РЕМОНТ БЛОКОВ ЦИЛИНДРОВ
Цель работы.
Изучить основные дефекты чугунных блоков и блоков цилиндров из алюминиевых сплавов и способы их устранения; изучить оборудование для гнезд и вкладышей коренных подшипников и втулок распределительных валов; приобрести практические навыки по выполнению расточных операций на станках РД-2 и РР-4.
Задание.
Продефектовать блок цилиндров, назначить режим растачивания, расточить отверстия под шейку распределительного вала и гнезда коренных подшипников.
Оборудование и материалы.
Блоки цилиндров ЗМЗ, Д-240 и СМД; станок расточной РД-2 и комплект приспособлений; станок расточной РР-4 с комплектом приспособлений; оправка для проверки соосности постелей коренных подшипников; индикаторные нутромеры 18...50, 50... 100 мм; микрометры МК 25...50, 50...75, 75... 100 мм; набор слесарного инструмента: молоток, ключи и др.; альбом технологических карт на восстановление деталей двигателя.
Общие сведения. Основные дефекты блоков цилиндров: трещины, пробоины и обломы стенок блока; износ или отклонение от соосности отверстий под вкладыши коренных подшипников и втулок распредвала; износ и коробление отверстий под гильзы цилиндров; коробление плоскости разъема и износ резьбы.
Основные причины дефектов блоков следующие: образование накипи в водяной рубашке блока, вызывающей перегрев стенок и образование трещин; размораживание блоков; кавитация поверхности гильз блока в местах их сопряжения; нарушение температурного режима вследствие нарушения режима работы системы охлаждения и смазки, ослабления крепления деталей шатунно-поршневой группы, а также отсутствие балансировки коленчатого вала и других вращающихся деталей двигателя. К срыву или износу резьбы приводит частая разборка и сборка двигателя, применение различных надставок на ключи, приводящее к превышению
действующего момента закручивания болтов и гаек над допустимым.
Трещины, пробоины и обломы блока цилиндров устраняют дуговой и газовой сваркой, а также заделкой трещин клеевыми составами на основе эпоксидных смол.
Трещины в перемычках между отверстиями под гильзы устраняют постановкой упрочняющей фигурной вставки или приваркой накладки на перемычку.
Трещины в водяной рубашке и картере в зависимости от их местоположения могут быть завершены электродуговой сваркой, способами отжигающих валиков с предварительной постановкой штифтов.
Трещины на ненагруженных поверхностях можно заклеить составами на основе эпоксидных смол или клеями БФ-2, ВС-10Т с наложением заплаты из стекловолокна.
Пробоины на стенках водяной рубашки или боковой стенки картера, не проходящие через обработанные плоскости, заделывают постановкой заплаты толщиной 3 мм на болтах Мб с картонной прокладкой, смазанной суриком или белилами, или приваркой заплаты из листовой стали толщиной 2,6...3 мм с отбортовкой ее по краям на 4...5 мм.
При изломе фланцев их сваривают, предварительно закрепляя отломанную часть с сопрягаемой деталью на пластине болтами или струбциной.
Трещины, пробоины или обломы блоков цилиндров, изготовленных из сплавов алюминия, восстанавливают дуговой сваркой неплавящимся вольфрамовым электродом в среде аргона.
После проведения сварочных работ блоки цилиндров испытывают на герметичность под давлением 0,4...0,5 МПа в течение 3 мин. При испытании не должно быть потения и течи воды со швов.
Изношенные поверхности гнезд и их соосность восстанавливают: расточкой под увеличенные ремонтные размеры (через 0,25 мм) с последующей постановкой вкладышей увеличенного наружного диаметра (блоки двигателей СМД, ЯМЗ); нанесением на изношенные поверхности состава на основе эпоксидных смол (блоки автомобильных двигателей) с применением наполнителей из стальной алюминиевой стружки, хорошо проводящей тепло, с последующим отверждением и расточкой под чертежный размер; расточкой с последующей электроконтактной приваркой ленты и расточкой (шлифованием) под номинальный размер; наплавкой поверхностей малоуглеродистыми или на никелевой основе электродами с предварительным подогревом до температуры 700...860 °С газовой горелкой и последующей расточкой под номинальный размер.
При износе и срыве резьбы в отверстиях этот дефект устраняют постановкой резьбовых переходных втулок, резьбовых спиральных вставок или ступенчатых шпилек с резьбой увеличенного размера.
Изношенные в условиях кавитации поверхности канавок под резиновые уплотнительные кольца растачивают на алмазно-расточном станке и запрессовывают в них с эпоксидным составом металлические кольца или заливают составом на основе эпоксидных смол с наполнителем из металлической стружки. В последнем случае после тщательной очистки поверхности канавки ацетоном ее заполняют эпоксидным составом, вставляют резиновое кольцо и устанавливают гильзу, у которой смазывают наружную поверхность против поясков уплотнения консистентной смазкой. После отверждения состава гильзу и резиновое кольцо убирают, а поверхность в канавке зачищают резцами с помощью специального приспособления, закрепленного на блоке. Применяют также проточку второй канавки в блоке для большей надежности уплотнения гильзы.
У автомобильных двигателей могут изнашиваться отверстия под толкатель в блоке. При износах более 0,07 мм отверстия развертывают на увеличенный размер и ставят толкатели соответствующего размера.
Порядок выполнения работ при ремонте блоков двигателя ЗМЗ-53 на расточном станке РД-53. 1. Проводят дефектацию блока цилиндров и составляют маршрутную карту ремонта блока. Результаты заносят в карту дефектации и маршрутную карту.
2. Определяют диаметр растачиваемого отверстия под шейку распределительного вала и коленчатого вала или вкладыши коренных подшипников. Для этого ремонтные втулки распределительного вала запрессовывают в их гнезда. Устанавливают ремонтные размеры шеек валов (распределительного и коленчатого). Втулки распределительного вала перед запрессовкой предварительно растачивают на токарном станке, чтобы припуск на расточку в блоке не превышал 1 мм на диаметр.
3. Рассчитывают вылет резцов на борштангах по формулам.
4. Устанавливают резцы на рассчитанный вылет и измеряют
его микрометром или специальным индикаторным приспособлением.
При расточке гнезда коренных подшипников резцы борштанги устанавливают на один размер, равный чертежному или ремонтному.
При расточке вкладышей коренных подшипников и втулок распределительного вала резцы устанавливают на размер (ремонтный или чертежный) вала с учетом масляного зазора в соединении.
5. Выбирают скорость подачи при растачивании, равную
15...20 мм/мин, установкой дросселя в необходимое положение.
Проверяют скорость подачи с помощью линейки и секундомера и
записывают указанное положение крана дросселя в отчет.
6. Устанавливают редуктор в исходное левое крайнее положение и поворотом рукоятки поднимают выдвижные упоры опорной плиты.
7. Устанавливают на выдвижные упоры опорной плиты предназначенный для расточки блок цилиндров так, чтобы конусные головки фиксатора вошли в технологические отверстия блока цилиндров. Задняя часть должна быть обращена в сторону редуктора. Поворотом рукоятки влево спускают блок цилиндров на опорную плиту.
8. Вставляют поочередно большую и мелкую борштангу в опорные подшипники так, чтобы шпоночный паз борштанги совпал с направляющей шпонкой опорного подшипника. При этом прорезь для прохождения резцов борштанги в опорных подшипниках должна находиться в верхнем положении.
Приподняв на 1...2мм блок, борштанги пропускают через обрабатываемые отверстия так, чтобы резцы не задевали растачиваемые поверхности. Затем пропускают их через второй опорный подшипник и совмещают хвостовик борштанги с пазом муфты хвостовика шпинделя. Поворотом борштанги за ручку по часовой стрелке заводят хвостовик в зацепление с муфтой и опускают блок на опорную плиту.
9. Закрепляют блок, убедившись, что все резцы вышли из гнезд
коренных подшипников и втулок распределительного вала блока,
с помощью двух специальных планок на опорной плите. Выкру
чивают хвостовики борштанг для предупреждения травм, которые
они могут нанести оператору при расточке.
10. Включают привод насоса гидросистемы и подводят резцы борштанг до растачиваемых поверхностей не ближе 5... 10 мм, поворачивают рукоятку управления распределителя в правое положение, применяя ускоренное движение подачи с помощью дросселя.
11. Выключают привод насоса гидросистемы, устанавливают дросселем расчетную скорость подачи (15...20 мм/мин). Нажатием кнопок «Пуск» сначала привода борштанг, а затем привода
насоса гидросистемы запускают стенд в работу и растачивают отверстия. Конец растачивания контролируют концевым выключателем.
12.Освобождают блок от прижимов, устанавливают борштанги резцами вверх, приподнимают рукояткой блок и поочередно вынимают борштанги за рукоятки, которые ставят после окончания расточки. Поднимают блок на упорах на 0,5... 1 мм, чтобы резцы не касались растачиваемой поверхности.
13.Включают насос и отводят редуктор в крайнее левое положение.
14.Снимают блок и контролируют растачиваемые отверстия. Шероховатость расточенных поверхностей должна составлять 3,2...6,3 мкм, максимальное отклонение от соосности не должно превышать 0,02 мм. Номинальный момент затяжки коренных подшипников должен быть 100...11О Н м.
Порядок выполнения работ при расточке гнезд коренных подшипников на станке РР-4. После фрезерования плоскостей разъема крышки и гнезда коренных подшипников или восстановления поверхности проводят расточку гнезд под чертежный размер на станке РР-4. Для этого выполняют следующие виды работ.
1. Рассчитывают вылет резца для растачивания до чертежного размера диаметра гнезд коренных подшипников блока.
2. Выбирают необходимый диаметр борштанги, собирают и регулируют опоры на борштанге. Опоры должны плотно без заеданий и люфта входить в подшипник кронштейна.
3. Устанавливают и регулируют на требуемый размер расточные резцы.
4. Устанавливают блок на плиту станка картерной плоскостью вверх и первым коренным подшипником к шпинделю станка. Снимают крышки коренных подшипников и в постели первого и последнего коренного подшипников устанавливают вкладыши для центровки борштанга. К станку прилагаются 4 комплекта вкладышей: 70x95 (Д-56); 50x70,5 (ЗИЛ-508.10); 50x68,5 (ЗМЗ-53); 70x98 (СМД-62).
5. Устанавливают на хвостовики опор борштанги кронштейны: для тракторных блоков — большие, для автомобильных — маленькие. Кронштейны прикручивают непосредственно к картерной плоскости блока за исключением блока ГАЗ-53, ГАЗ-69, на которых под кронштейны ставят специальные подкладки. Отверстия кронштейнов и пазы подкладок совмещают с отверстиями в блоке и слегка их закрепляют картерными блоками. Затем закрепляют хвостовик опоры в кронштейне с помощью стяжных болтов и окончательно закрепляют кронштейны к блоку.
6. Снимают установочные вкладыши и устанавливают крышки коренных подшипников на свои места.
7. Совмещают ось борштанги с осью шпинделя станка, перемещая блок в горизонтальной плоскости стола и шпиндельную бабку станка в вертикальной плоскости с помощью винта по направляющим тумбы без заметного перекоса.
8. Закрепляют блок к столу при помощи прижимных планок и болтов. Соединяют борштангу с хвостовиком пиноли шарнирным патроном и подводят резцы борштанги к обрабатываемым гнездам коренных подшипников.
9. Включают необходимое направление подачи борштанги, подбором сменных шестерен устанавливают выбранную частоту вращения шпинделя, провертывают механизм станка вручную, снимают рукоятки с подъемного винта и винта подачи пиноли и включают вращение станка, нажав кнопку «Пуск».
10.Останавливают станок после расточки и, если необходимо, снимают проходные резцы с борштанги и устанавливают резцы для других расточных работ: подрезки галтелей, установочного подшипника или пояска под маслогонную резьбу. Для этого устанавливают правый резец и изменяют направление подачи в сторону шпиндельной бабки.
11.Снимают все резцы, отсоединяют борштангу и вынимают ее из опор. Проводят контроль отверстий, и если расточенные отверстия удовлетворяют техническим уровням, кронштейны с опорами снимают с блока.
Шероховатость расточенных поверхностей не должна превышать 6,3 мкм, овальность 0,02 мм, конусообразность 0,03 мм, отклонение от соосности 0,05 мм. Отклонение от соосности смежных гнезд допускается не более 0,03 мм.
Отчет о работе. Он должен содержать.
1. Название, цель лабораторной работы и применяемое оборудование.
2. Основные технические характеристики и краткое описание принципа действия расточных станков РД-2 и РР-4.
3. Карту дефектации и маршрутную карту ремонта блока цилиндров.
4. Расчет и выбор режимов растачивания с приложением схемы расчета вылета резца.
5. Результаты контроля расточки и технические требования на выполненную работу.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные причины нарушения соосности расположения постелей вкладышей коренных подшипников в блоках двигателей.
2. Как проверяют и замеряют несоосность постелей вкладышей коренных подшипников в блоке?
3. Какими способами восстанавливают соосность гнезд под вкладыши коренных подшипников в блоке?
4. В каких случаях растачивают вкладыши шатунных и коренных подшипников двигателя?
5. Изложите технологию расточки коренных подшипников и втулок распределительного вала.
6. Каким требованиям должны отвечать расточенные коренные подшипники и втулки распределительного вала?
7. Как рассчитать вылет резца для расточки гнезд при использовании микрометра или индикаторной головки?
8. Какие преимущества дает одновременная расточка гнезд коренных подшипников и втулок распределительного вала?