ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИИ 8 глава




В результате баптисты отказались от понимания церкви как посредницы между Богом и людьми и носительницы божественной благодати, от почитания икон, креста, святых, крещения новорожденных, от христианских таинств и т.д.

Идея баптистов о единоспасающей личной вере отразилась и на понимании смысла и роли обрядов. Сами по себе обряды, утверждают они, не могут дать спасения. Они не могут ни заменить личную веру, ни сформировать ее, поскольку это связано исключительно с воздействием Святого Духа. Но они являются показателем и внешним свидетельством ее присутствия.

Первым обрядом, с которого начинается жизнь верующего как полноправного члена церкви, является крещение. Крещение происходит через погружение в воду, как правило, в естественных водоемах и совершается в присутствии всей общины. К нему допускаются только совершеннолетние люди, которые могут сделать сознательный выбор. Этим обрядом завершается процесс «духовного перерождения», удостоверяется факт «избранности человека».

Проводится баптистами и обряд причащения, который с их точки зрения, не устанавливает никакой мистической связи с Богом и во время его проведения на человека не сходит божественная благодать, как это утверждается в православии и католицизме. Благодать, согласно учению баптизма, появилась раньше. Обряд причащения направлен лишь на укрепление уже существующей веры. Проводятся баптистами также соответствующие обряды при заключении брака и при похоронах.

Значительную роль в баптизме выполняют праздники. Баптисты отмечают двунадесятые праздники, хотя и не сопровождают их особыми ритуалами. Кроме того, имеются два собственных баптистских праздника: день единства и праздник жатвы. Первый посвящен объединению баптистов с евангельскими христианами; второй имеет двоякий смысл: с одной стороны, это окончание сельскохозяйственных работ, с другой – это итоги миссионерской деятельности, «жатва на ниве Божьей». Следует отметить, что пропаганде своей веры баптисты придают особое значение: каждый член общины обязан ее вести, обращая особое внимание на молодежь и детей.

С самого начала независимо друг от друга появляются две разновидности баптистов: частные и общие (генеральные).

В основе вероучения частных баптистов лежит кальвинистская доктрина абсолютного предопределения. Иисус Христос, с их точки зрения, искупил грехи лишь избранной части людей, которые изначально были предопределены к спасению.

Общие баптисты считают, что мученическая смерть Иисуса Христа искупила грехи всех людей. Бог наделил человека свободой воли, а потому его судьба зависит от собственного выбора – идти путем праведности или греха.

Всего в мире насчитывается около 80 млн последователей баптизма, проживающих в более чем 100 странах мира. Они объединены во Всемирный союз евангельских христиан-баптистов, штаб-квартира которого находится в США в г.Вашингтоне.

Адвентизм (от лат. adventus – пришествие) возникает в 30-х гг.19 в. в США. Его основатель У. Миллер. Опираясь на пророческие книги Библии, он настаивал на скором втором пришествии Христа, которое должно, по его расчетам, произойти в период между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Предсказание не осуществилось, поэтому адвентистам пришлось отказаться от попыток установления точной даты пришествия. Но идея близкого второго пришествия Христа и связанного с этим событием конца света заняла в адвентизме центральное место.

Бог понимается адвентистами как вечный Отец, личное духовное существо, безграничный в мудрости и любви. Иисус Христос – Сын вечного Бога. Через него все сотворено и через него осуществляется спасение людей. Он имеет одну природу и сущность с вечным Отцом. Поэтому, утверждают адвентисты, Иисус Христос и есть подлинный Бог. Дух Святой – это большая возрождающая сила в искуплении, заместитель Христа. Человеческая природа препятствовала Христу лично везде присутствовать. Поэтому для блага людей он вознесся к Отцу, прислав на землю своего заместителя. Через Дух Святой все люди имеют доступ к спасению.

Адвентисты отрицают бессмертие души. С кончиной человека, учат они, прекращается и жизнь души. Она как бы погружается в сон без сознания. Это и есть смерть.

