I. Задания для самостоятельной работы
I.*Разработать блок-схему конспекта темы.
II. Выписать в конспект основные понятия и категории темы: методология сравнительного правоведения, общие правила сравнительного анализа; макро- и микросравнение; нормативное сравнение; функциональное сравнение; сравнение по степени современности..
III. Подготовить эссе-презентации на темы:
1) Методология сравнительного правоведения.
2) Методика синхронного и асинхронного исследования права.
3) Методика внутреннего и внешнего сравнения.
4) Методика микро- и макросравнения.
5) Сравнительно-исторический метод.
6) Особенности сравнения законодательных актов.
8) Особенности сравнения прецедентов (судебной практики).
9) Особенности сравнения доктринальных источников права.
10) Понятие и особенности отраслевого сравнительного правоведения.
IV. Подготовиться к дебатам на темы: «Проблемы межсистемного макро и микросравнении различных правовых семей и пути их преодоления »; «Научное обоснование и критика научной обоснованности дихотомии «западного» и «восточного» права ».
II. План практического занятия
(очная и заочная форма обучения)
I. Теоретическая часть:
Дебаты по теме «Проблемы межсистемного макро и микросравнении различных правовых семей и пути их преодоления»:
1) Методики, приемы и способы сравнительного правоведения.
2) Выявление типичного и уникального в сравниваемых объектах.
3) Выявление общего и особенного в сравниваемых объектах.
4) Правила применения сравнительного метода при написании исследовательских работ.
5) Понятие и особенности отраслевого сравнительного правоведения.
Дебаты по теме: «Научное обоснование и критика научной обоснованности дихотомии «западного» и «восточного» права».
II. Практическая часть: Презентация докладов по темам и их защита.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Приступая к выполнению заданий студенту необходимо внимательно изучить соответствующую тему рекомендованных учебников и учебных пособий, определить особенности методологии сравнительного правоведения.
В конспекте систематизировать и структурировать основной материал по теме, выразить его наглядно в виде блок-схем. В нем должны быть обязательно раскрыты основные этапы развития юридической науки, её место в системе социальных и гуманитарных наук.
Определение терминам и понятиям можно найти в учебниках, учебных пособиях, справочно-информационных изданиях. Они должны быть краткими, четкими, содержательными.
Каждый студент по выбору готовит эссе по одной из предложенных тем. В нем должна быть сформулирована собственной индивидуальной позиции автора по данному конкретному вопросу. Объем не более 3-5 стр. Оформление должно соответствовать установленному стандарту. Обязательно готовятся презентации по теме реферата (3-5 слайдов). Материал можно найти в учебниках и учебных пособиях, юридических словарях, энциклопедиях.
Вопрос необходимо раскрыть как можно полнее и без ошибок, продемонстрировать умение анализировать проблему, свободно излагать содержание дискуссии, аргументировать свою позицию в дискуссии, отстаивать собственную точку зрения.
При подготовке позиции по второму вопросу дебатов каждый из студентов должен выбрать один из возможных тезисов – либо об обоснованности дихотомии «западного» и «восточного» права, либо о ее необоснованности – и аргументировать данный тезис.
Во второй части занятия со студентами будет проведено обсуждение эссе-презентаций.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм и доп. на 11 апреля 2012 года // Официальный государственный интернет-портал правовой информации, 2012.
2. Общеправовой классификатор отраслей законодательства (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, cm. 46)
Литература
Основная
1. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: учебник. М.: Проспект, 2012.
Дополнительная литература
1. Бигич Е.Л. Сравнительное правоведение: природа и современные взгляды // Ежегодник сравнительного правоведения 2002.
2. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2011.
3. Методологические проблемы правоведения. Под ред. М.Н. Марченко.М., 1994.
4. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение в начале XXI в.: перспективы развития // Ежегодник сравнительного правоведения 2002.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте сущность понятия «Методология сравнительного правоведения».
2. Дайте характеристику методике синхронного и асинхронного исследования права.
3. Покажите особенности методики внутреннего и внешнего сравнения.
4. Раскройте содержание методики микро- и макросравнения.
5. Охарактеризуйте сравнительно-исторический метод.