Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
Самые популярные туристические города России в 2016 году *:
- Москва, 17.5 млн, включая 4.55 млн иностранных туристов
- Санкт-Петербург, 6.9 млн (+6%), включая 2.8 млн иностранных туристов
- Сочи, 6.5 млн
- Казань, 2.5 млн (+16%)
- Сергиев Посад, 1.7 млн
Статистика — Самые популярные туристические регионы России в 2016 году:
- Краснодарский край, 15.8 млн (+5%)
- Московская область, 12.5 млн (+9%), включая 3,9 млн остановившихся в отеле (гостинице)
- Крым, 5 млн 573 тыс (+21%)
- Владимирская область, 4 млн (+21%)
- Приморский край, 3 млн (+25%), включая 568 тыс иностранных туристов
- Ярославская область, 3 млн (+15%)
- Татарстан, 2.9 млн (+7%), включая 250 тыс иностранных туристов)
- Астраханская область, 2.5 млн (+10%)
- Челябинская область, 2.2 млн (+10%)
- Алтайский край, 2 млн (+8%)
- Ставропольский край, 1.4 млн (+5%)
- Башкортостан, 1.4 млн, (+25%)
- Калининградская область, 1.4 млн (+30%)
- Бурятия, 1 млн 40 тыс (+15%)
- Иркутская область, более 1 млн (+30%)
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"
Программа развития внутреннего туризма в России должна была привести к увеличению числа ежегодных путешествий до 40 млн в 2018 г., но уже сейчас число турпоездок внутри страны превысило 50 млн в год.
Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации";
задача 2 "Повышение качества туристских услуг";
задача 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках".
Решение задачи 1 планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования сети автотуристских кластеров, которые станут точками роста развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа).
Для решения указанной задачи также предполагается использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.
Для решения задачи 2 планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. Указанные мероприятия будут проводиться в течение всего срока реализации Программы.
Значительный вклад в решение задачи 2 будет обеспечен за счет наделения контрольными и надзорными функциями за деятельностью субъектов туристской отрасли, в том числе за качеством предоставляемых ими туристских услуг, самих участников рынка, создавая при этом условия для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций. В настоящее время такие организации в сфере туризма отсутствуют.
Туристские саморегулируемые организации могли бы взять на себя ряд функций в части организации и содействия развитию отечественного туризма, включая распространение и развитие системы добровольной стандартизации туристской деятельности с учетом требований конкурентной среды и интересов потребителя, консультирование и оказание юридической помощи, защиту прав и интересов туристов, а также общую координацию предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Деятельность саморегулируемых организаций будет способствовать повышению качества выполнения работ и оказания услуг в области туризма как членами саморегулируемых организаций, так и другими участниками рынка туристских услуг.
Для решения задачи 3 в течение всего срока реализации Программы планируется развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создание сетей информационных центров и пунктов, организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа Российской Федерации как привлекательного направления для туристов.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
· создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) на 26 процентов по сравнению с 2010 годом);
· удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям (рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, на 20 процентова по сравнению с 2010 годом);
· повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 10 процентов и работающих в туристских фирмах на 17 процентов по сравнению с базовым уровнем 2010 года);
· увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 2 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом);
· рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом).
Плюсы внутреннего туризма для страны:
· значительный вклад туризма в создание национального богатства (вклад в ВВП), поскольку во внутреннем туризме денежный капитал полностью оседает в стране и не вывозиться за рубеж.
· На отдых за границей россияне ежегодно в среднем тратят около 10 млрд. долларов. Если эта или даже меньшая сумма останется на родине, тогда потраченные на отдых деньги отправятся сначала к российскому предпринимателю, далее они будут облагаться налогами, которые затем пополнят доходную часть российского бюджета.
· создание новых рабочих мест и снижения уровня безработицы в стране. В России число рабочих мест в туризме составляет 1,4% от общей занятости, а с учетом смежных отраслей - около 5,6%.
· развитие туристской инфраструктуры, которая имеет двойственное назначение, направленное как на сами туристские потоки, так и на улучшение уровня жизни местного социума;
· формирование и становление патриотизма местного социума.
Плюсы внутреннего туризма для туриста:
· отсутствия необходимости оформления загранпаспорта и визы, а, следовательно, экономия денежных средств и времени, и наличие большей уверенности в том, что отдых состоится (исключен отказ в выдаче визы).
· отсутствие языкового барьера, что избавит от массы возможных неприятностей и курьезных ситуаций;
· определенная психологическая степень безопасности
· не высокая степень акклиматизации на российских курортах:погодная акклиматизация, пищевая акклима-
· тизация (вызванная непривычной пищей и т.д.), природная акклиматизация (вызванная насекомыми и паразитами, вызывающими разные заболевания).
· повышение культурного уровня социума путем познания истории и культурных особенностей своей страны и ее регионов.
Количество туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, сократилось с 2500 в 2014-м до 750 в 2016 году, при этом число туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме, выросло с 700 до 3 700. В нестабильных экономических условиях происходит активная консолидация игроков, в связи с чем в 2016 году на 20 крупнейших компаний пришлось 80% продаж.
Также можно отметить позитивную динамику в сегменте ж/д. Так, после трёх лет сокращения ж/д перевозок наметилась тенденция к увеличению (на 1,7% до 28%).
Летом южные ж/д направления показали загрузку на 22% выше, чем годом ранее. Такому результату способствовали упрощение интернет продаж (сегмент вырос на 45%), активное внедрение мобильных продаж. Среди позитивных изменений года эксперт отметил возможность приобретать билеты за 60 дней до отправления поезда, упрощение групповых продаж и процедуры заказа чартерных поездов.
Кроме того, онлайн-трэвел агентства становятся важным игроком на туристическом рынке и как туристический сервис, и как источник информации при продвижении регионов и направлений.
Рост объема продаж авиабилетов по итогам 2016 года составил +0,5% и достиг 1,1 млн. По внутренним направлениям средний чек снизился на 15,2% с 7 996 рублей до 6 784 рублей.
Самыми популярными внутренними направлениями стали Сочи, Симферополь и Санкт-Петербург. Симферополь впервые с 2014 года не занял первое место в списке самых популярных внутренних направлений.
Последние несколько лет правительство особенно сильно развивает внутренние туристические направления. Каждый регион заинтересован в притоке туристов, поэтому организовывает различные мероприятия, ради которых стоит посетить его города. Если продолжать двигаться в этом же направлении, то шансы на повышение уровня внутреннего туризма очень высоки. После недавних событий многие люди в стране почувствовали себя настоящими патриотами и хотят путешествовать по своей родине.
Доля внутреннего туризма растет, и все больше россиян заинтересованы в отдыхе в пределах родной страны. другой вопрос, что интерес этот во многом искусственный, вызванный экономическими факторами, нестабильностью курса валют. Россияне вынуждены урезать свой бюджет, и планы на отпуск корректируются в первую очередь. Рост внутреннего туризма не является результатом конкурентной борьбы, а вызван внешними ограничениями.
Сегодня росту интереса к отдыху в России способствует и экономическая ситуация (отдыхать в рублевой зоне стало выгодно), и общий патриотический настрой населения. Вот только внутренняя туристическая индустрия оказалась не совсем готова к такому повороту событий. Большинство компаний сферы обслуживания туристического сектора (отели, кафе и пр.) живут одним сезоном, то есть думают о том, как заработать сейчас, а не о том, как построить бизнес на десятилетия. Получив такой одноразовый сервис, отдыхающие вряд ли выберут эти места для отдыха в следующем году. Второе слабое место – туристическая инфраструктура.
Необходимо перенимать опыт курортных стран и более внимательно относится к потребностям туристов.
Кроме того, отелям стоит активнее налаживать сотрудничество с туроператорами, чтобы они были лучше представлены в интернете и могли предлагать размещение для туристов, которые покупают туры онлайн. По оценкам, доля туристов, бронирующих отдых через интернет, будет расти. Необходимо уделять внимание качеству, разнообразию, доходности и степени использования потенциала.
Не стоит забывать, что развитие внутреннего туризма стимулирует создание рабочих мест и увеличение дохода в индустрии гостеприимства, способствует развитию малого бизнеса, поскольку дает толчок для развития как отельного сегмента, так и смежных секторов.
Для России, например, основной потенциал развития туризма связан с природной составляющей — в стране большое количество особо охраняемых природных территорий, который представляют интерес для туризма.
Запуск отечественного лоукостера «Победа», субсидирование российских авиакомпаний, планы по введению налоговых льгот для въездных туристов — все это, безусловно, сказывается на доступности и привлекательности внутренних направлений.
Впрочем, к сожалению, снижение цен — лишь одна сторона дела. Важно не только цена, но и качество предлагаемых услуг, ведь в столь тепличных условиях российский туризм будет существовать не всегда и рано или поздно ему вновь придется конкурировать с внешними направлениями.
Многие популярные сегодня иностранные курорты начинали именно с обустройства туристической инфраструктуры. Увидев красоту Алтайских гор, но прежде проделав мучительно долгий и максимально дискомфортный путь, путешественник вряд ли захочет вернуться туда вновь или порекомендовать место друзьям. Современное поколение туристов уже успело оценить сервис в поездках за рубеж и не готово поступаться уровнем, к которому привыкло. Это следует учитывать.
Плюсы становления массового туризма: он является катализатором развития региона, при котором туда поступают инвестиции, выстраивается инфраструктура, появляются дополнительные возможности для заработка населения.