Занятие 3-4. Особенности карьерного развития в юридических профессиях.




Задание к занятию 3: подготовка к теоретическим вопросам

 

1.Этапы профессионального и карьерного развития. Периодизация Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой.

2. Факторы карьерного развития: внешние и внутренние.

3. Технологии саморазвития.

4. Кризисы профессионального развития и способы их разрешения.

5. Варианты карьеры юриста.

6. Мотивы и карьерные ориентации.

7. Сущность профессионального самоопределения.

8.Основные этапы профессионального самоопределения по Э.Ф.Зееру.

 

 

Практическое задание

Индивидуальное планирование карьеры - это процесс, в ходе которого работники вырабатывают свои собственные карьерные планы. В соответствие с этапами планирования карьеры разработай собственный индивидуальный план.

Этапы карьерного планирования:

  1. Сбор информации о себе (личностные ценности, интересы, способности, склонности);
  2. Сбор информации о карьерных возможностях (оценка желаний и возможностей достижения желаемых статусных перемещений внутри организации или связанных с переходом в другую фирму, или со сменой сферы деятельности);
  3. Установление личных карьерных целей;
  4. Разработка стратегий, планов и технологий поведения, направленных на достижение поставленных карьерных целей

 

 

Области жизненного плана

 

Семейная жизнь Работа Хозяйство
  Моральная готовность – психическое состояние     Я     Физическое состояние
Социальное состояние – человеческие отношения

Сначала определяют жизненные цели и их важность, заполняя форму:

Каковы цели моей жизни? Почему и насколько они для меня важны?
   
   
   
   

 

Вопросы, на которые необходимо ответить:

1. Когда должна осуществиться моя жизненная цель?

2. Какие факторы способствуют достижению цели?

3. Какие факторы препятствуют достижению цели?

4. Что мне нужно задействовать для достижения моей цели (время, деньги, здоровье и т.п.)?

Формулирование частных целей

Частная цель Мероприятия для осуществления цели Затраченное время Контроль осуществления мероприятия
1. Улучшение здоровья      
2. Развитие мотивации      
3. Этическое развитие      

 

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления // Психологический журнал – 1997. – Т. 18. – № 6. – С. 35–44.
  2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический Проект, 2005 – 240с.
  3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профконсультирования: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 224 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону, 1996.
  5. Климов А.Е. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, 1989, №5.
  7. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. – СПб, 2007.
  8. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация // Сост. Л.А.Головей и др. – Л., 1988.
  9. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М., 1999.

Занятие 5-6 Профессиональные деформации юридических профессий и их профилактика

1. Понятие и виды профессиональных деструкций личности. Профессиональные деформации.

2. Факторы ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

3. Общие профессиональные деформации юридических профессий.

4. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников.

5. Проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка во внешней среде деятельности. Проявления профессиональной деформации во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами.

6. Специфические профессиональные деформации следователя,

адвоката,

оперуполномоченного,

прокурора,

нотариуса,

сотрудников ФСИН,

таможенных органов,

юрисконсульта и др. (Вопрос можно разделить на несколько человек)

7. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников органов правопорядка. Задачи, решаемые в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка.

8. Понятие эмоционального выгорания, симптомы и признаки

9. Модель эмоционального выгорания К. Маслач

10. Факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания

 

Практическое задание

1. В группах разработать рекомендации по профилактике эмоционального выгорания для различных юридических профессий.

2. Определить уровень выраженности эмоционального выгорания по методике Маслач, Джексон (в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Инструкция к тесту

Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

Тестовый материал

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю эмоциональный спад на работе

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса к тому, что радовало меня раньше

15. Я не могу быть участливой ко всем ученикам (студентам), особенно недисциплинированным и не желающим учится

16. Мне хочется уединится от всех и отдохнуть от работы

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничесвта при общении с моими учениками и коллегами

18. Я легко общаюсь с учениками и их родителями независимо от социального положения и поведения

19. Я многое успеваю сделать на работе и дома

20. Я чувствую себя на пределе возможностей

21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни

22. Бывает что коллеги, ученики и их родители перекладывают на меня груз своей ответственности.

Обработка результатов теста

Опросник имеет три шкалы:

· «эмоциональное истощение» (9 утверждений);

· «деперсонализация» (5 утверждений);

· «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

· «никогда» – 0 баллов;

· «очень редко» – 1 балл;

· «иногда» – 3 балла;

· «часто» – 4 балла;

· «очень часто» – 5 баллов;

· «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

· «Эмоциональное истощение » – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

· «Деперсонализация » – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

· «Редукция личных достижений » – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Вопросы для размышления и групповой дискуссии

1. Охарактеризуйте три группы факторов ведущих к возникновению профессиональной деформации?

2. Раскройте содержание деформация личности и ее отличие от стереотипных форм поведения?

3. Какие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка во внешней среде деятельности?

4. Какие проявления профессиональной деформации во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами?

5. В чем состоит суть профилактики негативных стереотипов, проявляющихся в профессиональной деятельности сотрудников

Список литературы

1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.

4. Караяни А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М.: Закон и право, 2014. – 247с.

5. Синилов Г.К. ВВЕДЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 48с.

6. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.

7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2015. – 208с.

8. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

9. Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 160с.

 


Основные источники

  1. Александрова Л.А. Юридическая психология. M., 2013. – 392с.
  2. Аминов И.И. Юридическая психология: учебник для вузов. – СПб.: Омега-Л, 2011. – 416с.
  3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М.: Норма, 2014. — 256 с.
  4. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. – Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2011- 240 с.
  5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и закон, 2015. – 320с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: