СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИИ




Крапивенко В.О.

обучающаяся 3-го курса Института филологии (с.п.)

ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского»

Научный руководитель: к. филол. н., доцент Мазина Е. Н.

nicoschicos2@mail.ru

Введение. Современными учеными доказано, что в поэтическом тексте звуковая организация играет доминирующую роль [3]. Несмотря на то, что проблема создания и передачи образа в стихотворных строках рассматривалась такими учеными как В. В. Виноградов, C.В. Воронин, Н. Г. Комлев и др., проблемы соотношения смысла и звучания до сих пор остаются нерешенными. По-прежнему существует необходимость в изучении роли звукосимволических средств в создании языковой картины мира. А ктуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения сферы фонетических средств в поэтической речи, важностью установления форм взаимодействия семантической и звуковой сторон текста при передаче идейного содержания стихотворения.

Цель работы заключается определении роли фонетических стилистических приемов в создании различных типов звуковых образов (ЗО) в англоязычной поэзии.

Задачи исследования:

· рассмотреть виды образов, а также специфику звуковой образности;

· изучить фонетические приемы создания звуковых образов в художественном тексте;

· классифицировать звуковые образы из стихотворений английских авторов;

· определить роль звуковой образности в англоязычной поэзии.

Методы исследования: фоностилистический и фоносемантический анализ, описательный метод, метод стилистического анализа.

Результаты исследования. В ходе текстового анализа 100 произведений англоязычной поэзии XIX-XX в.в. были выбраны 37 фрагментов, характеризующихся яркой звуковой образностью. Выявленные образы были классифицированы на две основные группы: реалистические и ассоциативно-символические.

Реалистические образы включали:

1. Шумы и звуки природы:
а) Звуки, издаваемые птицами:

· щебет, чириканье птицы: “The songbird is tweeting. His early morning greeting”. Непрямая (повтор [i:]) и прямая ономатопея (“tweet”) в стихотворении “The Songbird” Келли Ропер имитируют птичий голос и создают фоновую картинку раннего утра.

· «карканье» ворона: “Quoth the Raven “Nevermore”. В стихотворении “Raven” Эдгара Аллана По непрямая ономатопея (повтор [r], произносимого с характерной для американского языка ретрофлексией) позволяет автору добиться достоверности звуковоспроизведения и способствует созданию целостного образа «вещей птицы».

б) Звуки, издаваемые животными:

· собачьи звуки: “The pit bull yelped, | As the police took him away, | Never to growl again, | At us kids in play, |The shriek, squea l, and scream of the English bulldog, <…> Grunting, wailing, plunk, Kerplunk,| Oh man,| Is he dead?”. В стихотворении “The Pit Bull” Д. Элсуп посредством использования прямой ономатопеи отражен целый комплекс звуков, производимых рассерженным псом: лай, визг, рычание, вой, тявканье и др.

· скрежет крысиных когтей: «And the grumbling grew to a mighty rumbling». Прямая ономатопея (“grumbling” и “rumbling”), а также непрямая ономатопея (повтор звука [gr]) в стихотворении “The Pied Piper of Hamelin” Роберта Браунинга не только создают реалистический звуковой образ, дополняющий созданную автором картину нашествия полчища крыс, но и вызывают у читателя ощущение беспокойства.

· лошадиный топот: “Tlot tlot, in the frosty silence! Tlot tlot, in the echoing night!”. Прямая ономотопея “tlot” в стихотворении “The Highwayman” Альфреда Нойза отражает стук копыт жеребца. Автор использует лексический повтор для акцентирования внимания на нетерпении героини, которая в ожидании своего возлюбленного прислушивается к каждому звуку.

2. Стихийные явления:

· ветер: “The breeze, the breath of God, is still…”. Непрямая ономатопея [st],[ɵ] в стихотворении “Spirits of the Dead” Э. А. По создает образ легкого ветерка, который автор уподобляет божественному дыханию.

· буря: “Booming and banging thunder in the air”. Прямая ономатопея «booming”,”banging” в стихотворении “Storm” Олиши Стар передает «настроение» разъярённой стихии.

3. Бытовые шумы и звуки:

· салют: “Whoosh! Boom! Crackle, crackle, crackle”. Прямая ономатопея в стихотворении “At the Fireworks” Келли Ропер имитирует звук салюта, передавая атмосферу праздника.

· колокольный звон: “I’m getting married in the morning. Ding Dong! The bells are gonna chime”. Прямая ономатопея в стихотворении «Take Me to the Church on Time” Алана Джэй Лернера используется не только для того, чтобы воссоздать звон колоколов, она также способствует отражению волнения одного из героев, который спешит в церковь на венчание.

Ассоцитивно-символическая группа включает звуковые образы, косвенно отражающие:

1. Эмоции, чувства, настроение:

· грусть: “Sun’s settin’, this what I’m gonna sing”. Аллитерация в стихотворении “Hey!” Лэнгстона Хьюза создает приглушенное звучание и рисует образ грусти, которая настигла героя, наблюдающего скоротечность времени.

· тревога: “Hear the loud bells – |Brazen bells!| What a tale of terror, now, their turbulency tells.” За счет повтора звуков [b] и [t] в стихотворении «Колокола» Э. А. По передает общее настроение тревоги и беспокойства.

2. Свойства изображаемых явлений, предметов, действий.

· нежность романтических отношений: В стихотворении Эдгара Аллана По “Romance” (“While in the wild wood I did lie, | A child – with a most knowing eye”) ассонанс придает тексту нежное звучание, способствуя раскрытию образа любви.

Выводы. В результате исследования было выявлено процентное соотношение используемых в поэтическом тексте средств создания звуковых образов: ономатопея составляет 49%, аллитерация – 27%, ритм и рифма – 16%, а ассонанс – 8%. Установлено, что реалистический образ создается преимущественно посредством использования ономатопеи. Одинаково широко представлены случаи прямого звукоподражания (“baa”, “wee”, “tictoc”, “whirr”, “buzz”, “puff”) и непрямого, реализующегося за счет повторения согласных и изредка гласных звуков. Реалистические образы включают преимущественно звуки птиц и животных, стихийных явлений и бытовых шумов. Аллитерация, ритм и рифма в большей мере создают ассоцитивно-символические образы, способствующие передаче эмоций, чувств, настроения, а также свойств изображаемых явлений. Ассонанс же часто используется как самостоятельное средство создания поэтической речи, ее звучности, подчеркивает ее возвышенность, романтическую окрашенность, интенсифицирует свойства изображаемого.

Список литературы

 

1. Воронин, С. В. Основы фоносемантики / С. В. Воронин. – Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1982. – 244 с.

2. Гальперин, И. Р. Стилистика английского языка: учебник / И. Р. Гальперин. – Москва: Высшая школа, 1981. – 334 с.

3. Егорова, А. А. Звукоизобразительность в традиционной английской детской поэзии: на материале Nursery Rhymes: специальность 10.02.04 «Германские языки»: автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата филологических наук / Егорова Анна Александровна; Московский государственный институт международных отношений. – Москва, 2008. – 24 с.

4. Стернин, И. А. Слово и образ: монография / И. А. Стернин, М. Я. Розенфельд. – Воронеж: Истоки, 2008. – 243 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: