Эластичность спроса по цене




 

Уже отмечалось, что закон спроса показывает, как покупатели реагируют на изменение цены. Однако степень реакции может быть различной. При незначительном изменении цен спрос может измениться очень сильно (высокая эластичность), очень мало (низкая эластичность) или в той же пропорции (нормальная эластичность).

Эластичность спроса по цене – чувствительность величины спроса на товар к его цене. Эластичность спроса по цене означает быстроту (степень) изменения цен.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса Ed) измеряется как процент изменения количества (Q) к проценту изменения цены (P). Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

А. Маршалл показал, что "эластичность может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает количество товаров при данном снижении цен, и в большей или в меньшей степени падает при данном повышении цен".

 

 

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицателен, т.к. цена и величина спроса находятся в обратной зависимости. Когда цена падает, величина спроса растёт, и наоборот: когда цена растёт, величина спроса падает.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов поднимется или опустится величина спроса на данный товар при изменении его цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%. Рассмотрим расчёт коэффициента эластичности спроса на условном примере. Предположим, по цене 5 рублей продавалось 2000 единиц товара, а по цене 4 рубля 4000 единиц товара. В этом случае:

 

 

Степень реакции спроса на изменение цен, а, следовательно, и значение коэффициента эластичности зависит от конкретного вида товара. Так, уменьшение (увеличение) цены на видеомагнитофоны может привести к значительному росту (падению) спроса на них, а изменение цены, например, на детские колготки существенно на повлияет на их спрос.

После того, как мы дали характеристику коэффициента эластичности спроса по цене, остановимся на различных вариантах эластичности спроса.

· Когда спрос на товар – Q, увеличился (уменьшился) на столько же процентов, на сколько процентов уменьшилась (увеличилась) цена – P, т.е. ΔP = ΔQ, то при этом ЕD = 1 – эластичность единична;

· Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена – спрос эластичен, ED > 1;

· Когда величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цены – спрос неэластичен, ED < 1;

· Когда величина спроса не изменяется при любом изменении цены, спрос совершенно неэластичен, ED = 1;

· Когда величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, спрос бесконечно эластичен, ED = ∞.

Покажем изменение эластичности спроса по цене на графике (рис. 1.6).

 

 

Разные товары имеют разный коэффициент эластичности. Так, товары для поддержания жизни человека (предметы питания) имеют слабую эластичность спроса по цене. Предметы роскоши более чувствительны к снижению цен.

Коэффициент эластичности является подвижным. Даже спрос на один и тот же товар может иметь разную эластичность при изменении условий рынка. Эластичность спроса неодинакова на разных участках кривой спроса. Так, при высоких ценах на товар спрос более эластичен, а при низких ценах – менее эластичен. Если спрос полностью насыщен, эластичность приближается к нулю.

Значение ценовой эластичности спроса на тот или иной товар имеет практическое значение для предпринимательской и коммерческой деятельности, так как оценка эластичности отражается на объёме денежной выручки от реализации произведённого товара. Предположим, коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы. В этом случае уменьшение цены приведёт к увеличению общей выручки, т.е. при прочих равных условиях возрастает общий объём продаж данного товара, и прирост дохода производителя за счёт роста продаж компенсирует ему падение дохода от снижения цены.

При эластичном спросе увеличение цены приводит к снижению совокупной выручки. Это происходит потому, что если цена растёт, то прибавка совокупной выручке от продажи по более высокой цене меньше потери выручки от продажи по более низким ценам. Создаётся такое условие.

При эластичном спросе снижение цены увеличивает совокупную выручку, а повышение цены уменьшает совокупную выручку.

При неэластичном спросе снижение цены уменьшает совокупную выручку, а повышение цены увеличивает совокупную выручку.

Следует далее отметить, что величина чувствительности объёма продаж к изменению рыночных цен зависит от следующих факторов:

1. Количество дешёвых товаров – заменителей (товаров – субститутов). Чем больше товаров – заменителей, тем больше эластичность спроса и наоборот.

2. Фактор времени. Рыночный спрос на товар имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном периоде. Это вызвано временным благом реакции потребителей на изменение цены и большими шансами появления со временем товаров – заменителей.

3. Долговременность пользованием товаром. Отказ от покупки нового товара долговременного пользования в пользу ремонта старого может быть эффективным, хотя и временным способом заменить товар, цена на который поднимается, т.е. этим спрос делается более эластичным в краткосрочном периоде.

4. Важность товара для покупателя. Когда товар очень важен (зубная паста, услуги парикмахера), спрос на такой товар не слишком чувствителен к изменению цены. При увеличении цены потребители тратят больше. С другой стороны есть товары, которые не столь важны для покупателя (катание на лыжах, приобретение телевизора с большим экраном и др.). Товары, покупку которых можно отложить – предметы роскоши, показывают большую эластичность.

5. Степень насыщения рынка товарами. Если все хозяйства будут иметь холодильники, то маловероятно, что производители смогут стимулировать рыночный спрос на холодильники путём снижения своих средних цен продажи.

6. Величина доходов потребителей. По мере снижения цен товар становится доступен потребителям с более низкими доходами, так что рыночный спрос становится всё более чувствителен к снижению цены.

Эластичность спроса по цене имеет важное значение при определении политики цен как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства. В случае эластичного спроса именно снижение цены ведёт к увеличению выручки продавцов, тогда как при неэластичном спросе рост выручки обусловлен повышением цены.

Существуют и другие виды эластичности спроса.

Перекрёстная эластичность спроса по цене. Этот вид эластичности спроса проявляется при рассмотрении взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров. В этих товарных группах можно проследить чёткую зависимость между изменениями цен на одни товары и изменением спроса на другие товары. Показателем такого рода эластичности спроса является коэффициент перекрёстной эластичности спроса. Коэффициент перекрёстной эластичности спроса может иметь положительное, отрицательное и нулевое значения. Он рассчитывается по формуле:

 

 

где ∆QX – процентное изменение количества спрашиваемого товара X;

∆PY – процентное изменение цены товара Y.

Взаимозаменяемые товары имеют Edxy < 0. Например, с повышением цен на автомобили спрос на бензин уменьшится. Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрёстной эластичности, тем больше взаимодополняемость товара. Независимые товары имеют Edxy = 0. Это означает, что никакое изменение цены на один товар не отразится на спросе другого товара. Например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится. Эластичность спроса по доходу. Существует прямая связь между типом покупаемых товаров (услуг) и доходом. Согласно закону Энгеля, с увеличением дохода доля его, расходуемая на предметы первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на предметы роскоши увеличивается. В соответствии с этим, доля дохода, расходуемая на продукты питания, может служить показателем благосостояния данной группы населения. Спрос эластичный по доходу, если процентное изменение дохода меньше процентного изменения величины спроса. Спрос неэластичный по доходу, если процентное изменение дохода больше процентного изменения величины спроса.

 

5.2 Эластичность предложения по цене

 

Теперь остановимся на эластичности предложения по цене. Всё, что происходит со спросом, действительно и для предложения. Экономисты ввели показатель "эластичности предложения" для того, чтобы определить степень изменения объёма предложения в ответ на увеличение цен в результате конкуренции. Эластичность предложения по ценам оценивает реакцию производителя (продавцов) на изменение цен. Мерой этого изменения выступает коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объёма предложения (в %) к росту цен (в %) по формуле:

 

 

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остаётся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Эластичность предложения можно изобразить графически (рис. 1.7).

 

Рис. 1. 7.

 

Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. При этом предложение не изменяется, так как возрастает цена. Например, кривая предложения картины И. Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, потому что в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко не поднималась цена.

На эластичность предложения оказывают влияние следующие факторы.

· Мобильность экономических ресурсов, т.е. подвижность, способность к быстрому действию, передвижению. Чем выше мобильность ресурсов, тем быстрее производитель может организовывать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение.

· Фактор времени. Эластичность по цене увеличивается на долгосрочном периоде. Если фирмы ожидают, что в будущем спрос увеличится, они будут вкладывать в производство менее мобильные ресурсы. А также с течением времени улучшается адаптация производителей к новым условиям рынка, структура предложения приходит в соответствие со структурой спроса.

· Характер технологии. Товары со сложной технологией менее эластичны.

· Характер товара. Скоропортящиеся товары менее эластичны, чем товары длительного хранения.

 


6. Практическое применение факторов эластичности спроса и предложения

 

Теория эластичности имеет важное значение в бизнесе и экономической политике правительства. Так, ценовая эластичность предложения используется при определении налоговой политики, поскольку с помощью этого показателя можно определить, какую часть налога на продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую – потребитель (соглашаясь на более высокую цену товара). Если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично – на производителей. В случае эластичного спроса по цене, большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса – потребителем. Это можно объяснить так, что когда спрос эластичен, потребители, при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары – субституты. В случае же неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

 

на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: