Приложение 3.1
Эвристическая беседа (образцы)
Источник: Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – С. 201—202.
Семиклассникам при изучении истории Киевской Руси была дана следующая задача в целях проверки понимания социальной сущности принятия христианства: «Ряд лет работая на раскопках кургана, под которым находились неукрепленное поселение и укрепленное городище, непосредственно примыкавшие друг к другу, археологи в городище находили предметы только христианского верования, а в неукрепленном поселении — предметы только языческих верований. Постройте гипотезу, объясняющую это различие».
Учащиеся с большим или меньшим успехом решали эту задачу. Но в одном из классов она встретила затруднения, и учитель организовал решение задачи в ходе эвристической беседы, запись которой мы приведем несколько сокращенно.
Учитель. В задаче идет речь об археологических раскопках и двух типах поселений — укрепленном городище и неукрепленном поселении, примыкавшем к первому. Вы знаете, чем занимается археология и какие вопросы ей приходится решать. Какой вопрос возник бы у вас с самого начала, если бы вы были археологами?
Ученик К. К одному и тому же времени относятся поселения или не к одному?
Учитель. Я думаю, что правильно. Но почему этот вопрос первый? Что нам даст ответ на него?
Ученик С. Если поселения не одновременны, то ответ ясен — сначала были поселения языческие, а после них христианские.
Учитель. Но тогда почему остатки разных верований были в разных местах? Они могли бы оказаться в одном и том же поселении!
Ученик В. Ясно. Значит, это были поселения одного времени, раз находили остатки различных верований в разных поселениях, примыкавших друг к другу.
Учитель. Хорошо. Допустим, что они принадлежали к одному времени. Что же из этого следует?
Ученик Ф. Что это было одно поселение из двух частей.
Ученик К. Что в городище жили завоеватели, а в неукрепленном поселении — покоренные.
Ученик Л. Что в городище жили знатные, а в поселении — беднота.
Учитель. Что правильнее, что более вероятно?
Ученик З. Завоевателей тогда не было, но если бы они и были, то они стали знатью по отношению к завоеванным.
Учитель. Хорошо. Что же можно предположить о причине того, что находили остатки разных верований в разных поселениях? Какое объяснение можно предположить?
Ученик Ф. Так как в городище жила знать и там же оказались остатки христианской религии, то, значит, знать уже приняла христианство, а бедные остались язычниками.
Учитель. Чем же это объяснить?
Ученик М. Мы знаем, что народ сопротивлялся знати и не хотел принять новую веру, которая была выгодна знати.
Учитель. А почему это только гипотеза? (Ученики молчат.) Потому, что для полного доказательства высказанного вами предположения нужно найти факты, свидетельствующие о том, что жители этих поселений пользовались предметами религиозных верований, остатки которых нашли археологи. Гипотеза — это предположение, которое обосновывается рядом доводов, но это предположение еще нельзя считать вполне доказанным.
Источник: Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие. — Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1995. — С. 55—57.
Пример эвристической беседы, использованной на уроке в третьем классе (тема урока: «Природа степей»):
На вопрос о том, какая в степи зима, ученик отвечает: «Зима в степи короткая и теплая». Однако этого ответа недостаточно, тем более, что ученик не может свой ответ обосновать. Путем эвристической беседы учитель подводит учащихся к пониманию причин, характеризующих времена года в данной природной зоне.
Учитель: Посмотрите на карту и скажите, как расположена степь по отношению к тундре и к полосе лесов? Где зимой теплее и почему?
Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солнце находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, поэтому в полосе степей теплее, чем в тундре и в полосе лесов.
Учитель: Как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи?
Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревает сильнее солнцем.
Учитель: Правильно. Какой из этого можно сделать вывод, какая зима в степи?
Ученик: Зима в степи более короткая и теплая, чем в тундре и в полосе лесов.
Учитель: Как вы думаете, одинаковая ли будет зима на территории всей степи? Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимнего времени года — короткая и мягкая зима?
Учащиеся дают противоречивые ответы.
Учитель: Постараемся вместе ответить на этот вопрос. Посмотрим на карту. Что вы можете сказать о территории зоны степей?
Ученики: Территория степей большая...
— Степь вытянута с запада на восток.
Учитель: Правильно. Как вы думаете, одинаковы ли будут климатические условия в западной и восточной частях степи?
Ученик: Климатические условия будут различны.
Учитель: Где будет теплее, в западной степи или в восточной?
Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду.
Учитель: Где же зима будет мягче, теплее и менее продолжительная?
Ученик: Зима будет менее холодной и менее продолжительной, конечно, на западе, в западных степях, чем на востоке.
Учитель: Итак, вернемся к вопросу, поставленному в самом начале.
Подходит ли для всей зоны степей такая характеристика зимы - короткая и мягкая?
Учащиеся дают отрицательный ответ.
Учитель: Почему не подходит? Обоснуйте свой ответ.
Учащиеся дают полный ответ.
Учитель: А теперь давайте подведем итог, какая же зима в степной полосе?
Ученик: Короткая, мягкая в западной части степей и более суровая на востоке.
Источник: Плескацевич Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения (на материале предметов гуманитарного цикла в средних классах школы): дисс. … канд. пед. наук. – Мн., 1969.
Русский язык. Тема: правописание -нн- в именах прилагательных.
На доске – слова: сонный, туманный, осенний, старинный, ценный.
Учитель: Как найти правило, по которому можно было бы безошибочно писать такие слова?
Ответа нет.
Учитель: Назовите, к какой части речи принадлежат данные слова?
Ответ: Это прилагательные.
Учитель: Верно. От какой части речи образовано каждое из этих прилагательных?
Ответ: От существительного.
Учитель: Подкрепите ответ записью.
Ответ: Сонный – сон, туманный – туман, осенний – осень, старинный – старина, ценный – цена.
Учитель: В существительных отыщите и подчеркните основу.
Ответ: Сон, туман, осен, цен, старин.
Учитель: Что объединяет все эти основы?
Ответ: Они заканчиваются на -н-.
Учитель: Перед вами исходные существительные и полученные прилагательные: сон – сонный, туман – туманный и т. д. Как образовались эти прилагательные?
Ответ: От основы существительных с помощью суффикса -н-: сон + н = сонн.
Учитель: Что еще добавляли?
Ответ: Необходимые окончания: сонн + ый = сонный.
Учитель: Чем является в составе слова -н-, которое мы добавляем?
Ответ: Это суффикс.
Учитель: Значит, сколько -н- мы получаем в прилагательных?
Ответ: получаем двойное -нн-: одно от основы существительного, второе – суффиксальное.
Учитель: Кто из вас теперь может сформулировать правило?
Ответ: формулируют правило.
Учитель: Что надо знать, в подобных словах не допускать ошибок?
Ответ: Нужно сначала установить, относится ли слово к прилагательному. Если оно прилагательное, то посмотреть, от какой части речи оно образовано. Если от существительного, то посмотреть, на какую букву заканчивается основа, и с помощью какого суффикса образовано прилагательное от этого существительного.