Слушание фрагмента «Космический пейзаж»




Ход урока

Раскрытие общей задачи урока.

(на доске – символ урока – комета)

-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Прочитайте стих

Мы видим, мы слышим,

Как светят нам солнца,

Как дышат на блики

Нездешних миров…

(Константин Бальмонт) (О космосе)

- Называется тема урока «Космический пейзаж»

- Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.

Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит,какие? (Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…)

Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Позже появляются фантастические фильмы: -«Через терни к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?

В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом? (1961г, космонавт- Юрий Гагарин.)

Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе? (Астрономия.)

Профессиональных астрономов немного- около 10 тысяч человек на всем земном шаре.

Что мы называем Вселенной? (Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.)

Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

Еще в начале 20 века американский композитор Чарльз Айвз

по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».

Записать в тетради композитора и название пьесы.

-Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.

-Сколько вы услышите образов?

-Как будет меняться музыка?

-Какие инструменты будут исполнять?

- Есть ли в музыке повторяющаяся интонация?

Слушание фрагмента «Космический пейзаж»

Анализ прослушанной музыки (ответы детей)

Два образа: первый - образ неизвестной планеты(струнные инструменты)

второй - образ исследователей космоса (деревянно-духовые

инструменты)

Записать в тетради

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса(показ цветового спектра).

-В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков.

- И вы можете помочь, своей фантазией, музыке обрести другое наполнение цветом.

- Одни обратят внимание на красоту звезд, сияние пространства, движение в космосе, пояса остероидов, другие на вспышки новых неоткрытых миров.

В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа».

- Как вы думаете, почему? В тетради ответить письменно на вопрос

 

В 1960 году – был изобретен первый отечественный музыкальный (инструмент) электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина,создателя первой цвето-музыкальной установки.

-С появлением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов значительно расширились возможности создания других внеземных цивилизаций.

Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества - звук.

- Сейчас мы познакомимся с произведением, которое автор назвал «Мозаика» (читаются слова)

Быть может, вся природа - мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

К. Бальмонт

Записать композитора и название ппроиизведения

Что в изобразительном искусстве означает слово мозаика? (Изображение или орнамент, составленный из разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и т.д)

Слушание пьесы «Мозаика» в исполнении автора на синтезаторе, современном музыкальном инструменте, возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

-Какие образы создает композитор в этой пьесе?

-Какие звуковые эффекты использует композитор?

 

Анализ, прослушанной музыки.(ответы детей)

-Композитор создает образ пространства, космический пейзаж Вселенной.

-Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания…

Творческий итог работы Э.Артемьева над «Мозаикой связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нем себя.

 

Обобщение урока.

С какими композиторами сегодня была связана наша фантазия?

-Какие произведения вы услышали?

Домашнее задание: Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке

 

 

Отправка материала

Напоминаю, конспект и задачи должны быть оформлены в тетради по музыке 7.04.2020г до 16.00. Ваш конспект должен быть отправлен, в виде фотографии конспекта мне личным сообщением в контакте.

 

Желаю удачи!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: