В кейнсианской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению. При этом совместное равновесие на рынках благ, денег и капитала является устойчивым.
Для определения точки равновесия сформируем сначала функцию IS. Для этого составим следующую таблицу (табл. 2.1):
Таблица 2.1 - Формирование параметров равновесия на товарном рынке
Процентная ставка, r | Потребительские расходы, C | Инвестиционные расходы, I | Государственные расходы, G | Совокупные расходы, E | Национальный доход, Y | Сбережения, S |
На основании данных табл. 2.1 построим функция IS (рис. 2.1) в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Функция IS состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на товарном рынке возможно равновесие.
Рис. 2.1 Функция IS
Далее рассмотрим процесса функционирования денежного рынка.
Для этого вначале рассмотрим процесс создания денег банковской системой (табл. 2.2).
Таблица 2.2. - Моделирование денежного мультипликатора (упрощенный вариант)
Банк | Дополнительный депозитный счет D | Дополнительные обязательные резервы MR | Дополнительные избыточные резервы K | Накопленная денежная масса M |
10,50 | 1,16 | 9,35 | 10,50 | |
9,35 | 1,03 | 8,32 | 19,85 | |
8,32 | 0,91 | 7,40 | 28,16 | |
7,40 | 0,81 | 6,59 | 35,56 | |
6,59 | 0,72 | 5,86 | 42,15 | |
5,86 | 0,64 | 5,22 | 48,02 | |
5,22 | 0,57 | 4,64 | 53,23 | |
4,64 | 0,51 | 4,13 | 57,88 | |
4,13 | 0,45 | 3,68 | 62,01 | |
3,68 | 0,40 | 3,27 | 65,69 |
После расчета значений в табл. 2.2 рассчитаем величину денежного мультипликатора (m), показывающего, на сколько увеличится количество денег в стране, если денежная база возрастет на единицу.
,
где m – денежный мультипликатор;
r - норма обязательных резервов.
Далее от расчета простого денежного мультипликатора рассмотрим воздействие Центрального (Национального) банка, коммерческих банков и населения на процесс формирования денежной массы в стране. Данное воздействие анализируется посредством следующих показателей:
- депозитного мультипликатора, показывающего, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу;
- кредитного мультипликатора, показывающий, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу;
- денежного мультипликатора.
Депозитный мультипликатор рассчитывается по формуле
;
где mD – депозитный мультипликатор;
γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;
r - норма обязательных резервов;
β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.
Кредитный мультипликатор рассчитывается по формуле
;
где mк – кредитный мультипликатор;
γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;
r - норма обязательных резервов;
β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.
Денежный мультипликатор рассчитывается по формуле
;
где m – денежный мультипликатор;
γ - доля наличных денег в общей сумме кредитов;
r - норма обязательных резервов;
β - норматив кассовых остатков коммерческих банков.
Для расчета данных мультипликаторов составим следующую таблицу (табл.2.3.)
Таблица 2.3. - Моделирование кредитного, депозитного и денежного мультипликатора
Банк | Дополнительные наличные деньги в обращении MH, млрд. руб. | Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. | Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. | Дополнительные избыточные резервы DR, млрд. руб. | Дополнительные кассовые остатки UR, млрд. руб. | Остаточные избыточные резервы (дополнительные кредиты) K, млрд. руб. | Денежная масса MH+D, млрд. руб. |
2,94 | 7,56 | 0,83 | 6,73 | 0,620 | 6,11 | 10,50 | |
1,71 | 4,40 | 0,48 | 3,91 | 0,361 | 3,55 | 6,11 | |
1,00 | 2,56 | 0,28 | 2,28 | 0,210 | 2,07 | 3,55 | |
0,58 | 1,49 | 0,16 | 1,32 | 0,122 | 1,20 | 2,07 | |
0,34 | 0,87 | 0,10 | 0,77 | 0,071 | 0,70 | 1,20 | |
0,20 | 0,50 | 0,06 | 0,45 | 0,041 | 0,41 | 0,70 | |
0,11 | 0,29 | 0,03 | 0,26 | 0,024 | 0,24 | 0,41 | |
0,07 | 0,17 | 0,02 | 0,15 | 0,014 | 0,14 | 0,24 | |
0,04 | 0,10 | 0,01 | 0,09 | 0,008 | 0,08 | 0,14 | |
0,02 | 0,06 | 0,01 | 0,05 | 0,005 | 0,05 | 0,08 |
Рассчитаем значения денежного, депозитного и кредитного мультипликаторов.
= 1,72
= 1,93
= 2,39
Рассмотрим процесс формирования равновесия на денежном рынке. Для этого составим табл. 2.4.
Таблица 2.4. - Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)
Процентная ставка r | Величина спроса на деньги (M/P)d | Величина предложения денег (M/P)S | Номинальный доход Y |
На основании данных табл. 2.4 построим функция LM (рис.2.2) в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.
Рис. 2.2 Функция LM
Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого соствим табл. 2.5. Основой для ее составления являются данные табл. 2.1 и 2.4
Таблица 2.5. - Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках
Процентная ставка, r | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS | Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM |
На основании данных табл. 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода. Рис. 2.3 (Совмещенный график IS/LM для базового периода) является комбинацией рис. 2.1 и 2.2.
Рис. 2.3 Совмещенный график IS/LM для базового периода
Установленное совместное равновесие на товарном и денежном рынках не является устойчивым. С целью поддержания динамического равновесия на товарном и денежном рынках при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода государство проводит стабилизационную политику. Суть ее сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение. В зависимости от инструментов, которые правительство использует для проведения стабилизационной политики, она подразделяется на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную.
Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.
Таблица 2.6. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
10,22 | 512,3 | 512,3 | |||||||
10,89 | 187,20 | 512,3 | 512,3 | ||||||
11,69 | 224,64 | 512,3 | 512,3 | ||||||
12,65 | 269,57 | 512,3 | 512,3 | ||||||
13,80 | 323,48 | 512,3 | 512,3 |
Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы увеличиваются на 20% по сравнению с предыдущим периодом, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.
Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства:
,
где: YIS,YLM – функции IS и LM, приведенные соответственно при описании табл. 2.1 и 2.4.
Равновесная процентная ставка r рассчитывается по формуле
где r – равновесная процентная ставка;
Р – уровень цен в экономике;
YLM – национальный доход;
e – чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;
Ms – номинальное предложение денег в экономике;
f – чувствительность спроса на деньги к изменению процентной ставки.
На основе данных табл. 4.6 построим график в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Рис. 2.4 Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
Аналогичные действия произведем и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:
1) Построим табл. 2.7 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики), аналогичную по структуре табл. 2.6.
Табл. 2.7 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
9,37 | 512,3 | 512,3 | |||||||
9,04 | 512,3 | 512,3 | |||||||
8,65 | 512,3 | 512,3 | |||||||
8,21 | 512,3 | 512,3 | |||||||
7,70 | 512,3 | 512,3 |
Расчет произведем для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем в предыдущем. При этом государственные расходы и уровень цен остаются на уровне базового периода.
2) Построим рис. 2.5 (Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM).
Рис. 2.5 Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Проведем анализ сдерживающей и стимулирующей фискальной политики. Как видно из расчетов, увеличение государственных расходов, (то есть стимулирующая фискальная политика) приводит к росту национального дохода. Увеличение налогов, напротив снижает национальный доход. Таким образом можно сделать вывод, что стимулирующая фискальная политика более эффективна.
Суть кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному (Национальному) банку.
При анализе кредитно-денежной политики выполним все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:
1) проведение стимулирующей монетарной политики.
Построим табл. 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.
Табл. 2.8 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. | |
8,98 | 614,8 | 614,8 | ||||||||
8,16 | 737,7 | 737,7 | ||||||||
7,17 | 885,3 | 885,3 | ||||||||
5,99 | 1062,3 | 1062,3 | ||||||||
4,57 | 1274,8 | 1274,8 | ||||||||
Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.
На основании данных табл. 2.8 построим рис.2.6 (Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM) в координатах: ось X – национальный доход Y; ось Y – процентная ставка r.
2) проведение сдерживающей монетарной политики.
Рис.2.6 Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM
Построим табл. 2.9 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики), аналогичную табл. 2.6.
Таблица 2.9 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. |
10,35 | 409,9 | 409,9 | |||||||
10,90 | 327,9 | 327,9 | |||||||
11,34 | 262,3 | 262,3 | |||||||
11,69 | 209,8 | 209,8 | |||||||
11,97 | 167,9 | 167,9 |
Расчет и анализ проведем для 5 периодов, в каждом из которых номинальное предложение денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.
На основании данных табл. 2.9 построим рис.2.7 (Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM).
Рис.2.7 Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM
Проанализируем сдерживающую и стимулирующую монетарную политику. Как видно из расчетов, увеличение номинального предложения денег MS на 20%, (то есть проведение стимулирующей монетарной политика) приводит к росту национального дохода. Снижение номинального предложения денег MS на 20%, напротив, уменьшает национальный доход. Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирующая монетарная политика более эффективна.
Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.
Для анализа комбинированной политики построим табл. 2.10.
Таблица 2.10. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен
Период | Процентная ставка r | Потребительские расходы C, млрд. руб. | Инвестиционные расходы I, млрд. руб. | Государственные расходы G, млрд. руб. | Совокупные расходы E, млрд. руб. | Сбережения S, млрд. руб. | Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. | Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. | Национальный доход Y, млрд. руб. | Уровень цен Р |
9,61 | 558,9 | 558,9 | 2,23 | |||||||
9,59 | 219,7 | 609,7 | 609,7 | 2,46 | ||||||
9,64 | 285,6 | 665,1 | 665,1 | 2,70 | ||||||
9,79 | 371,3 | 725,6 | 725,6 | 2,97 | ||||||
10,06 | 482,7 | 791,6 | 791,6 | 3,27 |
Расчет и анализ произведем для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы и налоги на 30% больше, чем в предыдущем, номинальное предложение денег на 20% больше, чем в предыдущем, а уровень цен на 10% выше, чем в предыдущем.
На основании данных табл. 2.10 построим график «Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM». На рис. 2.8 построены графики функций IS и LM для нулевого и пятого анализируемого периодов.
Рис. 2.8 Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM
Можно сделать вывод, что комбинированная экономическая политика эффективна, так как она приводит к увеличению национального дохода.
Если сравнить все три разновидности стабилизационной политики государства, то наиболее эффективна стимулирующая фискальная политика, так как в это случае рост национального дохода достигает максимальной величины.
Заключение
В заключение данной работы следует повторить, что под кредитом понимают движение ссудного (т. е. денежного) капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Различают два понятия кредитной системы:
1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональный аспект);
2) совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональный аспект).
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь центральным банком страны является Национальный банк. Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяются Банковским кодексом Республики Беларусь.
Анализируя тенденции развития кредитной системы в Республике Беларусь, необходимо отметить, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании. Объективная необходимость реформирования кредитных отношений в нашей стране диктует целесообразность перехода от банкоориентированной к рыночно-ориентированной кредитной системе.
Список литературы:
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3–е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.
2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: АО ДИС, 1996.
3. Гейгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Исаева. – М.: ИНФРА–М, 1996.
4. Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
5. Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: Учебник / П.И. Гребенников, А.И. Мусский, Л.С. Тарасевич. Общ. ред. Л.С. Тарасевич. – СПб.: Изд–во СПб. УЭФ, 1996.
6. Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Г. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996.
7. Долан Э.Дж., Лидсней Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 1994.
8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М., 1995.
9. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, МГИМО. – Киров, 1994.
10. Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица: Учебно–методическое пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1996.
11. Микро–, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. – Спб.: "Лютера плюс", 1994.
12. Новикова И.В. Рынок и государство: проблемы макрорегулирования. – Мн.: Мисанта, 1994.
13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функциональная экономика. – М.: Начала, 1997.
14. Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Л. Ивашутин.- Минск: Амалфея, 2008.- 340 с.