для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры




Применение комплексов упражнений с отягощением

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 49.02.01 Физическая культура

 

Междисциплинарный курс

Методика обучения предмету «Физическая культура»

 

Работа рекомендована к защите Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/     Допустить к защите   Нормоконтролёр ……………… «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/     Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от «» _ 2019г. Выполнил Тагильцев Максим Валерьевич студентка 3 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена «» 2019г. /___________/     Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена «» 2019г. /___________/   Курсовая работа защищена «» 2019г.     Оценка Секретарь аттестационной комиссии    

 

 

2019 г.

 

   
Содержание

 

Введение  
1 Теоретические и методические основы применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры    
1.1 Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста ….
1.2 Характеристика силовых способностей ….
1.3 Упражнения с отягощением как средство развития силовых способностей   ….
1.4 Определение уровня развития силовых способностей ….
2 Применение комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся 10 класса на уроках физической культуры     ….
Заключение ….
Список литературы ….
Приложение А ….
Приложение Б ….
Приложение В ….

 

 

 
Введение

 

Одной из задач урока физической культуры является развитие силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста. Силовые способности – это ком­плекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятель­ности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности прояв­ляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность.

Целенаправленное и избирательное развитие силовых способностей раз­личных группы мышц основывается на четких представлениях о топографии мышечных напряжений при выполнении конкретных физических упражнений. Наиболее часто при выполнении физических упражнений работают несколько мышц одновременно (например, большая грудная мышца, дельтовидная, дву­главая мышца плеча). На эти мышцы приходится наибольшая нагрузка, и отно­сительная слабость даже одной из мышц может существенно повлиять на каче­ство выполнения упражнений.

Недостаточное развитие силовых способностей часто является основной причиной невозможности выполнить определённое двигательное действие. Например, выполнение стойки на голове и руках зависит от силы мышц-разгибателей рук, подъём переворотом в упор ‒ от силы разгибателей рук и брюшного пресса. Если не работать систематически над развитием силовых способностей, то со временем они утрачиваются, поэтому учитель физической культуры должен уделять особое внимание их развитию у учащихся старшего школьного возраста [22, с.27].

Целенаправленная работа по развитию силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста должна осуществляться на каждом уроке физиче­ской культуры.

Анализ изученных источников показал, что такие ученые, как Павел Кар­пович Петров, Николай Владимирович Зимкин, Жорж Константинович Холо­дов, Василий СеменовичКузнецов и другие серьезно исследовали вопрос раз­вития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста. Они считают, что в среднем школьном возрасте развитие силовых способностей должно осуществляться за счет укрепления основных мышечных групп. Веду­щим методом здесь является метод, ос­нованный на применении динамических упражнений (в преодо­левающем и уступающем режимах). Статические (изо­метриче­ские) упражнения должны служить дополнением к ним. В старшем школьном возрасте развитие силовых способностей пре­имущественно исполь­зуются упражнения с отягощением.

В учебно-методической литературе предлагается перечень средств разви­тия силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста. Однако предлагаемые средства развития силовых способностей не всегда объединены в комплексы с учетом особенностей развития учащихся старшего школьного воз­раста, этапа подготовки и индивидуальных возможностей занимающихся.

Поэтому проблемой научного исследования данной курсовой работы яв­ляется поиск наиболее эффективных комплексов упражнений с отягощением весом для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уро­ках физической культуры.

Объект исследования: развитие силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Предмет исследования: комплексы упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физиче­ской культуры.

В ходе исследования выдвинута следующая гипотеза: если на основе тео­ретического исследования и результатов диагностики подобрать и включить в содержание уроков физической культуры комплексы упражнений с отягощением для развития силовых способностей, то это будет способствовать повышению уровня развития данных способностей у учащихся старшего школьного возраста.

Цель: теоретически обосновать и практически проверить результатив­ность применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической куль­туры.

Задачи курсовой работы:

‒ изучить теоретические и методические основы развития силовых спо­собностей;

‒ изучить требования к уровню развития силовых способностей у уча­щихся старшего школьного возраста;

‒ изучить особенности комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей;

‒ разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической культуры;

‒ проверить результативность практического исследования.

В данной курсовой работе были использованы следующие методы иссле­дования:

‒ теоретические:

а) анализ теоретических и методических аспектов развития силовых спо­собностей;

б) синтез для формулировки выводов на теоретическом уровне;

‒ эмпирические:

а) тестирование для определения уровня развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста;

б) моделирование для последующего составления комплексов упражне­ний с отягощением для развития силовых способностей;

в) оценка уровня развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста.

Этапы работы

‒ изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследо­вания;

‒ составление плана практического исследования;

‒ реализация содержания практического исследования;

‒ формулирование и обобщение выводов.

Структура выпускной квалификационной работы включает: введение; две главы; заключение; список литературы; приложения.

В первой главе раскрыты теоретические и методические основы развития силовых способностей на уроках физической культуры и возрастные особенности у учащихся старшего школьного возраста.

Вторая глава курсовой работы посвящена практическому исследованию использования комплексов упражнений с отягощением для развития сило­вых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культу­ры.

Изучено 37 источников специальной учебно-методической литературы по теме исследования.

Научное исследование состоит в том, что в ней сделана попытка теорети­чески обобщить использование и практически проверить результативность применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Практическая значимость выпускной квалификационной работе состоит в возможности использования студентами на педагогической практике разработанных комплексов упражне­ний с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.

 

1 Теоретические и методические основы применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры

 

1.1 Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста

 

……………..найти информацию на 5-6 страниц…………….

 

 

1.2 Характеристика силовых способностей

 

Сила ‒ это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определённой двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность [39, с.76].

При этом влияние на проявление силовых способностей, оказывают раз­ные факторы, вклад которых в каждом случае меняется в зависимости от кон­кретных двигательных действий и условий их сосуществования, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: собственно мышечные; центрально-нервные; личностно-психические; биомеханические; биохимические; физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двига­тельная деятельность [39, с.77].

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокраща­ющихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных во­локон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический попереч­ник и массу мышц; качество межмышечной координации [18, с.34].

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффективных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокраще­ний и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно – психологических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и воле­вые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявле­нию максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений [1, с.66].

Определённое влияние на проявление силовых способностей оказывают:

‒ биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и другое);

‒ биохимические (гормональные);

‒ физиологические особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и другое) факторы.

Анализ изученных источников показал, что многие ученые (Ж.К. Холо­дов, В.С. Кузнецов, А.Н. Ашмарин) дают одинаковую классификацию видов силы и силовых способностей. Различают: собственно силовые способности и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно-силовые способности:

‒ динамическая сила;

‒ статическая сила (активная статическая сила и пассивная статическая сила).

Соединение силовых и других физических способностей:

‒ скоростно-силовые способности: быстрая сила; взрывная сила (стар-товая сила и ускоряющая сила);

‒ силовая ловкость к циклической и ациклической работе;

‒ силовая выносливость к динамической и статической работе.

Собственно силовые способности проявляются:

‒ при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнения, выполняемых с около предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);

‒ при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в продолжающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышц и функциональными возможностями нервно – мышечного аппарата [11, с.14].

Статическая сила характеризуется двумя её особенностями проявления:

‒ при напряжении мышц за счёт активных волевых усилий человека (активная статическая сила);

‒ при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряжённую мышцу (пассивная стати-ческая сила) [19, с.23].

Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжёлая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, лёгкоатлетические метания и другое); общие укрепления опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительство тела бодибилдинг [27, с.28].

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напря-жениями мышц проявляемые с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, придельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов). При этом, чем значительнее внешние отягощения, преодолеваемые спортсменом (например, при подъёме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента.

К скоростно-силовым способностям относят быструю силу и взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется не придельным напряжением мышц, про­являемых в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью. Не достигающей придельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в лёгкоатлетических прыжках и метаниях).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой.

Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – это способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.

Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины.

В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определённой позе. Например, при упоре рук в стороны на пальцах или удержание руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лёжа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Силовая ловкость – проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и другое). Её можно определить как «способность точ­но дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимах работы мышц».

Для оценки степени развития силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком, в каком – либо движении, независимо от массы его тела. Относительна сила – это сила, проявляемая человеком в пересчёте на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы и массы тела человека и имеет большое значение в двигательных действиях, где приходиться перемещать собственное тело. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значение, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.

Самым благоприятным периодом развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массы тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23% к 14-15 годам – 33%, а к 17-18 годам – 45%).

При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма. В связи с этим подбираются определённые средства и методы воспитания силовых способностей.

 

……………можно добавить еще информацию на 2-3 страницы………

 

1.3 Упражнения с отягощением как средство развития силовых способностей

 

……………..найти информацию на 3-4 страницы…………….

…………методы, применяемые при выполнении упражнений с отягощением…2-3 страницы….

 

1.4 Определение уровня развития силовых способностей     ……………..найти информацию на 3-4 страницы…………….    
2 Применение комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся 10 класса на уроках физической культуры

 

…………………..пишем во втором полугодии!…………………..

 

Цель практической части исследования – теоретически обосновать и практически проверить результативность применения комплексов упражнений с отягощением для развития силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

……………………….

 

Заключение

 

…………………..пишем во втором полугодии!…………………..

 

 
Список литературы

 


1 Абрамов Г.С. Возрастная психология. М.: Академия. 2012. 463 с.

2 Андреева В.Е. Развитие силовых качеств в гимнастике: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения 16.04.2017).

3 Баршай В.М. Гимнастика. М.: Кнорус, 2013. 312 с.

4 Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и ме­тодики спортивной тренировки // Теория и практика физ. куль­туры. 2013. №8. С. 21-27.

5 Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2011. 230 с.

6 Викторов И.В. Управление тренировочными нагрузками в ударных микроциклах. М.: Физкультура и спорт, 2011. 53 с.

7 Гавердовский Ю.К. Не только по программе (о специализированной подготовке в гимнастики) // Гимнастика: Сб. статей. Вып. 2 / Сост. В.М Смо­левский. М.: НГЛ, 2012. С. 46-54.

8 Гимнастика / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. М.: Акаде-мия, 2011. 448 с.

9 Гимнастическая терминология: Справ. по курсу «Гимнастика» / Сост. С.А. Александров. Гродно: ГрГУ, 2010. 43 с.

10 Железняк Ю.Д. Модель системы физического воспитания и спорта с учетом их специфики. М.: Диона, 2014. 163 с.

11 Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершен-ствование. М.: Академия, 2011. 448 с.

12 Кривощекова О.Н. Развитие силовых способностей юных гимнасток, различающихся индивидуально-психологическими особенностями: [Электрон-ный ресурс]. URL: https://nauka-pedagogika.com/ (дата обращения 15.12. 2017).

13 Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая под-готовка детей школьного возраста. М.: ЦН ЭНАС, 2012. 200 с.

14 Лисицкая Т.Н., Сиднева Л.Н. Кинезиология силовых упражнений // Спорт в школе. 2014. № 13. С. 21-24.

15 Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. 2016. №2. С. 2-5.

16 Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. М.: АСТ, 2011 39 с.

17 Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2012. 232 с.

18 Менхин А.В., Савенкова Е.К. Особенности проявления скоростно-силовых способностей юными гимнастками: [Электронный ресурс]. URL: https://bmsi.ru/doc/(дата обращения 10.11.2017).

19 Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 2011. 224 с.

20 Методика гимнастики / Авт.-сост. М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич. М.: Академия, 2012. 448 с.

21 Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Теория и методология силовой подго­товки детей и подростков. Ростов-н/Д., 2012. 326 с.

22 Озолин Н.Г. Общая и специальная физическая подготовка. М.: Астель, 2012. 347 с.

23 Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. М: ФиС, 2012. 280 с.

24 Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. М.: Владос, 2010. 448 с.

25 Попов Г.И., Самсонова А.В. Биомеханика двигательной деятельности. М.: Академия, 2012. 320 с.

26 Самохвалов С.В. Программа спортивной гимнастики: [Электронный ресурс]. UR: https://1sport-kyznetsk.ucoz.ru/ (дата обращения 10.02.2017).

27 Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2011. 549 с.

28 Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, техно-логии. М.: Академия, 2010. 572 с.

29 Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. М.: Акаде-мия, 2010. 230 с.

30 Спортивная гимнастика. Программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВС. М: Терра-Спорт, 2015. 183 с.

31 Спортивная гимнастика: Примерная программа спортивной подготов­ки для детско-юношеских спортивных школ. М.: ФиС, 2015. 420 с.

32 Теория и методика гимнастики / Под ред. М.Л. Журавина, Е.Г. Сай-киной. М.: Академия, 2012. 496 с.

33 Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курашина. М.: Террра-Спорт, 2014. 464 с.

34 Терехина Р.Н., Крючек Е.С. Люйк Л.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: гимнастика. М.: Академия, 2012. 273 с.

35 Укран М.Н. Спортивная гимнастика. М.: Физкультура и спорт, 2014. 232 с.

36 Филин В.П. Испытание физических качеств у юных спортсменов. М.:Физкультура и спорт, 2016. 264 с.

37 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспи-тания и спорта. М.: Академия, 2013. 480 с.

 

 
Приложение А

(обязательное)

 

Протокол диагностики уровня развития силовой выносливости

способностей у учащихся 10 класса

 

Таблица 1 – Протокол диагностики уровня развития силовой выносливости способностей у учащихся 10 класса

 

Ф.И. учащегося Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)
н.т. уровень к.т. уровень
         
         
         
         
         
         
         
         
  Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девочки)
н.т. уровень к.т. уровень
         
         
         
         
         
         
         
         
         
           

 

Условные обозначения:

– н.т.– начальное тестирование;

– к.т – контрольное тестирование.

 

 

 
Приложение Б

(обязательное)

 

Комплексы упражнений с отягощением на развитие

силовой выносливости

……………….

 

 

 
Приложение В

(обязательно)

 

Конспект урока по физической культуре № 5 (Гимнастика),

проведенного в 10 классе,……...2019 г.

…………………..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: