Художественные средства выразительности
ТРОПЫ(от др.-греч. τρόπος — оборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Основные виды тропов: Метафора,Метонимия,Эпитет,Синекдоха,Гипербола,Каламбур,,Литота,Сравнение,Перифраз,Аллегория,Олицетворение,,Ирония,Пафос,Сарказм,Эвфемизм
ФИГУРЫ(ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А. усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха:
"Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой" (А. С. Пушкин).
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
АНАФОРА, или ЕДИНОНАЧАТИЕ, — распространенная стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (слов, полустиший, строк, строф, фраз и т. д.): Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид... (А. Пушкин) Бывает звуковая, морфемная, лексическая, синтаксическая, строфическая
|
АНТИТЕЗА (от греч. antithesis — противоречие, противоположение) — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная... (Н. Некрасов)
Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль.
АСИНДЕТОН (греч. asyndeton — несвязанное), или бессоюзие — такое построение речи, главным образом поэтической, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.
Асиндетон усиливает выразительность фразы:
Прямо дороженька, насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты. (Н. Некрасов)
ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio — перестановка) — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок:
«Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням» (А. Пушкин)
ИРОНИЯ(греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот.
(Ф.И. Тютчев)
|
КАЛАМБУР(фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию[1].
В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов[2]. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами).Пример: Дайте нам по калачу, а не то поколочу.
ЛИТОТАгреч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.
МЕТАФОРА - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает:
«Ты пьешь волшебный яд желаний» (А. Пушкин)
МЕТОНИМИЯ - употребление названия одного предмета (явления) вместо названия другого предмета или явления на основании внешней или внутренней связи между ними:
«Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» (И.А. Крылов);
МНОГОСОЮЗИЕ, или полисиндетон (от греч. polysyndeton —многосвязное) — такое построение речи, гл. обр. поэтической, при к-ром увеличено число союзов между словами. Многосоюзие — одна из стилистических фигур.
|
Замедляя речь вынужденными паузами подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют... (М. Лермонтов)
ОКСЮМОРОН - (греч. oxýmōron, буквально - остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, образующее новое смысловое целое, например "грустная радость".
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных: ручей напевал весеннюю песню.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — аналогия, сходство, общность характерных черт; однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений (или частей их):
Твой ум глубок, что море.
Твой дух высок, что горы. (В. Брюсов)
ПАРАЛЛЕЛИЗМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ-такой, в котором параллель, взятая из внешнего мира, противопоставляется действию человека, как бы отрицает его:
Не белая берёзынька к земле преклоняется —
Красная девица батюшке кланяется.
ПЕРИФРАЗ, ПЕРИФРАЗА,ПАРАФРАЗА, ПЕРИФРАЗ,ПЕРИФРАЗА - от др.-греч. περίφρασις — «описательное выражение», «иносказание»: περί — «вокруг», «около» и φράσις — «высказывание») — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: Люблю тебя, Петра творенье!
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ-конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков (в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли — дислокация), например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец). Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур (см.); такое построение речи, гл. обр. поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.
Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур (см.); такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие.
Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:
Да, так любить, как любит наша кровь Никто из вас давно не любит! (А. Блок)
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. Риторическое обращение сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов. (М. Лермонтов)
СИНЕКДОХА - выявление целого (большего) через его часть (меньшее). Существенным отличием синекдохи является количественный признак соотношения того, с чего переносят наименование, и того, на что переносят:
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» (Н.В. Гоголь)
— здесь совмещены значения «человек с бородой», «бородач» («мужик») и «борода»;
СРАВНЕНИЕ-троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Известны разные виды сравнений:
Сравнения в виде сравнительного оборота, образованного при помощи союзов как, будто, словно, точно: «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт».
Бессоюзные сравнения — в виде предложения с составным именным сказуемым: «Мой дом — моя крепость».
Сравнения, образованные при помощи существительного в творительном падеже: «он ходит гоголем».
Отрицающие сравнения: «Попытка — не пытка».
Сравнения в форме вопроса.
УМОЛЧАНИЕ-намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание широко используется при манипулировании сознанием, но проводится скрытно. Литератор, пользующийся этим стилистическим приёмом, ограничивается намёком.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
— Михаил Лермонтов. Измаил-Бей
ЭВФЕМИЗМ(греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).
ЭЛЛИПСИС (от грсч. ellepsis — опущение, недостаток) — фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого).
Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.
Мы села — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский)
ЭПИТЕТ - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету:
золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.
ЭПИФОРА(греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости...
(А. С. Пушкин)