Прежде, чем приступить к сценарию, необходимо чтобы уже была разработана сама идея создания видеоролика в целом. И начиная работу над формулировкой идеи ролика необходимо досконально разобраться и выявить основные его недостатки и достоинства. Поиск идеи начинается с исследований, в результате чего команда знакомится с готовыми предложениями. Необходимо иметь полную информацию, соответствующую действительности. Например, если видео ролик будет о фирме, и ее товарах или услугах, и на какую целевую аудиторию направлена его деятельность, то, необходимо придумать сюжет, выбрать подходящих актеров. Следующий этап заключается в разработке текста. Основной целью его является создание текстовой основы. Очень важно, чтобы текст был понятен и доступен для аудитории. Обычно предпочтение отдают коротким текстам. И завершающим этапом является, как будет выглядеть видеоролик в конечном виде. Подбираются иллюстрации, рисунки. Цветовая палитра. Когда со всем этим уже определились, утверждается оригинал-макет. Работа на данном этапе завершена. Начинается следующий этап работы. И его можно разделить на несколько составляющих:
- все начинается с написания сценария. В него обязательно входит текст для диктора (как правило, продающий), делается раскадровка и описание происходящего в том или ином кадре с подробным заданием на отрисовку иллюстраций (рисованное видео) или инфографики (видео графики).
- озвучивание текста профессиональным диктором (база дикторских голосов в основном заготавливается заранее и будет предоставлена для дальнейшего использования по назначению).
- обрисовка иллюстраций или создание инфографики художником, т.е. к каждому тексту подбирается специальная иллюстрация. Тип ее зависит от типа текста.
- создание анимации в программах видео дизайна.
- наложение спецэффектов, соединение звука и видео, а также добавление звуковых эффектов.
Таким образом, анализируя всё вышесказанное, можно сформулировать некоторые правила при создании сценариев, а затем и видеоролика в целом. Сценаристу всегда нужно помнить, что каждая фраза, написанная им, в конце должна быть выражена в каких-то видимых формах на экране, и, следовательно, важны не те слова, которые он пишет, а те внешне выраженные образы, которые он этими словами описывает. Они должны быть, прежде всего, ясны и выразительны. Есть слова – яркие и выразительные, есть яркие и выразительные построения из слов – фразы.
И, работая над каждым отдельным куском, надо внимательно обдумывать и выбирать каждый зрительный образ: помнить, что для каждой мысли, для каждого понятия могут быть десятки и сотни выражений, но среди них сценарист должен выбрать самые ясные и яркие. С особенным вниманием нужно относиться к роли предметов, вещей в картине, т.к. взаимоотношения людей большей частью складываются через слова, вещи же не могут говорить, и потому работа с ними является весьма интересной.
Работа над материалом также важна для сценариста. В её процессе он учится представлять себе написанное так, как оно должно выйти на экране, и это умение необходимо для правильной и продуктивной работы.
Кроме того, необходимо помнить, что материал, который объединяется в сценарий, должен иметь внутреннюю логическую связь, тематическое единство, отвечающее идее произведения.
1.3. Основные этапы подготовки монтажа видео к созданию видеоролика
Для создания самого видеоролика существуют контент-плееры TNT — это законченные решения, включающие в себя необходимую аппаратную и программную части и не требующие ничего дополнительно.
Для начала работы с контент-плеером необходимо подключить его напрямую сетевым кабелем к компьютеру (ноутбуку) или подключить к офисной сети, затем зайти в браузер и набрать в адресной строке IP адрес контент-плеера, который он отображает на подключенном к нему дисплее после загрузки. Введя логин и пароль, попадаем в консоль управления контент-плеером (встроенное в него программное обеспечение). Далее вся работа с контент-плеером осуществляется исключительно с него.
Рисунок 1.1 – Начало работы с контент-плеером
Приступаем к созданию видеоролика.
Создание или загрузка исходного контента в контент-плеер.
Рисунок 1.2 – Загрузка всех необходимых файлов
Если исходный контент находится в сети Internet, то необходимо указать его адрес в сети (URL или FTP) и тип загружаемого контента, он так же будет загружен в контент-плеер.
Рисунок 1.3 – Загрузка изображений
Текстовая информация может быть представлена в виде тиккеров. Тиккер – это маленький текстовый информационный блок, который можно разместить в любом месте экрана отдельно или поверх любого контента. Он может быть как статическим, так и динамическим (бегущая строка). Исходными данными для тиккера могут быть обычный текст, набранный пользователем, ссылки на RSS ленты новостей, тексты в формате новостей (расширения файлов: RSS, XML).
Тиккер создается очень быстро, т.к. необходимо только ввести требуемый текст (или указать ссылку на новостную ленту), выбрать шрифт, размер, цвет букв, скорость и направление движения (если необходимо).
Рисунок 1.4 – Создание тиккера
Еще одним типом контента является онлайн видео. Можно просто подключить к контент-плееру практически любые видео устройства, такие как видеокамеры, видеомагнитофоны, DVD проигрыватели, TV-ресиверы и т.д.. Изображение с них будет так же являться исходным контентом для вашего контент-плеера.
После того, как исходный контент загружен, можно приступать непосредственно к созданию видеоролика или Сценария в терминологии системы TNTv Digital Signage.
Сценарий состоит из эпизодов. Эпизоды строятся из сцен.
Рисунок 1.5 – Структура видеоролика
Далее следует настройка режима трансляции сценария (видеоролика) на контент-плеере.
Контент-плееры TNT обладают эксклюзивной возможностью — к ним можно подключить одновременно два совершенно разных устройства отображения (мониторы, телевизоры, проекторы и т.д.), и на каждом из дисплеев одновременно будет транслироваться свой видеоролик. То есть один контент-плеер TNT имеет два канала трансляции.
Так же контент-плееры TNT могут объединить два подключенных к ним дисплея в единое пространство, и получится видеостена.
Контент-плееры TNT имеют три возможных режима трансляции:
- дублированные экраны — трансляция одинакового контента в оба канала.
- независимые экраны — трансляция различного контента с независимым расписанием по каждому каналу.
- объединенные экраны — режим трансляции «видеостена».
Рисунок 1.6 – Режимы трансляции контент – плеера
Имея два канала трансляции, контент-плееры TNT в большинстве случаев позволяют пользователям сэкономить до 50% средств, затрачиваемых на организацию видеотрансляции рекламы и информации.
Настройка режима трансляции заключается в установке типа трансляции (дублированные экраны, независимые экраны или режим видеостены), разрешения трансляции и ориентации дисплеев (горизонтальная или вертикальная). Причем, в режиме независимых экранов, каждый канал настраивается индивидуально (разрешение и ориентация).
На этапе создания эпизодов необходимо создать части сценария, обладающие относительной самостоятельностью и законченностью.
Эпизод создается просто. Сначала задается цветовой фон или фон-картинка. Далее на рабочем поле задаются области (зоны), в которых будет проигрываться исходный контент. Зоны могут иметь произвольные размеры, взаимное расположение (в том числе, и с перекрытием) и параметры отображения контента в них (прозрачность, цвет фона, ширина и цвет рамки и т.д.).
Часто повторяющиеся настройки эпизодов можно сохранить в виде шаблонов и в дальнейшем пользоваться ими при создании сценария.
Рисунок 1.7 – Создание эпизодов
Последний этап заключается в расположении исходного контента в зонах.
Суть такова – привязать исходный контент к нужным зонам (областям, в которых он будет проигрываться), расположить его во времени, задать длительность и необходимые эффекты, синхронизировать при необходимости с контентом из других зон.
Количество контента в зоне не ограничено, а максимальная длительность трансляции одного эпизода составляет 24 часа, чего вполне достаточно для любого видеоролика. Наполнение зон контентом происходит простым перетаскиванием исходного контента в соответствующую зону на монтажном столе.
Для каждого исходного контента, имеющего звуковое сопровождение, имеется возможность настроить громкость звучания, что позволяет микшировать звук в эпизоде или сделать новое звуковое сопровождение.
Рисунок 1.8 – Настройка звука в контенте
Форматы видео
Формат видео файла – это структура, в которой видеозапись хранится на носителе: в памяти компьютера, на оптическом диске и т.п. Формат определяется двумя вещами: файлом-контейнером, в котором хранится запись, и кодеками, которые используются для обработки звука и изображения.
Кодек – это программа, которая сжимает при записи и распаковывает при воспроизведении мультимедийную информацию: аудио, видео, анимацию и др.
Существуют различные типы форматов видео. Основное отличие форматов – отличие содержания файла-контейнера В один контейнер можно положить дорожки аудио и видео. Например, в популярный контейнер AVI можно поместить несколько дорожек аудио и субтитров. А вот в контейнер MKV (Matroska) – можно упаковать любое количество видео- и аудиодорожек, а также анимированные и тестовые субтитры, шрифты для них и многое другое.
Так же форматы различаются используемыми кодеками. Несмотря на огромное разнообразие кодеков, каждый формат «сотрудничает» только с определенными аудио- и видеокодеками. Например, контейнер MPEG позволяет размещать в себе только видео, сжатое кодеками MPEG-1 или MPEG-2. А вот – контейнер MP4 – в нем выбор кодеков будет шире.
Из двух этих базовых отличий вытекает множество других: размер файлов, разрешение видео, возможность проигрывания видео онлайн и прочее. Есть форматы, выдающие очень четкое изображение и прекрасный звук, тогда как другие способны лишь на средне качество видео.
Из выше сказанного видно что, каждый формат создан был для определенной цели. Например, MPEG (Moving Pictures Experts Group) - видео файл, в котором содержится видео, закодированные как:
MPEG-1 считается устаревшим форматом сжатия видео. Он был разработан с целью достижения среднего качества воспроизведения видео при потоке 1,5 Мегабита в секунду для разрешения 352×240 точек. Формат не поддерживает чересстрочную развертку — основной недостаток. Формат MPEG-1 являлся основой видео формата VideoCD.
Но, как сказано выше, сейчас он почти не применяется и заменяется форматом MPEG-2, который лежит в основе дисков формата DVD-Video и стандартов цифрового телевидения, обеспечивает высокое качество изображения при достаточно высокой степени сжатия видео файла, и изображение с четкостью 720 на 576 точек. Также формат MPEG-2 лежит в основе видео формата HDV.
Но на смену данным форматам в 1998 году появился MPEG-4. Он был предназначен для сжатия цифрового видео и звука и в своей основе содержит принципы сжатия, используемые в форматах MPEG-1 и MPEG-2. Однако, полнометражный фильм в формате MPEG-2 обычно вмещается на одном DVD диске, в то время как такой же фильм, сжатый алгоритмом MPEG-4 может свободно поместиться на одном CD диске, емкость которого в 6 раз меньше.
Формат MPEG-4, также как и MPEG-2, предусматривает хранение опорных кадров, то есть, кадров, в которых картинка в кадре существенно меняется. Однако, данный формат не хранит в себе промежуточные кадры, как MPEG-2. Вместо этого в файле MPEG-4 хранится информация об изменениях (в том числе и прогнозируемых) в изображении между двумя опорными кадрами.
Также существует список наиболее распространенных контейнеров для хранения видео и звука:
Самый распространенный вид файлов — AVI. Однако, он имеет ряд ограничений. Например, в нем может содержаться только одна стерео дорожка звука, что делает его непригодным для хранения фильмов с объемным звуком или фильмов со звуковым сопровождением на нескольких языках. Тем не менее, данный контейнер по-прежнему остается самым распространенным.
Формат OGG (OGM) наоборот разрабатывался именно для хранения звука, однако позже обнаружилось, что он может содержать видео и информацию о титрах. Контейнер, в основном, предназначался для потоковой передачи данных через Интернет, поэтому не очень хорошо подходит именно для хранения аудио и видео информации.
Не смотря на то, что AVI довольно популярный формат, есть относительно новый, существует MKV формат, который превосходит его. Помимо видео и звуковой информации контейнер MKV может хранить в себе информацию о титрах, а также навигационные меню (подобные меню DVD дисков) и ссылки на разделы фильма. В контейнер MKV могут быть упакованы видео и аудио самых различных форматов, что, возможно, сделает данный вид контейнера распространенным. Однако в настоящее время воспроизведения файлов формата MKV поддерживает небольшое количество устройств, а для воспроизведения таких файлов на компьютере необходимо устанавливать специальные программные модули, способные разделить потоки информации различных типов.
Различные форматы не обошли и портативные устройства. Формат MP4 — это контейнер разработан группой MPEG. Он предназначен для хранения видео, аудио информации, а также некоторых видов анимации. Контейнер поддерживает различные форматы звукового сжатия, в том числе и многоканальные.
3 РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ ВИДЕОРОЛИКА
Себестоимость разработки создания видеоролика состоит из стоимости работы разработчика и стоимости работы оборудования, необходимого для разработки.
Рассчитаем стоимость работы разработчика.
Минимальная заработная плата – 1218 гривен. В месяце в среднем 23 рабочих дня, длительность каждого рабочего дня составляет 8 часов. Исходя из этого, можно рассчитать стоимость одного часа работы по формуле:
(3.1),
где:
ЗП – заработная плата,
Рд – количество рабочих дней,
ДС – длительность смены
1218/23/8 = 6,62 (грн)
Среднее время, необходимое на разработку проекта составляет 45 часов.
Таким образом, стоимость работы разработчика рассчитаем по формуле:
(3.2),
где:
СБ – себестоимость,
РП – разработка проекта
6,62*45 = 297,9 (грн)
Рассчитаем стоимость работы оборудования.
Компьютер, на котором работает видеоролик, стоит 13500 грн. Оптимальный срок окупаемости составляет 3 года. Таким образом, можно рассчитать сумму окупаемости.
Сумма окупаемости за 1 год рассчитаем по формуле:
(3.3),
где:
СК – стоимость компьютера,
ОС – оптимальный срок окупаемости
13500/3 = 4500 (грн/год)
Сумма окупаемости за 1 месяц рассчитаем по формуле:
(3.4),
где:
СОГ – сумма окупаемости за год,
КМ – количество месяцев
4500/12 = 375 (грн/месяц)
Сумма окупаемости за 1 день рассчитаем по формуле:
(3.5),
где:
СОМ –сумма окупаемости за месяц,
КД – количество рабочих дней
375/23 = 16,3 (грн/день)
Сумма окупаемости за 1 час рассчитаем по формуле:
(3.6),
где:
– сумма окупаемости за 1 час,
ДС – длительность смены
16,3/8 = 2,04 (грн/час)
Следовательно, можно рассчитать стоимость работы оборудования за 45 часов, необходимых на создание видеоролика рассчитаем по формуле:
(3.7),
где:
СОЧ – сумма окупаемости за 1 час,
РП – разработка проекта
2,04*45 = 91,8 (грн)
Так же нужно учесть стоимость электроэнергии, потраченной за время работы над проектом.
Таблица 3.1 - Потребление мощности компонентами компьютера
Компоненты компьютера | Мощность потребления (Ватт/час) |
Блок питания | |
Материнская плата | |
Процессор | |
Память (RAM) | |
Жёсткий диск | |
Графическая карта (одна) | |
Итого |
Коммерческий тариф на электроэнергию составляет 1,64 грн/КВт. Следовательно, стоимость электроэнергии составит:
(3.8),
где:
РП – разработка проекта
– мощность компьютера
– тариф на электроэнергию,
45*0,4*1,64 = 29,52 (грн)
Таким образом, общая стоимость работы оборудования составит:
(3.9),
где:
– стоимость работы оборудования
– стоимость электроэнергии,
91,8+29,52 = 121,32 (грн)
Себестоимость проекта составит:
(3.10),
где:
– стоимость работы разработчика
– общая стоимость работы,
297,9+121,32= 419,22 (грн)
Сравним полученную себестоимость проекта с коммерческими предложениями фирм, занимающихся подобной работой (см. таблицы)
Таблица 3.2 – Стоимость услуг фирмы TopFilm
Для корпоративных клиентов | Цена грн |
Создание корпоративного фильма | |
Съемка мероприятий бизнес характера с последующим созданием ролика | |
Создание графических рекламных роликов | |
3D моделирование и анимация видео | |
Видеосъемка без монтажа |
Таблица 3.3 - Стоимость услуг фирмы DZstudio
Услуги | Цена грн |
Видео–визитка | |
Анимационный видеоролик | |
Съемочный видеоролик | |
Постановочный видеоролик | |
Корпоративный фильм | |
3D графика |
Наиболее оптимальный тариф по созданию видеоролика на фирме DZstudio, в этой фирме предлагают создание видео в различных форматах от короткой презентации на 3-5 секунд до корпоративного видеофильма. Съёмочный видеоролик, стоимость такого видео составляет 2500 грн, тогда как в фирме съемка без монтажа составляет 6000 грн. Таким образом, можно сделать вывод, что себестоимость видеоролика почти в 6 раз меньше коммерческой стоимости.