Расчет коэффициентов для дошкольного образования




Коэффициент охвата дошкольным образованием. Этот коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

  Численность детей в возрасте от 1 – 6 лет, посещающих дошкольные учреждения
Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет   – Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет

 

Таблица 21

Численность детей в возрасте от 1- 6 лет

годы Численность детей в возрасте от 1 – 6 лет, посещающих дошкольные учреждения, (тыс. чел.) Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно, за вычетом учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет, (тыс. чел.)*
  4267,3 7344,718
  4321,27 7464,644

или 58,1%

или 57,8%

По рассчитанным коэффициентам можно говорить об очень маленьком охвате детей дошкольным образованием. Для сравнения, в 1991 году детские сады посещали 63,9%. Это значит, что за 12 лет число детей охваченных дошкольным образованием снизился на 6,1%.

Коэффициент переуплотненности групп.

 

Таблица 22

Количество детей число и мест в детском саду.

Детский сад Количество детей в детском саду число мест в детском саду
  Д/с №146    
  Д/с №155    
  Д/с №126    
  Д/с №19    
  Д/с№51    

 

 

Самая большая переуплотненность групп в детском саду №146. Детей в нем на 14,75% больше чем мест (в абсолютном выражении 14,75% соответствуют 18 детям). Самая маленькая переуплотненность в детском саду №155 – 10,7% (в абсолютном выражении 12 детей). Эти данные говорят о катастрофической нехватке мест в детских садах.

Индексы

В статистике приходится сопоставлять не только отдельные элементы, но и многие сложные явления, состоящие из непосредственно несоизмеримых, разнородных не подлежащих суммированию элементов.

Индекс – относительная величина, которая характеризует изменение во времени и в пространстве изучаемого явления или степень выполнения плана.

По охвату единиц совокупности индексы делят на: индивидуальные, групповые, общие (агрегатные)

Вычислим индивидуальные индексы по формуле (табл. 23):

 

Таблица 23

Число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа (на конец года)

     
Российская Федерация     0,989
Центральный федеральный округ     0,996
Северо-Западный федеральный округ     0,985
Южный федеральный округ     0,979
Приволжский федеральный округ     0,991
Уральский федеральный округ     0,987
Сибирский федеральный округ     0,987
Дальневосточный федеральный округ     0,986

 

Проанализировав полученные индексы можно сделать вывод, что число дошкольных учреждений в городах и поселках городского типа в федеральных округах сократилось на 0,4-2,1%, а по России в целом на 1,1%.

Индексы бывают базисные и цепные. В базисных индексах фактический показатель отчетного периода сравнивается со сколь угодно отдаленным базисным периодом. Цепные индексы отражают изменение показателя по сравнению с предшествующим периодом.

Базисный: Цепной:

Таблица 24

Вычисление цепных и базисных индексов.

Год Расходы на дошкольное образование федерального бюджета России Базисный индекс Цепной индекс
  462349,8    
  542373,0 1,173 1,173
  1139085,2 2,464 2,1
  802607,3 1,726 0,705
  3812334,2 8,246 4,749

 

По таблице 25 рассчитаем индекс эксплуатационной пригодности зданий ДОУ по следующей формуле:

, где

, - число зданий ДОУ не годных к эксплуатации по определенным признакам (требуют кап. ремонта, находятся в аварийном состоянии, не имеют центрального отопления, не имеют канализации, не имеют водопровода) соответственно за 2003 и 2004 годы.

– оценка важности имеющихся у зданий ДОУ недостатков

 

Таблица 24

  2003 () 2004 () баллы () a0* a1*
Число ДОУ, требующих кап. ремонта          
Число ДОУ, находящихся в аварийном состоянии          
Число ДОУ, не имеющих центрального отопления          
Число ДОУ, не имеющих канализации          
Число ДОУ, не имеющих. водопровода.          
Итог          

 

Ia = 168761/193313 = 0,87

Таким образом, общий уровень эксплуатационной пригодности зданий ДОУ в 2004 году по сравнению с 2003 повысился на 13 %.Это говорит о том, что на проблему эксплуатационной непригодности зданий ДОУ наконец-то обратили внимание, хотя, по-моему, недостаточное. Так как здания, отведенные под ДОУ должны быть полностью, а не частично пригодны для эксплуатации.


Заключение

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние годы прошло сложный путь вписывания в новые реалии.

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ (с 1990г. она сократилась на 40%), стремительным повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ', оттоком детей из детских садов, а следовательно, снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.

В последние же годы активизировался процесс оптимизации сети и структуры дошкольных образовательных учреждений, направленный, прежде всего, на расширение доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

Наметилась тенденция роста охвата детей общественным дошкольным образованием. Если в 1998 г. постоянными ДОУ было обеспечено 53,9 % детей в возрасте от 1 года до 6 лет, то в 2003 г. - 57,8%.

Однако существующая сеть традиционных ДОУ с трудом удовлетворяет возрастающую потребность населения в детских садах. Поэтому увеличивается количество ДОУ, в которых численность детей превышает число мест. В 2003 г. в 14,6 тыс. ДОУ, где 1452,1 тыс. мест, воспитывалось 1729,9 тыс. детей (в 2000 г. - соответственно 14,3 тыс. ДОУ в них 1395,4 тыс. мест, 1664,4 тыс. детей). Сохраняется очередность на устройство детей в ДОУ. В настоящее время она составляет 302,7 тыс. детей.

Таким образом можно сделать вывод, что ситуация в отрасли дошкольного образования это одна из наиболее важных и сложных проблем стоящих сейчас перед нашей страной. И остается только надеяться на то, что эта проблема будет своевременно решена.

 


Литература

1. Брянская область: Статистический сборник, 2005. – Брянск, 2005.

2. Города и районы Брянской области: Статистический сборник, 2005. – Брянск, 2005.

3. Госкомстат РФ. Режим доступа: https://www.gks.ru

4. Статистика образования РФ. Режим доступа: https://stat.edu.ru

5. Едронова, В.Н. Общая теория статистики / В.Н. Едронова, М.В.Едронова. – М.: Юристъ, 2001.

6. Елисеева, И.И. Социальная статистика / И.И. Елисеева. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

7. Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: https://www2.ed.gov.ru/do-sch/rub/opr/179,print/

8. Парамонова, А. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ / А.Парамонова. – М., 2003.

9. Фуряева, Т.В. Качество функционирования детского сада как актуальная социально-педагогическая проблема отечественной и зарубежной теории и практики дошкольного воспитания / Т.В. Фуряева. – М., 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: