Тема 3. Розничные торговые предприятия, их классификация, функции и принципы размещения.




МДК.01.02 Организация торговли

Преподаватель Щербинина М.В.

Для группы 1102 кмм

 

 

Тема 3. Розничные торговые предприятия, их классификация, функции и принципы размещения.

 

 

Тема 3. Розничные торговые предприятия, их классификация, функции и принципы размещения.

3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам:

· особенности устройства;

· особенности объемно-планировочного решения здания;

· вид (товарная специализация);

· размер торговой площади;

· тип предприятия;

· применяемые методы продажи.

По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом помещений, предназначенных для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации, создает благоприятные условия труда, способствует повышению качества торгового обслуживания.

Магазины-склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В состав таких магазинов могут входить: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения, навесы, площадки для хранения товаров.

Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к мелкорозничной торговой сети.

Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товарный запас.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Автомагазины, а также другие средства передвижной торговли (автоприцепы, тележки, лотки и др.) предназначены для торговли вразвоз или вразнос. Они применяются в основном для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины. В последние годы передвижную торговлю стали активно использовать и в крупных городах в местах большого скопления людей.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных по специально разработанным для них проектам.

Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах здания.

Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты.

Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома.

Торговый центр представляет собой комплекс предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, размещенных на одной территории. В границах торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин.

По видам (товарной специализации) розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные.

По размеру торговой площади выделяют магазины мелкие - до 250 м², средние - от 251 до 1000м², крупные - от 1001 до 5000м² и особо крупные - свыше 5000 м².

На типы магазины подразделяют в зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади.

По методам продажи товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

На предприятиях розничной торговли производятся операции, связанные с доведением товаров до населения. Торгово-технологический процесс в магазине состоит из торговых (коммерческих) и технологических операций. Содержание и последовательность выполнения этих операций зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.

 

3.2 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ТИПИЗАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

‐ продовольственные;

‐ непродовольственные;

‐ смешанные.

В свою очередь продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:

‐ универсальные;

‐ комбинированные;

‐ специализированные с широким ассортиментом;

‐ специализированные с узким ассортиментом.

Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.

Комбинированные магазины реализуют товары различных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание). К комбинированным магазинам можно отнести и те, которые осуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) родственных групп (овощи - фрукты, мясо - рыба).

Специализированные магазины с широким ассортиментом предлагают покупателям товары какой- либо одной товарной группы (ткани, одежда).

В специализированных магазинах с узким ассортиментом представлена часть какой-либо товарной группы (мужские сорочки, хлопчатобумажные ткани).

Со специализацией розничной торговой сети тесно связана ее типизация, цель которой состоит в устранении излишнего многообразия типов магазинов.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов.

Применение типизации снижает затраты и сокращает сроки строительства и реконструкции магазинов за счет использования типовых проектов. Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгово-технологического оборудования, рациональной организации труда.

Наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются следующие:

‐ универсам (супермаркет) - магазин, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно методом самообслуживания, торговой площадью от 400 м²;

‐ гастроном - магазин с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента (с преобладанием гастрономии), торговой площадью от 400 м²;

‐ магазин "Продукты" (минимаркет) - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки), с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м²;

‐ универмаг - магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 м² (в сельской местности - от 650 м²), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров и использующий различные методы торгового обслуживания покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок обслуживания и др.).

‐ универмаг "Детский мир" - предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей и применяющее различные методы торгового обслуживания покупателей, с торговой площадью от 2500 м²;

‐ торговый дом - предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для женщин и мужчин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия), использующее различные методы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м²;

‐ магазин "Промтовары" - предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м².

В сельской местности получили распространение магазины "Товары повседневного спроса", в которых покупатели могут приобрести все необходимые на каждый день продовольственные товары, а также непродовольственные товары повседневного и частого спроса.

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты. Они представляют собой магазины самообслуживания с очень большой торговой площадью (не менее 5000 м²).

 

Цель работы- проверка качества усвоения особо значимых вопросов учебного материала

Тест проводится в письменной форме, составлен на 25 вопросов

В ходе работы проверяется уровень усвоения знаний и овладения умениями:

Знания

- видов розничной торговой сети и их характеристики

- типизации и специализации розничной торговой сети

- особенностей технологических планировок организаций торговли

Умения

- устанавливать вид и тип организации торговли по идентификационным признакам

 

 

Критерии выставления оценки:

«5» - ставится, если выполнено 100% тестовых заданий

«4» - если выполнено не менее 80%заданий

«3» - если выполнено 60 – 79% заданий

«2» - если выполнено менее 60% заданий

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Договорно-обязательственные отношения между предпринимателями строятся на принципах

а) свободы договора

б) законности договора

в) свободы и законности договора

2. Государственное регулирование цен сочетается с финансово- кредитными мерами воздействия на… товаров

а) производство

б) обращение

в) производство и обращение товаров

3. По своей сущности…торговая система является формой производственных отношений между крупным и малым предпринимательством

а) интегрированная

б) разобщенная

в) централизованная

4. К стационарной сети относят

а) магазины

б) автомагазины

в) павильоны

г) киоски

д) палатки

5. Принципами рационального размещения розничных торговых предприятий в городах являются

а) равномерность

б) ступенчатость

в) группировка

г) равномерность, ступенчатость, группировка

6. Мелкорозничная сеть представлена

а) небольшими магазинами

б) павильонами

в) киосками

г) небольшими магазинами, павильонами, киосками

 

7. Тип предприятия розничной торговли – это предприятие, определенного вида, классифицированное по … и формам торгового обслуживания покупателей

а) площади

б) торговой площади

в) ассортименту реализуемых товаров

8. Павильон – это оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для …, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест

а) хранения товарного запаса

б) подготовки товаров к продаже

в) хранения тары и вспомогательных материалов

9.Предметом труда в торговом процессе являются:

а) товары

б) покупатели

в) товары и покупатели

10.Факторами, определяющими динамичность торгово-технологических

процессов в магазине, являются:

а) сокращение издержек обращения в торговых предприятиях

б) обеспечение наилучших условий выбора товаров в магазинах

в) уровень развития производства товаров народного потребления

г) состояние торговли и ее материально-технической базы

д) степень квалификации работников торговли

11.Общие требования к предприятиям розничной торговли изложены:

а) в ГОСТ Р 51773-2001

б) ГОСТ Р 51304-99

в) ГОСТ Р 51303-99

12.Торговый процесс обеспечивает …

а) смену форм стоимости

б) смену потребительской стоимости

в) рост объемов продажи товаров

13.Формы продажи товаров - …

а) магазинные

б) магазинные и внемагазинные

в) самообслуживание

г) продажа по образцам

14. Безопасность услуги торговли представляет собой комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску … потребителя.

а) жизнь, здоровье и имущество

б) жизнь

в) жизнь и здоровье

15.Примером формы торгового обслуживания может быть

а) салонное обслуживание

б) самообслуживание

в) обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания

16. Скорость торгового обслуживания – среднее время, затрачиваемое на обслуживание …

а) одного покупателя

б) всех покупателей, находящихся торговом зале

в) одним кассиром-контролером

17.Типы оптовых организаций:

а) федерального уровня

б) регионального уровня

в) посреднические оптовые структуры

г) организаторы оптового оборота

18.Виды оптовых предприятий – это …

а) предприятия общенационального и регионального масштаба

б) независимые оптовые торговцы, дистрибьюторы, организаторы оптового оборота

в) брокеры, агенты

19.Структуры, входящие в состав организаторов оптовогооборота - это...

а) оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки

б) торговые агенты, комиссионеры

в) предприятия-брокеры

20. Склады в зависимости от характера выполняемых функций подразделяют на.....

а) распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения и досрочного завоза

б) универсальные и специализированные

в) универсальные и общетоварные

21. Товарный склад, предназначенный для осуществления операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения, называется...

а) общетоварным

б) специальным

в) специализированным

22. Для выполнения основных технологических операций на складе - хранения товаров, распаковки, упаковки, комплектования, приёмки и отпуска товаров - предназначаются помещения...

а) основного производственного назначения

б) вспомогательные

в) подсобно-технические

23. Основные подъемно - транспортные операции, проводимые на складах:

а) захват груза

б) подъем, перемещение и выдача груза

в) укладка груза в штабель, на стеллажи, снятие его со стеллажей

г) крепление грузов, укладка и уборка подкладок

д) застроповка или отстроповка сформированных пакетов

е) накладывание или снятие захватных устройств

24. К грузоподъемным машинам относят:

а) краны

б) грузовые лифты

в) электротали

г) электрические лебедки

д) напольные тележки

е) автопогрузчики

25. Штабеля с товарами должны размещаться на складах не ближе чем на... м. от внешней стены

а) 0,5

б) 0,8

в) 1.0

 

Рекомендуемая литература:

1. Основная литература

Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц; - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.- 692с.

2. Дополнительная литература:

1. Егоров, В. Ф. Организация торговли [Текст]: учеб. для вузов по торговым спец. / В. Ф. Егоров. - СПб.: Питер, 2013. - 344 с.

2. Берман Б. Розничная торговля. Стратегический подход [Текст] / Б. Берман, Дж. Эванс; [пер. с англ. Т. В. Клекоты, А. В. Левенко, О. Л. Пелявского [и др.]; под ред. С. Г. Тригуб]. - М.: Вильямс, 2013. - 1181 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: