Тема. Своеобразие в развитии познавательных процессов неслышащих людей. Своеобразие в развитии эмоциональной сферы и личности неслышащих людей
Цель: закрепление знаний об особенностях познавательной сферы детей с различной степенью нарушений слуха на разных возрастных этапах, изучение особенностей эмоционально-личностного развития детей с нарушением слуха, характера, их межличностных взаимодействий и отношений в семье.
Вопросы:
1. Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха
2. Особенности двигательных ощущений у детей с нарушениями слуха.
3. Особенности развития тактильно-вибрационных ощущений у детей с нарушением слуха.
4. Особенности развития осязания, вкуса и обоняния у детей с нарушением слуха.
5. Особенности развития внимания у детей с нарушениями слуха.
6. Особенности развития образной памяти у детей с нарушениями слуха.
7. Особенности развития словесной памяти у детей с нарушениями слуха.
8. Особенности развития воображения у детей с нарушениями слуха
9. Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей с нарушениями слуха.
10. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха.
11. Особенности развития словесно-логического мышления у детей с нарушениями слуха
12. Условия развития словесно-логического мышления у глухих детей.
13. Особенности эмоциональной сферы лиц с нарушениями слуха.
14. Развитие личности детей с нарушением слуха.
15. Самооценка детей с нарушением слуха.
16. Развитие самосознания лиц с нарушением слуха.
17. Особенности межличностных отношений людей с нарушением слуха.
18. Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха.
Практическое задание.
1.Составить таблицу: «Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушением слуха».
Литература:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. – 1998. - № 3.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 319 с.
- Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2006, 408 с.
- Розанова Т.В. Условия развития понятийного мышления у глухих детей // В кн. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 176 – 182.
- Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта // В кн. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 171 – 175.
- Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж. И. Шиф, Т.В. Розановой, И.В. Яшковой. – М., 1976.
Семинарское занятие № 3 (2ч.)
Тема. Речевое развитие при нарушениях слуха.
Цель: изучение средств общения лиц с нарушением слуха, особенностей овладения ими различными видами речи
Вопросы:
1. Условия овладения устной речью глухими детьми.
2. Особенности овладения словесной речью глухими и слабослышащими детьми.
3. Психологические основы развития слухового восприятия речи у глухих детей.
4. Особенности произносительной стороны речи глухих и слабослышащих детей.
5. Особенности развития грамматического строя речи у детей с нарушением слуха.
6. Особенности письменной речи школьников с нарушениями слуха.
7. Дактильная речь. Правила дактилирования.
8. Жестовый язык. Общая характеристика.
Литература:
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 319 с
3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.- М.: Академия, 2006, 408 с.
5. Лотухова Л. Б. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – Тула: ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 2006.
6. О значениях слов у глухих детей, начинающих овладевать речью / Ж.И. Шиф. // В кн. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 160 – 163.
7. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М. 2008.
8. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж. И. Шиф, Т.В. Розановой, И.В. Яшковой. – М., 1976.
Темы сообщений:
1. Полиглоссия как особенность речевого развития детей с нарушением слуха.
2. Особенности общения людей с нарушением слуха между собой.