Специфика философского знания




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

 

 

Студентка Группы ЗБЭ-09-2 Шифр 09-12

Зернина Елена Ивановна

Преподаватель: В. Бородулин

 

г. Лысьва, 2009


Предмет философии

 

Вопрос:

При решении вопроса о «непостижимой эффективности математики в естественных науках», приходится, кроме прочего, определять грань: реальны / идеальны математические структуры? объективны / субъективны физические явления? На проблемы каких двух фундаментальных философских дисциплин — онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии — выводит этот вопрос?

Ответ:

Данный вопрос выводит на проблемы таких философских дисциплин как онтология и гносеология.

Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его постижением (познанием).

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

 

Функции философии

 

Вопрос:

Философия появляется на фоне мифа, но преодолевает его. Какие две философские функции — критическая, мировоззренческая, аксиологическая, прогностическая — задействованы в данном случае?

 

Ответ:

Миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Преодолевая мифы как форму эмоционально-образного восприятия действительности, ранняя философия («предфилософия») принесла с собой смелое сомнение и доказательство, логические рассуждения, а со временем и точное научное знание.

В данном случае задействованы мировоззренческая и критическая функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Специфика философского знания

 

Вопрос:

В рамках средневековой схоластики, какой принцип — равновесие истин Откровения и истин Разума (Фома Аквинский) или разделение истин Откровения и истин Разума (У. Оккам) — позволяет более четко произвести разграничение между теологией и философией? Можно ли доказать или опровергнуть существование Бога? Можно ли доказать или опровергнуть идеализм?

 

Ответ:

Схоластика (от греч. — ученый и школа, школьная ученость) — сложившиеся в средневековье религиозно-философские учения, видевшие задачу философии в логическом, рациональном познании и обосновании идеи бытия Божия, представители которого – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Более четко произвести разграничение между теологией и философией позволяет принцип разделения истин Откровения и истин Разума (У. Оккам)

Откровение - фундаментальное понятие теологии и религиозно-идеалистической философии, выражающее сверхчувственное познание сверхъестественной реальности в акте мистического озарения.

Оккам Уильям (ок. 1285-1349) - средневековый англ. теолог и философ-схоласт, крупнейший представитель номинализма. Преподавал в Оксфордском университете, обвиненный в ереси, бежал из заключения в Баварию. Идеолог светских феодалов в борьбе против папских притязаний на мировое господство церкви. Один из лидеров схоластической оппозиции томизму. Оккам утверждал, что бытие бога и др. религиозные догматы не могут быть доказаны с помощью разума и основаны исключительно на вере; философия, в свою очередь, должна освободиться от теологии (Двойственная истина). Оккам объявил, что бытие Бога – это предмет религиозной веры, а не философии, которая основывается на доказательствах.

С точки зрения современной научной философии бытие Бога не может быть ни убедительно доказано, ни опровергнуто. В науке отсутствуют достоверные доказательства существования Бога. Приводимые в философии и в теологии аргументы в пользу действительности Бога пока не очень убедительны. Существование Бога принимается на веру, на основе божественного откровения, интуитивно, без доказательства, в силу авторитета библии. В курсах богословия считается, что в пользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов, суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу».

Доказать или опровергнуть идеализм, как философское направление, можно.

 

Отечественная философия

 

Вопрос:

В каком течении русской философии — религиозной философии, космизме, материализме, марксизме — и в чьем учении — А.И. Герцена, В.С. Соловьева, В.И. Вернадского, В.И. Ленина — связующим звеном между Единым (Богом) и множественностью вещей (материальным миром) выступает мировая душа (София)? Учение какой эпохи — неоплатонизм античности или механицизм Нового времени — напоминает это построение?

 

Ответ:

Связующим звеном между Единым (Богом) и множественностью вещей (материальным миром) выступает мировая душа (София) в учении В.С. Соловьева, представителя религиозной философии.

Русская религиозная философия занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи Киевской Руси. Расцвет же этой философии пришелся на конец XIX и первое двадцатилетие XX веков. В этот период она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Русская религиозная философия представляет собой специфическое мировоззрение, в рамках которого были осмыслены традиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса. Ее духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. По сути дела, это был философский идеализм, нередко религиозно-мистического толка.

Свои классические формы русская религиозная философия обрела в XIX веке. В 30-е — 40-е годы ее важнейшие идеи и принципы формировались в рамках славянофильства. Философом В.С.Соловьевым была создана целая система религиозно-философского мировоззрения. Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900) – русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет. На взгляды Соловьева оказала большое значение христианская литература. В своем учении Соловьев проводил мысль о том, что обновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизни в обществе. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. Эта идея имеет космологическое звучание, поскольку она охватывает собой все сферы и проявления бытия. Бог — это некий космический разум, организующая сила мира. Однако будучи создан своим Творцом, мир, тем не менее, не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого рода творящую энергию, она является носителем идеи и принципа всеединства. Мировая душа познается двумя основными способами — научным знанием и религиозной верой.

Вечно женственная, божественная душа мира была названа Соловьевым мудростью, или Софией. Являясь духовным источником мироздания, она связывает воедино Творца и его творения, мир и человечество.

Напоминает это построение учение неоплатонизма античности. Неоплатонизм – реакционная философия эпохи упадка Римской империи (3-6 вв.). Неоплатонизм первоначально возник в Египте, в Александрии. Согласно теории Платона как в природе, так и в мире идей существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличие от идеи зла. Благо является источником истины, соразмерности и красоты, оно — высочайшая добродетель наподобие Солнца. Но и материя в учении Платона играет все же не последнюю роль в мироздании. Мир не может обойтись без нее, хотя материя безжизненна и косна, и лишь идея способна вдохнуть в нее жизнь. Развивая свой исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души как динамической и творческой силы, источника всей жизни. Порядок и последовательность в мироздании сотворены Богом как демиургом всего сущего. Сам же Космос — это как бы живое существо, наделенное душой и умом, гармоничным порядком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: