Сущность и истоки технического освоения природы




Реферат

 

По дисциплине «Экологическая культура »

Тема: «Сущность и истоки технического освоения природы»

 

 

Студентка гуманитарного факультета

3 курс, культурология

Климович К.В

 

Минск 2020

 

Сущность и истоки технического освоения природы

Долгий и сложный пуп прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия.

Понятие «техника» возникло еще в античном обществе и берет свое начало от греческого слова "техне", означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Теперь это слово ассоциируется у большинства людей с машинами, различными орудиями, все более сложными системами, которые пронизывают практически все сферы общественной жизни и человеческой деятельности. «Техно» представляло ту область знания, которая непосредственно соотносится с человеческой деятельностью, связана с ней, отражает ее результат, то есть порождена мыслью и трудом человека в соответствии с имеющимися потребностями. Это являлось областью технознания. Предметом его выступала сфера создаваемого, т.е. находящегося в процессе становления. Теоретическое же знание было обращено к непосредственно существующему, то есть к уже данному природой или богами и требовало понимания.

Техническое знание представляло собой как бы связующее звено между опытным знанием и знанием теоретическим. В технознании интуитивно соединялись экспериментальные данные и теоретические умозаключения по объяснению происходящего и настоящего.

Особенностью технического знания была его направленность на проектирование, конструирование и производство. Процесс будущего производства в техническом знании состоит из ряда этапов: идеальное моделирование объекта, его проектировку и непосредственную разработку конструкции. Это существенная особенность, которая позволяет видеть в техническом знании средство для осуществления целей, соответствующих реальным потребностям общества и человека.

Сравнивая процессы производства в техническом знании и процессы возникновения в природе, греческие мыслители считали, что они во многом схожи, хотя процесс производства сложнее. В отличие от природы техническое знание посредством техники способно моделировать и совершенствовать то, что им создается в соответствии с возникающими потребностями. Во власти технознания - изменить природные процессы, поэтому техника, с одной стороны, действует аналогично природным процессам, с другой, может изменять окружающий мир в соответствии с возникающими потребностями людей.

Таким образом, в слове техника с момента его вербального использования соединились два аспекта: во-первых, орудия труда, т.е. инструменты, с помощью которых человек осуществляет деятельность, реализуя свои потребности; во-вторых, накопленные знания, навыки, способы работы, необходимые в применении орудий труда, а также используемые для их совершенствования. Хотя слово «техно» и было впервые употреблено в Элладе, оно не является доказательством того, что технические приспособления зародились именно там. Этот факт подчеркивает особенность развития знаний у эллинов, опирающихся на духовное осмысление явлений действительности. Сама же техника, а точнее первичные орудия хозяйственного применения, относятся к 4-3 тысячелетиям до н.э., то есть ко времени зарождения человеческой цивилизации. Поэтому они еще не могли считаться техникой в сущностном понимании и инженерном применении. Это был только прообраз техники для начального обозначения «человеческого техноделания»: создания орудий труда (скребков, мотыг, топоров, лопат, веретена, колеса), организации первичного производства (в строительстве, земледелии, металлообработке). Это были первые шаги человечества в становлении техники, а позднее в понятийном обосновании.

Ценностные установки общества, его ценностные ориентации, влияют на развитие технического знания в целом, определяют общие направления развития научно-технического знания. Также и научно-техническое знание воздействует на сложившуюся систему ценностей, модифицирует некоторые из них, изменяет их социальное значение. Необходимо все же отметить, что это воздействие не всегда проявляется однозначно, теоретико-научные представления в обыденном сознании зачастую трансформированы, представлены в "превращенной форме" в виде околонаучных квазимифологических конструкций. В сфере технического знания это может проявляться в неадекватной оценке перспектив технического прогресса, последствий воздействия техники на экологическую ситуацию, непонимании вредных косвенных последствий отдельных технических новшеств, вторгающихся в «частную» жизнь, быт граждан: компьютерные видеоигры, продукты питания с синтетическими добавками и т.д.

В период перехода от ручных орудий труда к машине техническое знание достигает соответствующего уровня, обеспечивающего ему соответствующий технологический базис в сфере технологической деятельности. Этот промежуточный статус технологического процесса между человеком и природной средой дает определенные возможности совершенствования этого процесса посредством применения многочисленных технических средств и целенаправленного использования накопленного арсенала теоретических знаний. Если ранее применение орудий труда на практике опиралось на опыт накопленного эмпирического знания, то использование машин предстает конкретным технологическим воплощением определенных теоретических (технических) знаний. Специфика этого процесса обусловлена самой внутренней логикой эволюции технического знания: этап накопления и эмпирических поисков необходимо сменяется периодом обобщения и теоретических разработок. Таким образом, техническое знание постепенно превращается в важнейший фактор процесса технологической деятельности, определяя сущность нового этапа в его саморазвитии.

Наряду с социально-экономическими факторами, определяющими специфику процесса эволюции технического знания, является уровень развития естествознания. С начала формирования научного технического знания, естествознание, как форма познавательной активности человека, в той или иной степени, выступала в качестве основы развития технических средств производства. При исследовании закономерностей создания и функционирования технических средств и методов с необходимостью применяются наличные достижения естественнонаучного знания. Создание любого вида технических средств предусматривает учет имеющихся в наличии законов природы, поэтому в ходе исследования закономерностей создания и функционирования технических средств и систем необходимо восходить к существующим достижениям естествознания, как к своеобразной аксиоматической основе технической деятельности на данном этапе.

Раскрытие специфики природных законов, особенностей протекания процессов и явлений в рамках естественнонаучного знания, формирование фундаментальных теоретических представлений о природной действительности выступает предпосылкой развития технического знания, всей практической преобразующей деятельности человека.

 

Техническая теория, эволюция ее структуры опирается на следующие основополагающие принципы:

1. принцип действия — определяющий круг привлекаемых для решения данной технической задачи естественнонаучных теорий, способ их соединения в новую область знания, объектом которого должна быть будущая техническая конструкция;

2. принцип оптимальности;

3. принцип системности — в качестве объекта берется исходная система, элементами которой являются исходное сырье (конструктивные материалы и элементы), способы его получения, технические устройства, в которых осуществляется преобразование сырья в целях получения необходимого продукта, отходы производства и способ их утилизации, а также влияние этих отходов на окружающую среду и на здоровье человека;

4. принцип актуальности — определяющий направленность разрабатываемого технического устройства, на удовлетворение наличных потребностей (потребительский спрос);

5. принцип технологичности — связанный с выбором пути наименьшего вмешательства в апробированные производственные прессы с целью минимизации возможных вредных экологических последствий;

6. принцип надежности — определяющий способность создаваемой технической системы к безаварийному выполнению заданных технологических функций в течение определенного времени, в заданных природных и производственных условиях.

В целом в эволюции технического знания можно выделить периоды эволюционного и революционного характера. Первый (эволюционный) период можно охарактеризовать как период постепенного накопления фактического материала и попыток его объяснения на основе существующих теоретических концепций. Период же революционного скачка, подготавливаемый предшествующим ему эволюционным периодом, представляет собой начало качественно новой (а следовательно, и завершение старой) эпохи в развитии технического знания. “Часть наших затруднений в понимании глубокого различия, существующего между наукой и техникой, связана с тем, что и науке и технике одинаково свойственен прогресс”. Качественно новый фактический материал, не укладывающийся в рамки устаревших теоретических воззрений, способствует появлению новых теоретических концепций, порой осуществляющих настоящий переворот, осмысление предшествующего периода развития техники. По истечении революционного периода в развитии структуры технического знания, вновь начинается новое эволюционное развитие, направленное на более полную реализацию открывающихся возможностей технического освоения действительности.

За всю историю человечества было накоплено много практических знаний, за счет того, что знания передавались из поколения в поколение, ученик зачастую достигал больше высот в полученных навыках. С развитием письма появилась возможность вербарлизовать свой опыт в методики, практические советы и рисунки. Книги печатались, переводились и распространялись по всему миру, каждый при желании мог приобрести новое знание или подтвердить свой опыт в требуемой области. С развитием технологий стало возможным хранить и распространять вербализованный опыт и тиражировать его в невиданных ранее масштабах. Большая часть информации которая была создана за последние двадцать лет находится в секундной доступности, будь то музыкальный концерт, научные статьи или музыкальное произведение.

Но технологии приносят в наш мир не только благо, но и ставят человечеству новые задачи, которые технологии на данный момент решить не позволяют или решают их частично, воплощая в реальность с большими рисками для человечества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: