Лекция: «Средневековая философия. Теоцентризм средневековой философии»




Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманистами во второй половине ХV в., получило широкое распространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именовать самый значительный по продолжительности период исторического развития Западной Европы и Ближнего Востока – со времени падения Римской империи в Vв до начала эпохи Возрождения (ХIV-XV вв.). Философия, которая складывалась в этот период, имели два основных источника формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – Священное писание, повернувшее эту философии в русло христианства. Рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти являются отличительной особенностью средних веков. В это время на смену языческим религиям многобожия (политеизма) окончательно пришли религии единобожия (монотеизма): христианство, ислам. В Европе получило развитие христианство, которое, возникнув в 1 в., распространялось среди народов Римской империи из ее главных центров – Рима и Константинополя. Средневековая философия не отличалась свободой мысли. Она носила догматический и авторитарный характер, поскольку положения Священного писания рассматривались ею как нечто безусловное и незыблемое. Вместе с тем в ее рамках происходило развитие таких областей, как онтология, гносеология и логика, антропология, этика, языкознание, диалектика. В религиозной философии того времени имели место и ереси как проявление инакомыслия. Они отстаивали возможности человеческого разума и критический дух философского мышления. Философия средних веков оказалась в жесткой зависимости от религии. И хотя это касается не только европейской, но и арабской философии того времени, нужно отметить, что «служанкой религии» удостоилась быть именно христианская философия, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. В отличие от античной философии средневековые философские системы теоцентричны, то есть высшей реальностью в них признается не природа, а Бог, как беспредельное всемогущество, определяющее и творящее все сущее. Мировоззрение основанное на принципе сотворения мира Богом из ничего, получило название креационизма (от лат. creatio – сотворение). Если для многих античных философов мир, космос есть вечное бытие, живое и одушевленное целое, то средневековые авторы как бы разрывают мир на природу и Бога, стоящего над ней. Бог и его творение – мир представляют собой две реальности с разным онтологическим статусом, абсолютно не переходящие друг в друга. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, Он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог – это высшее благо. Мир, наоборот, изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворен Богом. И все в этом мире управляется божественным провидением (провиденциализм). Основными формами развития философской мысли были: апологетика (как философское обоснование и защита христианства), патристика (философские учения «отцов церкви») и схоластика (средневековая христианская философия, которая логическим абстрактным путем обосновывала и защищала религиозные догматы).

Главные философские проблемы:

1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.

В ХІ веке развертывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: «Как понимать – бог един, но троичен в лицах: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой?» Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий»: «человеке вообще», «доме вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Это крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». Например, сначала появляется и существует идея стола, а потом уже создаются конкретные столы; сначала идея добра, а потом уже – конкретные добрые дела, и т.п. К тому же до сотворения мира эти общие идеи, или «универсалии», как их называли средневековые авторы, находятся в Божественном Разуме. Религиозная ориентация философии средневековья диктовалась основными догматами христианства. Учение о бытии, человеке, общественном устройстве сводилось к догмату о личностной форме единого Бога.

Бог есть источник бытия, поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом, если бы творческая сила Бога прекратилась, мир бы исчез. Проблема Бога и его отношения к миру выступает как центральная в средневековой философии. Человек, будучи результатом творения бога, полностью зависит от своего творца. Христианский бог всецело владеет судьбой человека, подчиняя ее своей всемогущей воле. Человек не только создан богом, полагают средневековые философы, но и подобен ему. Поэтому только человек обладает бессмертной душой. Размышляя о социальной реальности, философы средневековья утверждали, что богатство и бедность, имущественное неравенство – неизбежное явление в жизни общества, т.к. общество и государство являются творением Бога. Следует утешать себя тем, что перед Богом все люди равны и должны жить в мире и согласии между собой. Предпочтение отдавалось монархической форме правления, поскольку единому Богу на небе должен соответствовать один правитель на земле.

Философия Средних веков - служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу. Она открывает путь к Богу для рационально мыслящего человека. В этом одна из задач философии как таковой и главная задача религиозной философии

Контрольные вопросы:

1Каковы характерные особенности философии средневековья?

2. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

3. В чем отличие средневековой философии от античной?

4. Сделайте вывод.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: