Особенности проведения занятий фитнесом с подростками




При построении занятий фитнесом с детьми 11-14 лет необходимо учитывать отличительные особенности развития их организма, а также различия в восприятии информации и физической подготовленности мальчиков и девочек в этом возрасте.

Особенности развития организма в возрасте 11-14 лет обусловлены полным видоизменением тела ребенка. Этот возраст сопровождается бурным развитием всех функций организма, интенсивным ростом, перестройкой мышечной системы. В 10-11 лет развивается разгибательная сила туловища, бедра, стопы, сила сгибателей плеча, предплечья, голени. При этом, как отмечает В.И. Лях, в этом возрасте «происходит адаптация к физическим нагрузкам» [18: 42]. Адаптационные процессы организма также необходимо учитывать при выборе методики занятий фитнесом, нагрузки должны быть распределены таким образом, чтобы не возникло побочных эффектов в развитии организма. Фитнес как система занятий как никакая иная подходит именно для детей, обучающихся в 5-8 классе, поскольку позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Наибольший прирост силы у подростков наблюдается в 12-14 лет. Поэтому данный возраст представляется наиболее благоприятным для развития силовых способностей. Скоростные возможности также и наибольшей мере подвергаются изменениям (совершенствованию) именно в возрасте 10-14 лет. Кроме того, именно в этот период возрастает такое свойство как прыгучесть. Если поддерживать развитие организма на должном уровне, учитывая характеристики ребенка, то можно обеспечить его дальнейшее воспитание в качестве профессионального спортсмена (например, баскетболиста).

Важным в данном возрасте является поддержание внутреннего баланса в период стремительного развития организма. Поэтому, как отмечают исследователи, уроки физической культуры должны иметь оздоровительную направленность, а не цель выявления наиболее способных детей для дальнейших их тренировок в качестве профессиональных спортсменов [6: 38; 13: 208].

Уже в подростковом возрасте наблюдаются различия в восприятии информации у мальчиков и девочек. Это обусловлено особенностями строения мозга. Девочки отличаются высокой способностью к переработке речевой информации, поэтому в процессе их подготовки необходимо делать акцент на устном объяснении правильного выполнения задания. При этом надо учитывать, что скорость переработки информации выше у мальчиков. В связи с этим во время занятий может возникнуть ситуация, при которой девочка овладеет упражнением медленнее, однако выполнять его она будет качественнее раньше, чем мальчик.

При построении занятия по фитнесу важно учитывать и психологические различия между мальчиками и девочками. Девочки являются более эмоциональными, тревожными, более чувствительными к поощрениям и замечаниям. Поэтому при педагогических воздействиях необходимо уделять внимание индивидуальной работе с девочками-подростками [19: 66].

В этом возрасте занятия по физической культуре состоят из элементов спортивной гимнастики, спортивных игр, эстафет. На смену общеразвивающим упражнениям приходят комплексы акробатики, способствующие развитию координации движений и обучению технике [11: 64]. Не рекомендуется при занятиях использовать дополнительные отягощения, в приоритете – работа с собственным весом.

Большое внимание принципам внедрения фитнес-технологий в школьную программу уделяет Н.А. Лосева. Ею были определены основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки детей и подростков [11: 55-60]:

· принцип доступности;

· «не навреди» означает противопоказание физических тренировок детям, имеющим определенные болезни (болезни сердечно-сосудистой системы, болезни органов дыхания и т.п.);

· принцип биологической целесообразности (исключение сверхнагрузки, постепенное увеличение нагрузки в процессе тренировки);

· программно-целевой принцип (определить конкретные цели и задачи, разработать программу);

· принцип половозрастных различий;

· принцип индивидуализации;

· принцип взаимосвязи физических и психических сил человека.

Таким образом, в среднем школьном возрасте наблюдается активный рост организма, в связи с чем программы занятий должны быть индивидуализированы, учитывать изменения в организме каждого ребенка. Кроме того, в 11-14 лет у детей наблюдаются конформистские наклонности, следование за модными тенденциями, вследствие чего можно констатировать, что занятия фитнесом будут более интересны для школьников данной возрастной группы, нежели традиционные занятия физической культурой. При разработке методики упражнений необходимо учитывать половые различия в развитии детей, а также их психологическое состояние. Так или иначе, при внедрении фитнес-технологий необходимо следовать правилу добровольности занятий, поскольку основная функция фитнеса – оздоровительная, а здоровье включает в себя как физическое, так и психическое нормальное состояние человека.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: