V. Изучение нового учебного материала. Открытие нового знания.




I. Организационный момент.

Цель педагога на данном этапе:

- создать положительный эмоциональный настрой на урок,

- активизировать познавательную активность и учебную деятельность учащихся.

Учитель:

- Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

1. Назовите имя варяжского князя, которого славяне пригласили на княжение? (Рюрик)

2. Какой князь правил в Киеве, хитростью захватив власть? (Олег)

3. Князь, убитый древлянами? (Игорь)

4. Жена Игоря, жестоко отомстившая за смерть мужа? (Ольга)

5. Князь, правивший в 957- 972 г.г (Святослав)

II. Проверка домашнего задания:

Учитель:

Переходим к проверке домашнего задания:

- Работа у доски: По терминам и датам – вече, язычество, дружина, дань,

колонизация, погост, урок, реформа, 907, 911, 945, 912- 945, 972.

- Фронтальный опрос:

1. Что общего было в деятельности первых князей?

2. Каковы обстоятельства смерти князя Игоря?

3. Какие изменения произошли в правлении княгини Ольги?

4. Чем отличалось правление Святослава от деятельности первых князей?

5. Учитель просит школьников подумать над такой задачей: «Киевляне упрекали князя Святослава: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь». Чем был вызван этот упрек? Справедлив ли он? (Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей. В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца).

III. Постановка целей и задач урока.

Создания проблемной ситуации и формулирования учебной проблемы:

Учитель: Тема урока: «Владимир Святославович. Принятие христианства»

План изучения новой темы:

1.Начало правления князя Владимира.

2.Причины принятия христианства на Руси.

3.Крещение Руси.

4.Русская православная церковь.

5.Значение принятия христианства на Руси

Учитель: Ребята, прочитайте фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»: «И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».

- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира? («поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и т.п.)

- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке? (Ответы учащихся: «жестокость», «коварство», «мстительность» и т.п.)

Учитель: Ребята, теперь прочитайте второй текст «Справочные сведения»:

1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь», «Красное Солнышко».

2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. (Ответы учащихся: Владимир оставил по себе добрую, хорошую память).

Учитель: Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?

- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие? (злые, жестокие).

- А память, он о себе оставил, какую? (добрую, хорошую)

- Какой у вас возникает вопрос? (Каким же Владимир был на самом деле? Где правда – в летописи или справочных сведениях? Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)

Проблема: почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

Учитель: Выскажите свои предположения – почему же Владимир оставил о себе добрую память? (Ответы учащихся: возможно, что Владимир совершал больше добрых поступков; сделал много хороших дел, полезных людям).

IV. Актуализация знаний для изучения нового материала.

Пути решения проблемы.

Учитель: Что нам надо вспомнить, чтобы решить проблему? Какие знания у нас уже есть?

Вопросы актуализации:

- Каково значение слов: государство, христианство, церковь?

- Когда и как было создано Древнерусского государство?

- Каковы были верования восточных славян и их соседей?

Учитель: чтобы вспомнить самое существенное запишите в столбик, на отдельных листочках по одному, самому главному, полезному людям делу, которым запомнились в истории предшественники Владимира: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав.

Учитель: что нам необходимо узнать, чтобы проверить наши версии, найти решение проблемы? (Ответы учащихся: Поступки Владимира как правителя,

его личные качества).

V. Изучение нового учебного материала. Открытие нового знания.

Решение проблемы.

Продолжается работа над решением проблемы «Почему Владимир оставил по себе добрую память?».

Учитель: Прочитайте 1 пункт «Начало правления князя Владимира».

- Найдите в тексте факты, доказывающие, что в годы правления Владимира окрепло Древнерусское государство и запишите их в тетрадь:

Ответы учащихся:

1) Объединил все восточнославянские племена.

2) Упорядочил управления, назначив во все города посадников.

3) Защитил границы от набегов печенегов.

Физкультминутка-игра:

- Кто согласен – встали. Кто не согласен сели.

Вопросы:

1. Перун – это бог грома и молнии? (да)

2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

3. Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

5. Князя, убитого древлянами, звали Игорь? (да)

6. Князь Олег объединил Киев и Новгород? (да)

7. Княгиня Ольга провела первую государственную реформу? (да)

Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Ребята, как можно ответить на основной вопрос: «Почему Владимир оставил по себе добрую память?» (Формулировка учащихся: Владимир защищал жителей Руси от иноземных набегов и от внутренних беспорядков).

Учитель: Теперь проанализируем еще одну из важнейших сторон политики Владимира – религиозные вопросы. Для этого прочитайте 2 пункт параграфа «Причины принятия христианства на Руси».

- Какие религии исповедовали соседние страны? (хазары- иудаизм, булгары- ислам, Византия- православное христианство).

- Почему Владимир отказался от язычества?

Ответы учащихся:

1) Для общения с соседями на равных надо было сменить первобытное язычество на мировую религию.

2) Владимир хотел укрепить свою княжескую власть, а первобытное язычество не могло объяснить новые правила жизни в условиях цивилизации: разделение людей на неравные слои, необходимость подчинения государственной власти.

- Почему Владимир выбрал именно православное христианство?

Ответы учащихся:

1) У Руси и Византии были давние связи по пути «из варяг в греки».

2) Русская знать привыкла заимствовать многие обычаи и традиции из православной Византии.

3) Христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие византийскую империю. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга.

4) Киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе.

Учитель: Какой вывод можете предложить по проблеме? (Ответы учащихся: Владимир крестил Русь, что смягчило нравы жителей, ввело страну в семью христианских народов Европы).

Учитель: Докажите, что в результате крещения Русь сделала значительный шаг по пути развития культуры, цивилизации. Для выполнения этого задания, мы с вами поработаем в группах. Основой для выполнения задания являются пункты параграфа «Русская православная церковь», «Значение принятия христианства», а также каждая группа получает разные информационные источники.

1 группа: «Схема устройства Русской церкви».

2 группа: Иллюстрация «Закладка Десятинной церкви в Киеве. Художник В. Верещагин».

3 группа: Иллюстрация «Свержение идолов языческих богов в Киеве. Художник М. Макаров».

Учитель: Итак, ребята, какие выводы можете сделать по изученным материалам, доказывающие развития культуры и цивилизации на Руси.

Ответы учащихся:

1) Появилась Русская православная церковь, священники которой способствовали духовному просвещению жителей.

2) На Руси появились каменные церкви (Десятинная) и монастыри (Киево-Печерский); русичи стали учиться у православных церковной письменности, архитектуре, живописи.

3) Кровавые-жертвоприношения сменились церковными правилами, охраняющими семью, человеческую жизнь).

Учитель: Ребята, какой общий вывод, можете сделать по проблеме? (Владимир способствовал становлению православной церкви на Руси, распространению богатой христианской культуры).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: