I. Проверка знаний.
Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.
А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная
Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.
Задание№2. Назовите насекомых
- Жуки, повреждающие зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы (хлебные жуки, или кузьки)
- Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков (божьи коровки)
- Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса (жуки - красотелы)
- Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)
- Бескрылые паразиты млекопитающих с уплощенным телом, небольшой головой, колюще-сосущим ротовым аппаратом; беспрерывно размножаются, откладывая яйца (гниды) (вши)
- Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки)
Задание№3 Дайте ответы на вопросы.
1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?
(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)
2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?
(В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)
II.Изучение нового материала
Задание. Составить таблицу
Название отряда | Признаки отряда | Представители |
Бабочки (Чешуекрылые) | ||
Равнокрылые | ||
Двукрылые | ||
Блохи |
Задание. Размножение и развитие бабочек.
- Прочитайте текст на стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы
- Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?
- Какой образ жизни ведут гусеницы?
- Каково внешнее строение гусеницы (форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)
III. Закрепление изученного материала.
Задание №1
К каким отрядам относятся следующие насекомые.
- Муха комнатная (двукрылые)
- Белянка капустная (чешуекрылые)
- Цикада полосатая (равнокрылые)
- Блоха человеческая (блохи)
- Тля обыкновенная (равнокрылые)
- Комар малярийный (двукрылые)
- Тутовый шелкопряд (чешуекрылые)
- Слепень бычий (двукрылые)
- Белокрылка цитрусовая (равнокрылые)
- Пяденица крыжовниковая (чешуекрылые)
Задание№2. Выберите правильный ответ.
- У бабочек ротовой аппарат:
а) лижущий,
б) грызущий,
в) сосущий,
г) колюще-сосущий
2. Бабочки имеют:
а) две пары перепончатых крыльев,
б) две пары крыльев покрытых чешуйками,
в) одну пару перепончатых крыльев,
г) две пары прозрачных крыльев
3.У бабочек развитие:
а) прямое,
б) с неполным превращением,
в) с полным превращением.
4. У равнокрылых ротовой аппарат:
а) лижущий,
б) грызущий,
в) колюще-сосущий,
г) сосущий
5.Равнокрылые имеют:
а) две пары чешуйчатых крыльев,
б) две пары прозрачных крыльев,
в) две пары перепончатых крыльев.
г) не имеют крыльев
6. У равнокрылых развитие:
а) прямое,
б) с неполным превращением,
в) с полным превращением.
7.У двукрылых ротовой аппарат:
а) грызущий,
б) лижущий,
в) колюще-сосущий,
г) сосущий
8.Двукрылые имеют:
а) две пары перепончатых крыльев;
б) две пары прозрачных крыльев;
в) одну пару перепончатых крыльев,
г) две пары крыльев покрытых чешуйками
9.У двукрылых развитие:
а) прямое;
б) с неполным превращением;
в) с полным превращением.
10.У блох ротовой аппарат:
а) грызущий,
б) колюще – сосущий,
в) лижущий,
г) грызущее лижущий
11.У блох развитие:
а) с полным превращением,
б) прямое,
в) с неполным превращением.
12.У блох:
а) две перепончатых крыльев,
б) одна пара крыльев,
в) нет крыльев,
г) две пары прозрачных крыльев
в | б | в | в | б | б | б,в | в | в | б | а | в |
Задание №3.
Решите биологическую задачу.
А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?
(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)
Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?
(Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)
В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?
(Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные.)