Практическая работа № 2
Производственно-техническая база предприятий автомобильного транспорта
Цель занятия: изучение общих вопросов развития производственно-технической базы автомобильного транспорта, ее создания и организации функционирования.
Знания, умения, формируемые компетенции: Формирование способностей к самообразованию и использованию в практической деятельности новых знаний и умений; формирование знаний и умений системного подхода к анализу состояния и перспектив развития наземных транспортно-технологических средств, их технологического оборудования и комплексов на их базе; формирование способностей анализировать состояние и перспективы развития технологий и оборудования для технического обслуживания, диагностирования и ремонта наземных транспортно-технологических средств.
Материальное обеспечение: методические указания, калькуляторы, оргпринадлежности для оформления графиков.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Производственно – техническая база предприятий автомобильного транспорта (ПТБ)
Для поддержания парка автомобилей в технически исправном состоянии предприятия автомобильного транспорта имеют ПТБ.
Производственно – техническая база автомобильного транспорта представляет собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для диагностики, ТО, TP и хранения подвижного состава, а также для создания необходимых условий для работы персонала.
Основное требование к ПТБ — обеспечение требуемого уровня технической готовности подвижного состава для выполнения перевозок при наименьших трудовых и материальных затратах.
Уровень развития ПТБ оказывает существенное влияние на показатели работы автопредприятия. По данным Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ), при повышении стоимости (оснащенности) ПТБ на 1 т суммарной грузоподъемности подвижного состава затраты на его ТО и TP сокращаются в 1,5 раза при существенном росте коэффициента технической готовности и прибыли.
Специалистами НИИАТ установлено, что для нормальной деятельности автопредприятий (АТП) основные производственные фонды автомобильного транспорта, приходящиеся на подвижной состав, должны составлять 40... 50 %, а на ПТБ — 50... 60 %. Опережающий рост парка автомобилей привел к тому, что обеспеченность предприятий производственными площадями для ТО и TP составляет 50...65 %, а уровень механизации — 25... 30 % от нормативных.
В то же время анализ показывает, что, несмотря на отставание ПТБ, степень ее использования невысока из-за недостатков в организации и технологии производства. В ряде АТП, особенно мелких, потери рабочего времени вследствие низкого уровня механизации и нерациональной технологии производства составляют до 40 %.
Уровень развития ПТБ во многом определяется размерами и формами организации производственной деятельности АТП.
1.2. Виды предприятий автомобильного транспорта
В зависимости от назначения, функций, характера и видов перевозок и организации производственной деятельности различают следующие предприятия автомобильного транспорта:
• автотранспортные;
• автообслуживающие;
• авторемонтные
Автотранспортные предприятия. По характеру перевозок и типу подвижного состава различают следующие АТП:
1) пассажирские: легковые (таксомоторные и по обслуживанию учреждений и организаций); автобусные;
2) грузовые;
3) смешанные (выполняют грузовые и пассажирские перевозки);
4) специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т.п.).
По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности и подчиненности различают следующие основные АТП: комплексные и кооперированные.
К комплексным АТП относятся предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и TP подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и марок подвижного состава. Установившийся размер комплексных АТП имеет широкий диапазон: для грузовых — 50—-300 и более единиц подвижного состава, для автобусных — 50—500 ед. подвижного составлю легковых таксомоторных — 50—300 ед. подвижного состава.
К кооперированным АТП относятся предприятия, входящие в состав производственного автотранспортного объединения. Деятельностъ этих предприятий осуществляется с учетом централизации транспортной работы, а также полной или частичной централизации производства работ по ТО и TP подвижного состава. Производственное автотранспортное объединение организуется путем объединения в городе или районе предприятий одинакового назначения. Обычно они состоят из базового наиболее передового и хорошо оснащенного предприятия и подчиненных ему предприятий — филиалов объединения.
К автообслуживающим преприятиям относятся:
- БЦТО;
- СТО;
- АЗС;
- стоянки автомобилей;
- пассажирские автостанции и автовокзалы;
- грузовые автостанции и автоплощадки;
- мотели и кемпинги.
Авторемонтные предприятия. К авторемонтным предприятиям относятся:
• авторемонтные заводы;
• мастерские по ремонту автомобилей;
• авторемонтные производства, специализирующиеся на ремонте определенных агрегатов автомобилей.
На транспорте общего пользования получили развитие преимущественно комплексные АТП, средний размер которых составляет 150—250 автомобилей.
Значительная доля смешанных АТП (до 50 %), включают в себя подвижной состав различного типа (грузовые автомобили, автобусы, автомобили-такси), а также большая разномарочность подвижного состава затрудняют организацию ПТБ и выполнение ТО и ТР.
Развитие ПТБ предприятий автомобильного транспорта неразрывно связано со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий. При отнесении предприятий автомобильного транспорта к тому или иному виду строительства руководствуются следующим.
1) Новым строительством считается создание предприятия на новой площадке по первоначально утвержденному в установленном порядке проекту.
2) Расширение действующего предприятия — это строительство филиала названного предприятия, строительство нового и расширение существующего здания или сооружения для ТО и TP подвижного состава, открытой или закрытой стоянки для его хранения, а также пристройка помещения к существующему зданию.
3) Реконструкция действующего предприятия включает в себя: переоборудование или строительство здания или сооружения основного производства, вызываемое ликвидацией существующего здания или сооружения из-за ветхости или износа; строительство взамен устаревшей открытой или закрытой стоянки, здания или сооружения для ТО и TP, контрольно-пропускного пункта, диагностического комплекса, устройства для подогрева в зимнее время двигателей автомобилей на открытой стоянке. Реконструкция обеспечивает возможность наращивания мощностей в более короткие сроки и с меньшими затратами капитальных вложений, чем при новом строительстве. При этом как строительство новых предприятий, так и реконструкция действующих должны осуществляться с учетом требований научно-технического прогресса на автомобильном транспорте и в экономическом комплексе страны.
4) Техническое перевооружение действующего предприятия связано с установкой технологического оборудования новых типов (моечных машин, подъемников, стендов и другого более производительного оборудования) без расширения производственных площадей; внедрением диагностического оборудования, новых технологических процессов; с отдельными мероприятиями по охране природы, улучшению состояния вспомогательных служб (включая объекты, обеспечивающие улучшение условий и организации труда), инженерных сетей и складского хозяйства.
Расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих, а также строительство новых предприятий при соблюдении максимальной эффективности капитальных вложений требует знания проблем, связанных с проектированием предприятий автомобильного транспорта.
В основе проектирования АТП и СТО лежат проектные решения по технологии и организации производства ТО и TP, разрабатываемые при технологическом проектировании предприятия.
1.3. Инвестиции на развитие производственно-технической базы
Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные и интеллектуальные права, вкладываемые в объекты с целью получения прибыли или достижения иного положительного эффекта.
Инвестиции в зависимости от объекта инвестирования бывают:
- реальными (реальными инвестициями называют инвестиции на приобретение, покупку реального капитала, составляющего активы предприятия или отрасли);
- финансовыми;
- спекулятивными.
Реальные инвестиции могут быть реализованы в форме материальных активов: основных производственных фондов, земли, транспортных средств, передаточных и перегрузочных устройств, машин, механизмов, агрегатов и пр., оплаты строительства или реконструкции объектов недвижимости производственного назначения; производства капитального ремонта основных фондов разного вида; вложений в нематериальные активы: НИОКР, патенты, лицензии, права пользования, авторские права, базы данных, программы и программное обеспечение, товарные знаки и бренды, ноу-хау и инновации, технологии и открытия; вложений в развитие человеческого интеллектуального капитала трудовых ресурсов отрасли и предприятия: образование, научные исследования, подготовка и переподготовка кадров, формирование кадрового резерва.
Финансовыми инвестициями называют инвестиции, направленные на приобретение ценных бумаг и других финансовых активов.
Финансовые инвестиции рассматривают как косвенную покупку капитала через увеличение финансовых активов. Основными формами финансовых инвестиций являются: приобретение ценных бумаг (в основном через финансовые биржи или свободный взаимозачет и оборот между предприятиями); кредиты банков или других финансовых учреждений; заключение лизинговых сделок; аренда имущества; смешанные инвестиции (одновременное использование нескольких способов инвестирования на договорных условиях между контрагентами инвестиционного проекта).
Спекулятивными инвестициями называют приобретение активов для дальнейшей их перепродажи в связи с возможным изменением цены и получением дополнительной прибыли.
Формы спекулятивных инвестиций: приобретение валюты разных стран или "игра на разнице курсов валют"; приобретение драгоценных металлов в виде открытия специальных форм обезличенных металлических счетов, на которых формируется величина финансовых ресурсов, равная стоимости определенного объема драгоценного металла; покупка всех видов ценных бумаг (акции, облигации, векселя, сертификаты институтов совместного инвестирования и др.).
В соответствии с целью инвестирования также выделяют несколько типов инвестиций:
• прямые – вложения в материальное производство и сбыт с целью получения доли для участия в управлении предприятием, в которое направлены инвестиции, и получения дохода от них. Прямые инвестиции часто составляют крупную долю в капитале предприятия или контрольный пакет акций, которые обеспечивают силу власти владельца в управлении предприятием, влияния. В международной практике прямыми считают инвестиции, составляющие более 10% уставного капитала. В мире нарастает тенденция к увеличению объема прямых инвестиций и свертыванию объема портфельных инвестиций;
• портфельными называют инвестиции в ценные бумаги, которые формируют "портфель" – набор бумаг разной доходности, и снижение прибыли от одних видов бумаг компенсируется стабильностью или ростом прибыли от других. Главной целью портфельных инвестиций является получение прибыли от владения портфелем;
• реальные инвестиции (см. выше) связаны с необходимостью развивать или модернизировать какое-либо производство;
• нефинансовые инвестиции – внесение в качестве вклада в инвестиционный проект или его обеспечение лицензий, патентов, прав на другие объекты, имеющих стоимостную оценку;
• интеллектуальные инвестиции на развитие, обучение, переподготовку персонала разных уровней рассматриваются как вложение денег, имеющее долгосрочную высокоэффективную отдачу.
Поскольку все виды инвестиций связаны не только с объектами инвестирования и целями, немаловажным для их разделения является фактор времени отдачи (получения эффекта от инвестирования). С этих позиций выделяют краткосрочные инвестиции на период до 1 года; среднесрочные – с периодом окупаемости от 1 до 3 лет; долгосрочные – более 5 лет; стратегические – имеющие определенную цель и период инвестирования более 10 лет.
Вид инвестиций зависит и от формы собственности на инвестиционные ресурсы.
Частные инвестиции принадлежат частному лицу или группе лиц и направляются на использование по их усмотрению.
Государственные инвестиции выделяются из бюджетов различных уровней и направляются на неотложные государственные и стратегические цели как территориального, так и национального характера.
Инвестиционные вложения иностранных вкладчиков в развитие отраслей и предприятий в других странах называют иностранными.
Инвестиции из нескольких разных источников – от частных вкладчиков, от государства и иностранных фирм в разных долях – называют смешанными.
Задание
2.1. Дайте определение производственно – технической базы (ПТБ) предприятий АТ.
2.2. Приведите виды предприятий автомобильного транспорта.
2.3. Приведите характеристики методов развития производственно - технической базы предприятий автомобильного транспорта.
2.4. Какие виды инвестиций используются для развития ПТБ предприятий автомобильного транспорта?
2.6. Сделать выводы и оформить работу.
Вопросы для обсуждения
1. Для чего служит ПТБ предприятий АТ?
2. Какие методы развития ПТБ наиболее эффективны?