полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области ГО.

4) 4) порядок управления и организации служб ГО, а также структура ее системы. Определен и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный решать задачи ГО.

5) 5) состав сил ГО, основы деятельности ее войск, а также порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны.

6) 6) порядок финансирования мероприятий ГО и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.

 

 


ГЛАВА II. СИЛЫГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются силы и средства ГО, включающие соединения, части и подразделения Войск ГО, профессиональные АСС, нештатные АСФ различного уровня.

Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.

Войска ГО Российской Федерации - соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Организационно войска гражданской обороны состоят из воинских частей и организаций центрального и регионального подчинения, спасательных центров в субъектах Российской Федерации, отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов), аэромобильных пожарно-спасательных отрядов, а также частей и подразделений обеспечения.

Спасательные центры являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны. В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания.

Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Порядок привлечения к решению задач гражданской обороны воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований определяется Президентом Российской Федерации.

Кроме того, для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и очагов поражения, могут привлекаться специализированные ведомственные аварийно-спасательные формирования и организации (служба медицины катастроф, аварийно-восстановительные поезда, аварийно-технические бригады для ликвидации аварий на радиационных объектах и др.).

В полном объеме по решению глав администраций субъектов Российской Федерации могут привлекаться силы и средств РСЧС и ГПС.

Примерная группировка сил гражданской обороны:

· силы разведки и наблюдения (центры и учреждения мониторинга и наблюдения; разведывательные подразделения войск гражданской обороны)

· силы I эшелона (соединения и части войск ГО; подразделения ГПС; территориальные аварийно-спасательные службы и формирования, функционирующие в рамках РСЧС и создаваемые специально на военное время; нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на объектах);

· силы II эшелона (привлекаемые соединения и части вооруженных сил и других войск; ведомственные аварийно-спасательные формирования).

 

 


ГЛАВА III. СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

 

Систему гражданской обороны составляют:

· органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);

· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

· обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО;

· руководит организацией и ведением ГО;

· издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов федеральных законов в области ГО;

· определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;

· устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также, порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

· осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента России.

Гражданская оборона в Российской Федерации организуется на территории всей страны - на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляют:

· руководство гражданской обороны;

· органы управления;

· эвакуационные органы;

· комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;

· органы государственного надзора в области гражданской обороны;

· силы гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне » руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации - Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти

Руководители перечисленных органов и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Таким образом, несмотря на то, что упразднен статус начальников гражданской обороны, руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определены Федеральным законом «О гражданской обороне» (главы II и III).

Особые обязанности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны определяются в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения, согласованным с этими органами и утвержденными Президентом Российской Федерации.

Выписки из плана, в части их касающейся, рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Особые обязанности структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны определяют соответствующие главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

 

3.1 Управление гражданской обороной

 

Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:

· на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

· на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);

· на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

· на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.

По данным соглашениям МЧС России передает, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Оперативное управление предполагает временное (на период действия Соглашения) руководство органами управления, силами и средствами РСЧС ГПС, организацию их подготовки и применения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

При этом исключается возможность использовать оперативно подчиненные органы управления и силы не по прямому назначению, изменять организационную структуру и переназначать руководящий состав.

В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта Российской Федерации, создается территориальное агентство по финансовому, материально-техническому обеспечению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Управление в области гражданской обороны на региональном и местном уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: