Паспорт фонда оценочных средств:
а. фонд диагностического (входного) контроля
не предусмотрен
б. фонд текущей аттестации
Тематика заданий текущего контроля
1. Проведение наблюдения в непосредственном учебно-воспитательном процессе (одном или нескольких уроках в школе)на основе схемы психологического анализа эффективности реализации теории обучения в практике преподавания учебного предмета в начальной школе. Задачей магистранта является: из списка передоложенных теорий обучения в Разделе 1 – «Теории обучения и их психологические основания» настоящей программы выбрать одну теорию или концепцию обучения. Далее выделить в выбранной теории (концепции) ее психологические основания, а также психологические механизмы, посредством которых данная теория объясняет и прогнозирует успешность выполнения обучающимся учебных действий и решения учебных задач в рамках конкретного предмета обучения в начальной школе (например, математика, окружающий мир, обучение грамоте, обществоведение, изобразительное искусство и т.д.). Затем необходимо провести наблюдение, во-первых, за деятельностью педагога при реализации данной теории (концепции) обучения на предмет того, как он (педагог), опираясь на знания об ее психологических основах и механизмах инициирует деятельность обучающихся, и, во-вторых, за действиями обучающихся как результат освоения содержания учебного материала.
2. Написание самостоятельной работы в виде развернутого сообщения по результатам проведенного психологического анализа эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе методом системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника. Задачей магистранта является обобщение данных, полученных в ходе непосредственного изучения конкретного уровня в системе их учебной деятельности (личностно-мотивационного, компонентно-целевого, структурно-функционального, информационного, психофизиологическго и индивидуально-психологического.). Данный вид задания является, как индивидуальным, так и групповым. Индивидуальная сторона задания связана с распределением в группе магистрантов-студентов функций по изучению отдельных «составляющих» содержания анализируемого уровня учебной деятельности обучающихся(егося), групповая сторона – в системном представлении результатов проведенного анализа в группе по всем уровням. Выводы по данному заданию представляются в форме индивидуального сообщения в рамках групповой Презентации.
Предлагаемое задание завершается коллоквиумом, где магистранты представляют результаты своей работы по результатам изучения уровней учебной деятельности обучающихся. По завершению занятия вырабатываются конкретные рекомендации для педагогов (учителей школы, в учебных классах которых проводился психологический анализ) с целью акцентирования их внимания на развитие отдельных составляющих учебной деятельности обучающихся в рамках преподаваемого предмета (предметов).
3. Написание развернутого конспекта концепции системогенеза учебной деятельности В.Д. Шадрикова. Задачей магистранта является детальное изучение и описание основных положенийсистемогенетического подхода в психологии обучения с точки зрения его обоснованности, направленности на эффективное освоение обучающимся учебной деятельности и прогнозирование результатов этой деятельности.
б) фонд промежуточной аттестации:
Промежуточный контроль (зачет) осуществляется в форме устного ответа на предлагаемые вопросы. Вопросы охватывают рассмотренные в курсе темы, связанные с психологическими основаниями теорий обучения и психологическим анализом эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе.
Вопросы для промежуточного контроля
1. Вклад теории деятельности и деятельностного подхода к обучению в развитие системы современного начального общего образования.
2. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория поэтапного формирования умственного действия П.Я. Гальперин.
3. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.
4. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория интенсификации обучения Л.В. Занкова.
5. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория A.M. Матюшкина.
6. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория Ш.А. Амонашвили.
7. Психологические основания отечественных теорий и концепций обучения в развитии познавательного и личностного потенциала детей младшего возраста: теория коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко.
8. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: бихевиористская теория обучения (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Ф. Скиннер, К. Халл, М. Миллер, Л. Доллард, Е. Толмен).
9. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: когнитивная теория обучения (Ж. Пиаже, Дж. Брунер и У. Риверс.).
10. Зарубежные теории обучения и их представленность в современной системе образования: концепция обучения Д. Коффки.
11. Современные теории обучения, основанные на использование глубинных психических механизмов: теория суггестопедии.
12. Современные теории обучения, основанные на использование глубинных психических механизмов: теория нейролингвистического программирования (НЛП).
13. Психологический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению в начальной школе.
14. Психологические составляющие обучения и их представленность в структуре предмета обучения.
15. Учет психологических механизмов обучения в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
16. Психологический анализ учебной деятельности обучающегося.
17. Основные положения системогенетического подхода в психологии обучения: раскрытие механизмов учения на процессуальном уровне; формирование в ходе деятельности учения системы способностей; индивидуально-личностный подход к ребенку.
18. Уровни системы учебной деятельности.
19. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика).
20. Метод системогенетического описания учебной деятельности младшего школьника.