Цель — укрепить уверенность у созависимых в том, что они умеют думать, «вычислять» будущее, принимать решения, строить здоровые отношения.




Тема: «Избавление от психологии жертвы»

Цель — увидеть негативные последствия роли жертвы и сознательно отказаться от нее.

Жертва распознается по скорбно-мучительному выражению лица и заявлениям вроде: «Ах, я бедняжка», «Если бы только мой муж (не изменял мне, не был бы так груб со мной и т.д.), если бы сын не употреблял наркотики, я была бы счастлива», «Это не важно, как я себя чувствую, лишь бы им (детям, родителям) было хорошо», «Своей жизнью я не жила, я всю себя отдала...».

Психологические награды, вытекающие из роли жертвы: Сочувствие окружающих. Сладостное чувство жалости к самой себе. Обвинение других вместо попыток изменить свое положение. Власть и контроль над другими при помощи вызывания у них чувства вины.

Проекция на других причин своих несчастий.

Осознание себя почти святой.

Возможность сохранять существующее положение вещей, в которых жить хоть и больно, но привычно.

 

Негативные последствия психологии жертвы:

Роль жертвы — самопораженческая роль. Жертвы остаются в одиночестве.

Неизбежен переход в роль обвинителя, преследователя.

Жертвы отталкивают от себя близких и притягивают к себе «обидчиков.»

Мученицы создают те ситуации, которых боятся (ситуации отвержения, утраты любви, социальной изоляции).

Жертвы рождают жертв.

Жертвы злы.

Жертвы остаются несчастными.

 

Избавление от психологии жертвы

Необходимо взять на себя ответственность за свою жизнь, на­стоящую и будущую.

Перестать обвинять других в своих несчасть­ях.

Научиться говорить другим, что тебе нужно, не наказывая дру­гих чувством вины.

Профилактика психологии жертвы заключается в том, чтобы не пытаться заниматься спасательством других, отказаться от роли спасательницы, позволить другим быть ответственными за их жизнь.

Дома шнее задание.

Напишите все, что вы считаете своей ответственностью в семье, на работе, с друзьями Теперь составьте список того, что со­ставляет чью-то ответственность (ответственность членов семьи, сотрудников, друзей). Если у вас с мужем (сыном) есть общая от­ветственность, например, ведение домашнего хозяйства, выразите долю каждого в процентах. Возможно, вы удивитесь, как много ответственности вы берете на себя и как мало оставляете другим.

КАК ПИСАТЬ ДНЕВНИК ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЯ.

Дневник чувств и Вашего поведения можно сравнить с зеркалом. В нем можно увидеть и проанализировать своё состояние и поведение. Нужно только захотеть заглянуть в это зеркало.

Чтобы лучше себя знать и научиться распознавать собственные трудности очень важным является наблюдение и записывание своих чувств, мыслей, реакций (поведения). Это поможет Вам анализировать своё поведение, находить ошибки, исправлять их для поддержания здравомыслия и комфортного состояния.

КАК ЭТО ДЕЛАТЬ?

  1. Запишите число и день недели.

2. Опишите свои чувства, мысли, действия в каждой отдельной ситуации, не просматривая записи прошедших дней.

3. Пропустив запись в какой-либо день, оставьте место и идите дальше.

4. Описывайте события только сегодняшнего дня!

5. Опишите свои события по такой схеме:

КОГДА (ситуация) – ЧУВСТВА - МЫСЛИ - ПОВЕДЕТИЕ

Например: когда я увидел солнце, то почувствовал радость, подумал, что не всё так плохо, занялся своими делами.

6. Не используй такие слова как: потому что, ведь, так как, всегда, всюду, никто, ни когда. Следует описывать не свои суждения и оценки, а свои истинные состояния Описывайте только свои чувства, мысли и действия в конкретных ситуациях. Если у Вас есть потребность записать в конце дня размышления о себе, свои суждения и оценки, какие-либо выводы, то сделай это в отдельной тетради.

7.Описывая свои ощущения употребляя местоимение "я":

-я чувствовал, - я думал, - я сделал.

8. Раз в неделю просмотрите свои записи.

Пересчитайте и запишите сколько Вы пережили чувств положительных, т.е. желательных, а сколько отрицательных, т.е.
нежелательных. Отметьте каких чувств больше? Какие Вы допускали ошибки в поведении? Как исправляли их? Допускали ли одну и ту же ошибку несколько раз? Какие не рациональные мысли посещали Вас? Как часто? Всё тщательно проанализируйте.

9. Обратите внимание, уменьшается или возрастает количество описываемых Вами ситуаций. Почему?

10.Обратите внимание на то, какие чувства у Вас преобладают и в каких ситуациях? Поговорите об этом с психотерапевтом.

Для удобства ДНЕВНИК можно вести по специальной таблице.

Пример:

СИТУАЦИЯ ЧУВСТВА МЫСЛИ ДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗ
1.Встреча Радость Как вовремя Сказал это Удовлетворен

 

Тема: «Да, мы умеем думать»

Цель — укрепить уверенность у созависимых в том, что они умеют думать, «вычислять» будущее, принимать решения, строить здоровые отношения.

 

Поскольку созависимые долго отказывались от своей жизни, то они разучились доверять своему разуму и спрашивают других, как разрешить их проблемы, с кем жить, разводиться или не разводить­ся с больным алкоголизмом мужем, пускать сына или дочь домой после наркотизации или нет. Иногда же они просто передоверяют другим делать важный выбор за них.

В процессе выздоровления от созависимости мы учимся любить себя, доверять себе, слушать себя, понимать свои потребности.

Возможно, раньше мы, созависимые, использовали свой ум не по назначению. Мы тратили все силы на тревогу, на мысли о других. Мы устали. Мы позволили другим злоупотребить нашим разумом. Прямо или косвенно мы могли внушать себе, что мы не умеем ду­мать и принимать хорошие решения. Не будем верить этой чепухе!

 

Нижеследующие предложения могут помочь нам обрести уве­ренность в своих умственных способностях.

 

Полезные советы для улучшения умственной деятельности:

1. Дай хоть немного покоя своему разуму. Посмотри на пробле­мы отстранено. Успокойся, а потом решай.

2.Попроси Бога помочь тебе все обдумать. Проси дать тебе правильную мысль, правильное слово и направить на правильное действия. Но учти, что Бог ждет, что ты сделаешь свою часть.

3 Перестань злоупотреблять своим мозгом, не трать его на тревогу навязчивое обдумывание пьянства или наркотизации, на постоянное ощущение себя жертвой.

4. Подкармливай свой разум. Давай ему информацию. Собирай сведения о своих проблемах, побольше узнавай о зависимости от психоактивных веществ, об отношениях в семье при этой болезни. Вначале собери факты, рассортируй их, а потом примешь правильное решение.

5. Подпитывай свой ум здоровыми мыслями. Погружайся в деятельность, которая дает тебе положительные эмоции. Читай книги по психологии, медитации. Найди что-нибудь такое, что позволит тебе сказать: «Я могу» вместо того, чтобы говорить: «Я не могу.»

6. Распрямляй свой ум. Расширяй свои контакты с миром, узнавай новое, посещай занятия для созависимых.

7. Прекрати говорить плохо о своем уме. Даже в шутку не называй себя идиоткой, никогда не говори. «Я глупая».

8. Используй свой ум. Принимай решения. Высказывай их. Не позволяй другим принимать за тебя решения, в этом случае ты - жертва.

9. И не твое дело принимать решения за других взрослых. тогда ты — спасатсльница.

10.

11.

12.

13.

14. Домашнее задание

15.

1. Кто принимает важные решения за вас?

2. Как вы себя чувствуете, когда важные решения за вас принимают другие?

3. Как вы себя чувствуете, когда вы сами принимаете важные решения для себя?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: