Домашняя работа. Практическое занятие № 64. Деятели литературы и искусства на защите Отечества




30.11

Домашняя работа

Практическое занятие № 64

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Система вопросов и заданий

Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Докажите обратное, называя средства языковой выразительности и приводя примеры.

ПИСЬМЕННО выполнить анализ лирического произведения(по выбору)

Ю. Друнина. Стихотворения “Я только раз видала рукопашный”, “Целовались. Плакали и пели…”

И. Уткин. Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая…”, “Сестра”.

М. Джалиль. Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.

К. Симонов. Стихотворение «Жди меня».

ОБРАЗЕЦ.

Языковые особенности военной поэзии

А.Сурков. Стихотворение “В землянке”

Языковые средства Примеры
Олицетворения Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует
Эпитеты Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь
Лексический повтор Далеко-далеко, снега и снега
Сравнение Смола, как слеза
Противопоставление В холодной землянке – негасимой любви

Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.

УСТНО

Вопросы:

1. Почему же стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

2. В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

3. Что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Много страданий выпало на долю русского народа в ХХ веке, но самым страшным испытанием стала Великая Отечественная война.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

С первых же дней войны советские деятели искусства включились в борьбу за победу. Художники, музыканты, режиссеры, артисты, поэты и писатели – все старались объединить народ, призвать к победе любой ценой, поднять боевой дух как на фронте, так и в тылу. Ведущая тема искусства военных лет – защита Отечества.

В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре.

Агитплакат. Во время Великой Отечественной войны искусство агитплаката было широко востребовано. Широчайшую известность приобрели работы Кукрыниксов. Псевдоним составился из сокращенных фамилий художников-карикатуристов: Ку – Куприянов, Кры – Крылов, Никс – Николай Соколов.

24 июня москвичи увидели плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист – договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище.

Самым известным агитплакатом этого времени был плакат художника И.Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941).

Вскоре после начала войны стала выходить серия «Окна ТАСС» серия агитационных плакатов с призывами к защите Родины. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

В искусстве плаката господствует яркий и лаконичный язык, используются определенные живописные приемы. Главари фашизма обязательно изображались так, чтобы внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить, изгнать фашистов. Именно такими изображают Кукрыниксы Гитлера и его окружение, одно слово – «Фашистская псарня» (1941). С. Маршак так прокомментировал плакат Кукрыниксов, разоблачающий бесчеловечную жестокость фашизма: «Не нужна мне кровь овечья, а нужна мне человечья».

В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров. С художниками сотрудничали поэты С. Маршак, Д. Бедный, О. Брик.

Живопись. В годы войны были созданы и крупные произведения живописи, также носящие пропагандистский характер. Это картины «Мать партизана» С. Герасимова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Фашист пролетел» А. Пластова.

А. Пластов. Фашист пролетел. Ни одно из произведений военных лет так не кричало, не взывало к мщению за миллионы загубленных врагом мирных людей, как «Фашист пролетел». Не будь в небе улетающего фашистского самолета, можно было бы подумать, что распростертый на земле мальчуган просто спит. Жестокое, бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Трагедия бессмысленной гибели мальчика предстает как нарушение первозданных законов жизни. Это одна из немногих картин А.Пластова, посвященных смерти. Однако трактовка темы вполне специфична: боль, гневный протест (именно так она была воспринята зрителями и критикой) приобретают здесь особый, эпический характер.

«Оборона Севастополя» (1942) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году. Нерв композиции – раненный матрос со связкой гранат. Интересно, что позировала художнику женщина, ведь все здоровые мужчины ушли в то время на фронт. Все матросы в белоснежной чистой одежде. Они словно идут в вечность, одевшись по старой традиции во все чистое. Ни одного из них мы не видим лежащим, среди убитых только немецкие солдаты. Но три вражеских штыка на фоне белоснежного здания указывают на трагическую судьбу города-героя. Во многом враг обезличен, мы не видим рук, держащих штыки, не видим знаков различий на немецкой форме.

В тылу были организованы две всесоюзные выставки живописи («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».

Музыка. В едином строю защитников Родины находились и деятели советской музыки. Н.Я. Мясковский сочинил 22-ю симфонию, которую в начале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне». Позже композитор снял это название, считая, что музыка должна говорить сама за себя. С. Прокофьев написал увертюру «1941 год», Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию «Сказание о битве за Русскую землю».

До осени 1941 г. в окруженном врагом Ленинграде жил и работал композитор Д. Шостакович. Его знаменитая седьмая (Ленинградская) симфония стала самым волнующим произведением военных лет. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», – писал композитор.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

В период Великой Отечественной войны родилось много песен, воодушевлявших народ на подвиги, помогавших ему переносить лишения и невзгоды. Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала «Священная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова). Впервые она была исполнена 24 июня 1941 года, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны.

Самые разные песни (маршевые, песни-призывы, о Родине, партизанские, интимно-лирические) пользовались огромной популярностью. «Темная ночь», «Вася-Василек», «Песня о Москве», «Вася Крючкин», «Моя любимая», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и очень многие другие до сих пор остаются любимыми для разных поколений.

Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник. В работе над киноновеллами для «Боевых киносборников» участвовали известные режиссеры С.Герасимов, Вс.Пудовкин, Г.Александров и др. Сценарии писали известные писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались популярные киноактеры – Л. Орлова, 3. Федорова, Б. Бабочкин, Э. Гарин, Н.Крючков, Н. Охлопков, Б. Чирков, Б. Андреев, М. Штраух, С. Мартинсон, П. Алейников.

«Боевые киносборники» состояли из четырех-пяти короткометражных фильмов (драматические новеллы, скетчи, кинокарикатуры). В гриме Стрелки и военном костюме на велосипеде Л. Орлова развозила фронтовые письма, «придумывала» новые слова на хорошо известную музыку из «Веселых ребят», декламировала стихотворные лозунги, доставала киноаппарат и устраивала просмотры хроникальных очерков и даже разоблачала переодетого фашистского диверсанта. Эти картины не только призывали к героизму и самопожертвованию, но и были живой связью с мирным временем, вызывал улыбку, пробуждали добрые воспоминания, вселяли надежду на скорое окончание войны.

Не прекращалась работа над полнометражными художественными фильмами. О судьбе русской женщины-колхозницы, ставшей партизанским вожаком рассказывал фильм Ф. Эрмлера «Она защищает Родину», с В.Марецкой в главной роли. В короткие сроки были поставлены «Два бойца» Л. Лукова, «Фронт» братьев Васильевых, «Во имя Родины» Вс. Пудовкина.

Большой популярностью пользовались исторические кинокартины, напоминавшие, что враг никогда не торжествовал победу на русской земле. В.Петров приступил к съемкам фильма «Кутузов», А. Роом напряженно работал над экранизацией пьесы Л. Леонова «Нашествие».

Любимыми лентами оставались кинокомедии. Полон оптимизма музыкальный фильм И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Лирические песни были написаны Т. Хренниковым. В финале картины, как символ грядущей победы, режиссер показал первый день мира – Кремль в огнях фейерверков, праздничные улицы, заполненные радостными, ликующими людьми. В год окончания войны зрители увидели «Сердца четырех», «Близнецы» К. Юдина.

Театр. Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями выступали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годыконцерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е.Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М.Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л.Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Поэзия. Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу - вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война».

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой.

Самые известные поэты военного времени: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Михаил Львов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Борис Слуцкий, Константин Ваншенкин, Григорий Поженян, Б.Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!». Страстный призыв бить врага звучит в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна» И.Авраменко, «Бей врага!» В. Инбер. Многие произведения часто создавались «по горячим следам».

Большой популярностью на фронте и в тылу пользовались лирические стихи-письма, стихи-обращения, стихи-размышления, раздумья, монологи, в которых гражданское чувство и глубоко личные, интимные переживания выступали в редкостном органическом единстве («В землянке» А. Суркова, «Огонек», «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симо­нова, «Моя любимая» Е.Долматовского, «Соловьи» А. Фатьянова). Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие.

Стихи в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине. Причем, понятие Родины приобрело более конкретные формы. В годы войны были написаны взволнованные и искренние стихи о Москве, Ленинграде, Одессе, Сталинграде, Харькове, Сибири, Севастополе, Волхове, Смоленщине. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Тема Родины:

¾ Образ Родины (М.Исаковский)

¾ стихи о Москве (А.Сурков)

¾ О Ленинграде (О.Берггольц)

¾ о Смоленском крае (М.Исаковский)

¾ деревенские проселки,

¾ кресты русских могил,

¾ три березки (А.Прокофьев, К.Симонов):

Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать (К. Симонов).

Лирический герой выражаетпереживания общенародного характера, терпит лишения и страдания, чувствует ненависть к врагу.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы.

К.Симонов (1915-1979) Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны. 24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом.

Стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» (1941) получило широкую известность, потому что выражало чувства и переживания всего народа. Интонация горестного раздумья, интонация доверительной беседы с задушевным другом. Поэт перебирает в памяти общие воспоминания, восстанавливает картины отступления 1941 года. Стихотворение лишено призывных интонаций, в нем воплощена напряженная работа ума и сердца, ведущая к новому пониманию жизни и судеб людей и Родины.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз

Деревни, деревни, деревни с погостами.

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты. знаешь, наверное, все-таки родина

Не дом городской, где я празднично жил

А эти проселки, что дедами пройдены

С простыми крестами их русских могил.

Стихотворение «Жди меня » (1941) К. Симонова - о верной, преданной любви, о ее спасительной силе. Над любовью не властно время, обстоятельства. Многократные повторения слова «жди». В первой двенадцатистрочной строфе оно повторено десять раз. Словами «Жди, когда...» начинаются шесть из двенадцати строчек, в которых обрисованы все времена года и разные жизненные обстоятельства, обозначающие, что ожидание бессрочно.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут.

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь...

Каждая из трех больших строф начинается словами «Жди меня, и я вернусь...». Это напряженное, страстное, усиленное повторение («Жди меня» и как результат — «я вернусь» - народные заклинания, заговоры, молитвы. Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

А.Сурков (1899-1983). Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941). Стихотворение тоже о любви, ее спасительной силе, о верности и преданности. В трагических обстоятельствах войны («До тебя мне дойти нелегко, / А до смерти четыре шага») моральной опорой человеку служит любовь («Мне в холодной землянке тепло / От твоей негасимой любви»).

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

О тебе мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтоб услышала ты.

Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

В лесу прифронтовом

М. Исаковский

 

С берез, неслышен, невесом,

Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

 

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы —

Товарищи мои.

 

Под этот вальс весенним днем

Ходили мы на круг,

Под этот вальс в краю родном

Любили мы подруг;

 

Под этот вальс ловили мы

Очей любимых свет,

Под этот вальс грустили мы,

Когда подруги нет.

 

И вот он снова прозвучал

В лесу прифронтовом,

И каждый слушал и молчал

О чем-то дорогом;

 

И каждый думал о своей,

Припомнив ту весну,

И каждый знал — дорога к ней

Ведет через войну…

 

Так что ж, друзья, коль наш черед, —

Да будет сталь крепка!

Пусть наше сердце не замрет,

Не задрожит рука;

 

Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светят в трудный час,

А коль придется в землю лечь,

Так это ж только раз.

 

Но пусть и смерть — в огне, в дыму —

Бойца не устрашит,

И что положено кому —

Пусть каждый совершит.

 

Настал черед, пришла пора, —

Идем, друзья, идем!

За все, чем жили мы вчера,

За все что завтра ждем!

Лирический герой в этих стихотворениях более земной, близкий.

И.Уткин (1924-1991) Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе. Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая…”, “Сестра”.

М.Джалиль (1906-1944). Муса Мустафиевич Джалилов – татарский поэт. В первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942 г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.

Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно привести А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын».

«Василий Теркин» А.Твардовского - крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. Если у А.Прокофьева в лиро-эпической поэме «Россия» на первом плане образ Родины, ее поэтичнейшие пейзажи, а действующие лица (братья минометчики Шумовы) изображены в символически-обобщенной манере, то у Твардовского достигнут синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Теркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. «Правду, прямо в душу бьющую» стремится сказать о войне А.Твардовский. В разгар отступления, поэт не корил, а восславлял солдата, подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные командованием. Фактически, Твардовский первым попытался восстановить справедливость, задав вопрос: «Что он мог?». Поэма стала подлинной эпопеей жизни мужественного и отважного солдата-фронтовика, глубоко раскрывала характерные черты советского воина. Видимо, поэтому такую массовую популярность приобрел собирательный герой произведения Василий Теркин.

Поэма «Василий Теркин» выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Это многоплановое поэтическое произведение, объемлющее не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы Великой Отечественной войны.

В бессмертном образе Василия Теркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родствен миру образов русского фольклора.

Лиро-эпическая поэзия (стихотворный эпос):

П. Антокольский. «Сын»

М. Светлов. «28»

М. Алигер. «Зоя»

О. Берггольц. «Февральский дневник»

А.Твардовский. «Василий Теркин»

Таким образом, поэзия в период Великой Отечественной войны приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

ü ВЫВОД.

· Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

· Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

· Многие военные стихи становились популярными песнями («Священная война» - В. Лебедев-Кумач, «В землянке» - А. Сурков и др.)

· Отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;

· 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические, высмеивающие врага, (басня, эпиграмма), лиро-эпические (баллада, поэма);

· создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: