Компьютерная зависимость
У детей и подростков.
Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости»
Зависимость – это нахождение в чьей-либо власти, в чьем-либо подчинении, связанный в своих действиях, мыслях и т. п. чужой волей, влиянием.
Понятие «компьютерная зависимость» появилась в 90-х годах ХХ века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.
Компьютерная зависимость реализуется в таких формах, как:
·
· Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
· Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
· Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам.
· Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
· Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
· Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
· При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
· Отказ от общения с друзьями, навязчивое влечение к компьютерным играм,
· Патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей,
· Навязчивый web-серфинг – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
Для компьютерозависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремиться, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка». Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.
Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:
· нарушение зрения,
· снижение иммунитета,
· головные боли,
· повышенная утомляемость,
· бессонница,
· боли в спине,
· туннельный синдром (боли в запястье).
Факторы способствующие «компьютерной зависимости»:
· врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);
· недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю (дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);
· конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка;
· проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущения неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;
· хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положительных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопровождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.
Этапы формирования «компьютерной зависимости»
· На начальном этапе – формирование зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне.
· Следующий этап характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером, невозможность остановиться.
· На третьем этапе желание общения с компьютером становиться настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение. Наблюдается ощущение пустоты, депрессии, раздражения, пренебрежения семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна.
· Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения
Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости:
·
· Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.
· Помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой и т. п., которые будут приносить ему радость.
· Приобщать детей с раннего возраста к выполнению обязанностей.
· Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежедневное напряжение «здоровым» путем (водные процедуры, зарядка, катание на велосипеде и др.).
· Установить четкие правила пользования компьютером и понимать, что:
1. Ребенку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7-10 минут в день.
2. Для детей 7-12 лет норма – 30 минут в день.
3. Дети 12-14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.
4. От 14-17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
5. Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
6. Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.
Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой», но страшной болезни, как компьютерная зависимость.