Ход урока
Раскрытие общей задачи урока.
(на доске – символ урока – комета)
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Прочитайте стих
Мы видим, мы слышим,
Как светят нам солнца,
Как дышат на блики
Нездешних миров…
(Константин Бальмонт) (О космосе)
- Называется тема урока «Космический пейзаж»
- Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.
Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?
Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит,какие? (Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…)
Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:
-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др
Позже появляются фантастические фильмы: -«Через терни к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?
В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.
- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом? (1961г, космонавт- Юрий Гагарин.)
Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе? (Астрономия.)
Профессиональных астрономов немного- около 10 тысяч человек на всем земном шаре.
Что мы называем Вселенной? (Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.)
Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?
Еще в начале 20 века американский композитор Чарльз Айвз
по - своему услышал музыку космоса, написав оркестровую пьесу, с названием «Космический пейзаж».
Записать в тетради композитора и название пьесы.
-Послушайте, насколько своеобразна, необычна музыка, как сама Вселенная, представьте этот необычный пейзаж.
-Сколько вы услышите образов?
-Как будет меняться музыка?
-Какие инструменты будут исполнять?
- Есть ли в музыке повторяющаяся интонация?
Слушание фрагмента «Космический пейзаж»
Анализ прослушанной музыки (ответы детей)
Два образа: первый - образ неизвестной планеты(струнные инструменты)
второй - образ исследователей космоса (деревянно-духовые
инструменты)
Записать в тетради
У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.
Космос недоступен множеству людей. Каждый человек в душе художник и он видит свою версию космоса(показ цветового спектра).
-В спектре можно увидеть не только главные цвета, но и богатство оттенков.
- И вы можете помочь, своей фантазией, музыке обрести другое наполнение цветом.
- Одни обратят внимание на красоту звезд, сияние пространства, движение в космосе, пояса остероидов, другие на вспышки новых неоткрытых миров.
В заключительном варианте композитор назвал эту оркестровую пьесу «Вопрос, оставшийся без ответа».
- Как вы думаете, почему? В тетради ответить письменно на вопрос
В 1960 году – был изобретен первый отечественный музыкальный (инструмент) электронный аппарат АНС, названный так в честь русского композитора Александра Николаевича Скрябина,создателя первой цвето-музыкальной установки.
-С появлением электро-музыкальных инструментов, синтезаторов значительно расширились возможности создания других внеземных цивилизаций.
Композитор - наш современник Эдуард Артемьев пошел по пути, на который, как говорят «не ступала рука» композитора, избрав главным объектом своего творчества - звук.
- Сейчас мы познакомимся с произведением, которое автор назвал «Мозаика» (читаются слова)
Быть может, вся природа - мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?
К. Бальмонт
Записать композитора и название ппроиизведения
Что в изобразительном искусстве означает слово мозаика? (Изображение или орнамент, составленный из разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и т.д)
Слушание пьесы «Мозаика» в исполнении автора на синтезаторе, современном музыкальном инструменте, возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.
-Какие образы создает композитор в этой пьесе?
-Какие звуковые эффекты использует композитор?
Анализ, прослушанной музыки.(ответы детей)
-Композитор создает образ пространства, космический пейзаж Вселенной.
-Использует звуковые эффекты: гулы, шумы, звуковые волны, вибрирущие в пространстве, шепот, эхо, эффекты отражения, затухания…
Творческий итог работы Э.Артемьева над «Мозаикой связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нем себя.
Обобщение урока.
С какими композиторами сегодня была связана наша фантазия?
-Какие произведения вы услышали?
Домашнее задание: Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке
Отправка материала
Напоминаю, конспект и задачи должны быть оформлены в тетради по музыке 7.04.2020г до 16.00. Ваш конспект должен быть отправлен, в виде фотографии конспекта мне личным сообщением в контакте.
Желаю удачи!