Во время скорого второго пришествия Христа будут воскрешены телом и душою сначала праведники, которые вместе с Иисусом вознесутся на небо, где будет установлено тысячелетнее царство Христа. По его окончании будут воскрешены и грешники, но лишь для того, чтобы быть навеки уничтоженными небесным огнем. Таким образом земля очистится от проклятия и на ней установится вечная жизнь.

Из обрядов адвентисты совершают крещение взрослых через омовение, хлебопреломление, рукоположение, бракосочетание и омовение ног перед хлебопреломлением.

В адвентизме существует несколько течений, наиболее влиятельными из которых являются адвентисты седьмого дня (АСД). Это движение организационно выделилось из состава приверженцев адвентизма в 1863 г. Его основательницей считается последовательница У. Миллера американская «пророчица» Э. Уайт.

Характерной особенностью АСД является обязательное соблюдение библейских заповедей, особенно четвертой, которая требует «соблюдать субботу». Суббота – это «печаль», которой отмечены избранные. В этот день нельзя работать и даже готовить пищу. В субботу проводятся молитвенные собрания, посещения которых верующими-адвентистами является обязательным.

Готовясь к встрече Христа, адвентисты седьмого дня должны проявлять заботу не только о своей душе, но и о теле. Были разработаны специальные инструкции, согласно которым верующим запрещается есть мясо «нечистых животных» (напр., свинину и моллюсков), употреблять кофе, чай, алкоголь, курить. Запрещаются также всякие развлечения, даже чтение художественной литературы, ношение ювелирных изделий и использование косметики. Лишь такой образ жизни может позволить сохранить без пороков душу и тело к пришествию Иисуса Христа.

Все члены АСД должны вносить в кассу общины десятину (десятую часть денежных доходов). Адвентистские проповедники утверждают, что эти «добровольные» пожертвования верующих принадлежат только Богу.

К источникам вероучения АСД относят Библию, а также учение Э.Уайт, которая считается богодухновенным пророком.

Для адвентистов седьмого дня характерна высокая миссионерская активность, поскольку считается, что второе пришествие Христа зависит от того, как скоро люди услышат адвентистскую проповедь.

В настоящее время последователи АСД проживают в более чем 190 странах мира и насчитывают около 16 млн.

Пятидесятники, или христиане веры евангельской возникли в 19 в. в США. Свое вероучение они основывают на апостольских посланиях, которые были модернизированы и приспособлены к новым историческим условиям.

Пятидесятники своеобразно понимают общехристианский догмат о Троице. По их представлениям, все три ипостаси предвечны в одном существе, равны и нераздельны. Бог-Отец является творцом неба и земли и всего видимого и невидимого мира. Бог-Сын – это спаситель и искупитель. Он явился во плоти на земле по заранее предопределенному Богом плану как воплощенная любовь Божья.

Особое внимание последователи этого учения уделяют догмату о Святом Духе. Он, по их убеждению, не является силой Божьей, истекающей от Бога-Отца, а стоит наравне с Богом. Самым большим грехом считается хула против него.

Пятидесятники верят, что Бог-Отец и Бог-Сын проявили себя в конкретных действиях раньше, чем Дух Святой. Последний начал действовать со дня пятидесятницы, т.е. на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа. По преданию, в этот день он снизошел на апостолов – учеников Христа. В итоге апостолы приобрели девять даров Святого Духа: веру, мудрость, знание, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных языках и истолковывать их. Этот день считается у пятидесятников днем официального сошествия Духа Святого на людей и почитается как великий праздник. В наши дни, согласно их учению, дары даются через крещение Святым Духом лишь истинным последователям Сына Божьего. Дух Святой может сойти на верующего при достижении им состояния религиозного транса. Внешним признаком этого явления считается глоссолалия (от греч. glōssa – непонятные слова и laliá – говорить) – разговор на незнакомых языках верующего с Богом. Это – кульминационный пункт крещения Святым Духом. Иноговорение является желанным, а чаще всего необходимым компонентом богослужения. Благодаря этому они отличаются высокой эмоциональностью и даже экстатичностью.

Верующий, учат пятидесятники, должен постоянно бояться, что в любой час Святой Дух может оставить его за грехи. Это обязывает его отказаться от всех земных благ, вести аскетический образ жизни и иметь единственное стремление – к жизни в Святом Духе. Именно в преданности Святому Духу и в личной вере заключается спасение человека.

В культовой практике пятидесятники большое значение предают молитвам и постам, совершают обряды крещения, хлебопреломления и омовения ног.

Последователи этого течения не отличаются религиозной терпимостью. Настоящими христианами они считают только себя, всех остальных – верующими наполовину, и, в силу этого, они не будут удостоены спасения в день суда Божьего.

Пятидесятничество разделяется на несколько течений: воронаевцы, смородинцы, трясуны, сионисты и т.д.

В настоящее время общины пятидесятников действуют в 90 странах мира и насчитывают около 50 млн последователей.

 

Ислам

4.3.1. Социально-исторические причины возникновения, идейные истоки и география распространения ислама. Ислам возник в 7 в. н.э. на Аравийском полуострове. Непригодность большей части его территории для оседлой жизни (горы, плоскогорья, засушливые степи, полупустыни, пустыни) обусловила развитие земледелия в благоприятных для этого условиях – оазисах и прибрежных районах. Возникшее кочевое скотоводство расширило границы жизни и значительно улучшило ее. Расположение полуострова в центре цивилизованного мира (рядом были Египет и Вавилон, страна Хеттов и Палестина, эллинские государства, Персия и др.), нахождение на пересечении важных торговых путей (между Индией, Ираном, Эфиопией, Сирией, Палестиной, Китаем, Персией и др.) вызвало к жизни торговлю и ремесленничество, рост городов и поселков. Все это становилось и ареной завоевательных походов. Имели место и обратные процессы. Происходили и междоусобные войны – межплеменные, между семьями и кланами (родами), а также внутри них.

Кочевое скотоводство, торговля, войны перемещали огромные массы людей на обширных территориях с различным уровнем развития. Контакты едва ли не со всеми культурами и религиями Евразии не прошли бесследно. И сам труд араба-кочевника, араба-купца требовал уже больше интеллектуальных данных. Он же давал им преимущества для развития их духовной жизни – письменности, поэзии и т.п., причем, светского характера. Это не значит, что доисламские арабы были неверующими. Каждое племя имело своих богов, свой культ. Существовали представления и о безымянном Божестве. Его звали просто Богом (араб. – Аллахом). Но при племенной жизни главным «божеством» было само племя во главе с шейхом. Член племени был столь же свободен, сколь и зависим от него. Так было тысячелетиями. Так, казалось, будет всегда.

Вообще для людей этой эпохи жизнь представлялась в застывшем времени. Вечным и неизменным казался весь мир. С одной стороны, это вызывало чувство уныния и отчаяния. Кажущаяся бессмысленность и нелепость перемен его лишь усиливало. В будущее смотрели со страхом, на него не было никаких надежд. Настоящее большинство людей давило голодом и нищетой. Лишь прошлое, подобно детству, положительно будоражило воображение и как-то успокаивало. Это не позволяло увидеть ни процесс усложнения жизни, ни обнаружить связь между ним и потребностью в новом миропонимании.

С другой стороны, такое мироощущение порождало атмосферу неудовлетворенности, духовного брожения. Даже в самой неподвижности бытия виделась возможность открыть его основные принципы и законы, справедливые для всех времен и народов. Тем более уже чувствовалось, что решение проблемы обустройства счастливой жизни связано с выходом из этого неподвижного состояния.

Но как выйти из него, что для этого нужно знать, откуда получить эти знания, какими средствами и методами их реализовать? Условия жизни, способности разума, чувственный опыт не позволяли решить эти вопросы. А вера в существование Бога давала такую возможность – получить знания свыше, используя методы, соответствующие сверхъестественному миру.

Таким образом, в обращении к религии, как средству разрешения стоящих перед обществом проблем, была своя логика. Была она в обращении к ней, к единому Богу и у Мухаммада – представителя рода Хашим племени Курайш. Интенсивность религиозной жизни Мекки, пребывание в ее эпицентре формировало соответствующие потребности его внутреннего мира. К этому подталкивала и сама жизнь, ее перемены, вызванные разложением племенного строя и переходом к классовому обществу. В этих условиях нужно было выработать миропонимание, способное придать ценность и осмысленность жизни. Решений было множество, но во многом вращающихся в кругу религиозных идей и понятий: богоискательство, путь самоуглубления, пророчество и проч. Был и некоторый опыт, и не только во вне, но и внутри. Была и, притом, всесторонне разработанная в христианстве и иудаизме, идея единого Бога. Известны были и приемы соприкосновения с высшим, сверхчувственным миром: пост, молитва и созерцание, упорные размышления о Боге и его сущности. И озарение, ощущения реальности бытия Бога, его присутствия в мире и в себе самом не заставили себя ждать.

Первое откровение сошло на сорокалетнего Мухаммада в 610 г. Оно явилось толчком к началу (понятно, первоначально тайной) пропаганды созданной им религиозной системы, названной ислам (араб. – предание себя Богу, покорность). Обращение в ислам он связывал с определенными обязанностями, которые выходили за рамки родоплеменных отношений. Тайное становилось явным, легализировалось. Распространение новой веры, ее идеи, принципы организации, отражающие потребности не только малоимущих, но и закладывавшихся основ феодального строя, вызывали сопротивление мекканских верхов, поддерживавших прежний строй и его традиции. Многолетняя борьба вынудила всех мусульман Мекки переселиться (хиджра) в 622 г. (ставшем – с первого дня месяца Мухаррам – началом нового мусульманского летоисчисления) в Ясриб (Медина), где жили в основном средние слои торговцев. Здесь Мухаммад утвердился как пророк, посланник Аллаха и глава мекканских верующихмухаджиров. Но и потом в течение многих лет через многочисленные походы и сражения с многобожниками шло утверждение ислама. Борьба привела к покорению новых земель. В 630 г. пала Мекка. Уничтожены были идолы и капища многобожников. К концу 631 г. на покоренных землях с идолопоклонством было покончено.

В 632 г. Мухаммад умер. Дело Пророка продолжили его последователи – Абу Бакр, Оман, Осман, Али и др. Исламу покорилась вся Аравия, а также Сирия, Ирак, Иордания, Палестина, Египет, Ливия и т.д. Сегодня эти страны (Г. В. Милославский и др.) выделяют в качестве центра первого порядка в мусульманском мире. Территории, исламизированные на втором этапе арабских завоеваний относят тоже к центру, но второго порядка: Магриб, Иран, частично Афганистан, (вне типологии к нему относят Мавераннарх и Восточное Закавказье). Остальные территории – периферия. Соответственно: 1. – Афганистан, Пакистан, Турция, Мали, Нигер, Судан, Сомали, Синцзян, (Поволжье), где мусульман не менее 50% населения; 2. – Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Гамбия, (степные и горные районы Средней Азии, Северный Кавказ), где мусульман около или более половины; 3. – Буркина-Фасо, Камерун, Уганда, Чад, Габон, где их менее 30%; 4. – Индия, страны Индокитая и Тропической Африки, Филиппины, где мусульман значительное меньшинство; 5. – Страны, в которых существуют локальные общины мусульман, территориально оторванные от основной части мусульманского мира. В настоящее время мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. По разным данным они объединяют приблизительно от 1 до 1,5 млрд мусульман. В 35 странах их большинство населения, в 18 – влиятельное меньшинство. В 28 странах ислам является государственной, или официальной религией – Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др. Ислам – одна из самых распространенных и влиятельных религий не только в афро-азиатском регионе, но и (после христианства) в мире.

4.3.2. Основные черты вероучения и культа мусульман. Организации мусульманского духовенства. Вероучение ислама изложено в Коране (от араб. – чтение, декламирование, произношение нараспев). Это главная книга мусульман, которая, по их мнению, написана самим Аллахом и ниспослана им Пророку Мухаммаду через ангела-посланника Гавриила (Джибриила). Коран содержит 114 глав (сур), которые, независимо от времени их произнесения или характера тематики, расположены в подавляющем большинстве по степени убывания своей длины. Исключение составляет первая, называющаяся «Фатиха», т.е. «Открывающая». Главы делятся на стихи, или знамения (аяты). В них, подобно как в священных писаниях других религий, повествуется об ангелах, о бессмертии души, о рае и аде, о конце света, о Судном дне, содержатся мифы о сотворении мира и человека, грехопадении первых людей, сказания о пророках, вероисповедные и культовые установки, предписания, регулирующие семейно-брачные, правовые и другие общественные отношения. Коран содержит выступления, проповеди и пророчества, поучительные историко-религиозные повествования, притчи и заклинания, этико-правовые и обрядовые предписания. Их содержание и направленность, способ провозглашения имеют под собой основания разного порядка и времени. Но в любом отношении (религиозно-философском, законодательном, историко-культурном, литературном, тем более, как священная книга) неизменным в Коране остается утверждение реальности существования Бога и подчиненности ему человека. А одним из основных положений в исламе является вера в реальность учения Бога, ниспосланного им людям в форме писаний, среди которых Коран рассматривается мусульманами как окончательная и всеобъемлющая книга, переданная всему человечеству и на все времена и единственно сохраненная в первоначальном виде.

Второй книгой после Корана, на которой также основывается вероучение ислама, является Сунна (араб. – обычай, пример, поведение, традиция). Это свод преданий о делах, словах и намерениях Мухаммада. Она содержит как легенды, так и исторический материал об эволюции ислама и о положении различных социальных слоев в первые два столетия Халифата (феодально-теократическое государство). Принято считать, что лишь шесть сборников содержат истинные хадисы (рассказ, у шиитов – ахбар, т.е. сообщение) и являются основным источником Сунны.

На Коране и Сунне, других источниках основывается шариат (араб. – надлежащий путь), представляющий собой свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов.

На них и основывается вероучение ислама, состоящее в следующем:

Вера в единого Бога-Аллаха. Он один, един и неразделен. Бог вечен и безграничен, не имеет ничего общего ни с чем и ни с кем. Он превыше всех. Ведь Аллах творец всего сущего. Он богат и славен, Господь всех миров. Аллах мощный, знающий. Бог есть истина. Не следующим ей – нет прощенья. Аллах обладатель мщения, быстр в расчете и силен в наказании. Для раскаявшихся – прощающий и милосердный.

Вера в ангела-посланника Джибриила, Пророка Мухаммада, как и в других ангелов, передававших Божественное Откровение другим пророкам (Измаилу – Исмаилу, Исааку – Исхаку, Моисею – Мусе, Давиду – Дауду, Иисусу – Исе и др.), и в ангелов вообще, выполняющих различные функции (защиты людей, их наказания и проч.). Они сотворены из света, абсолютно подчинены воле Бога и заняты поклонением и служению ему. Присутствуя в мире, ангелы невидимы и неслышимы для людей. Но на протяжении всей жизни человека они (два ангела) сопровождают его, фиксируют и вносят в список все, что каждый себе делами своими «уготовал» на Судный день.

Вера в посланника Аллаха – Мухаммада. Он, по писанию мусульман, не единственный, но главный и самый значительный Пророк, избранный за присущие ему от рождения человеческие достоинства. Мухаммад способен видеть и слышать то, что не могут другие. Он может разговаривать с ангелами и даже с самим Богом. Его Аллах и обязал дать людям религию истины и поставить ее выше всякой другой.

Идея абсолютной покорности Богу и послушания его посланнику. Сам Коран определяется как книга для руководства богобоязненным. Только с покорностью и страхом мусульманин может обращаться к Господу. Покорность – это путь праведный и единственно ведущий к счастью. Но покоряться мусульманин должен и правителям, а также законам, ими установленными. Они тоже от Бога. И делать это, согласно исламу, необходимо сознательно. Идеал мусульманина – способность быть не просто исполнителем, а борцом за торжество мусульманской веры и соответствующее ей социальное устройство.

Учение о божественном предопределении и свободе воли. Бог всемогущий. Все совершается по ни чем не ограниченной воле Аллаха. Он водитель миров. Без ведома Аллаха день ночь не сменяет, и даже лист не падает. И человеческую судьбу Бог предопределяет. Заранее предусмотрен не только каждый поступок человека, а и каждое тайное движение его души. Но человек все же ответственен за каждое свое деяние так, как бы он обладал полной свободой воли. Главным же и единственно верным актом волеизъявления человека должен стать добровольный и осознанный им выбор поклонения и служения одному лишь Богу.

Эсхатология (от греч. έσχατος – последний, конечный и λόγος – учение) – учение о грядущей судьбе мира, дне суда – последнем дне этого мира и этой жизни. Время суда знает один Бог. В Судный день все (умершие и живые) предстанут перед Господом и каждый с неизбежным осознанием своей участи получит справедливое воздаяние. Грешники пойдут в ад. Они не уверовали в знамения Аллаха, в день суда, в рай и ад; они грубы и препятствуют добру, не заботятся о бедных и сиротах; обвешивают и обмеривают, собирают и копят; от постигшего их зла – печалятся, от добра – надменны и недоступны; над уверовавшими смеются, считая их заблудшими. Им смерть мучительная в огне геенны (греч. γέεννα). Праведники же обретут рай, близость к Господу, так как им присуще обратное. Для них «сады благодати», жизнь вечная и счастливая, наполненная всеми необходимыми материальными и духовными атрибутами. А нынешняя жизнь есть лишь небольшая часть общего бытия.

Основой культа ислама и одновременно обязанностями каждого мусульманина являются пять «столпов (рукн) веры»:

Исповедание веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Божий». Это шахада, т.е. свидетельство о признании положений мусульманского вероучения. Только те, кто уверовал в Аллаха и посланника Божьего – Мухаммада, и не испытывают при этом сомнений в своей вере, борются за нее своим имуществом и своими душами есть истинно верующие. Лишь в их сердцах верность, преданность, подчинение и поклонение Богу. Шахада составляет основное содержание как внешних, так и внутренних проявлений ислама: мусульманских орнаментов, ритуала обращения в ислам, молитвы и т.д.

Ежедневная пятикратная молитва – салят (араб.; перс. – намаз): на рассвете (Салят аль-Фаджр, или ас-Субх) – начиная с первых предрассветных сумерек до времени незадолго до восхода Солнца; в полдень (Салят ад-Зухр) – с полудня до середины послеполуденного времени; после полудня (Салят аль-Аср) – от середины полудня до времени незадолго до заката; вечером (Салят аль-Магриб) – после захода Солнца до наступления темноты; ночью (Салят аль-’Иша) – от темна до времени незадолго до рассвета. Тем самым не дать мусульманину забыть, что он принадлежит только Богу, его раб, покорный приказу Господа. Время молитвы возвещается с минарета (от араб. – место освещения) чтением нараспев определенной религиозной формулы – стихов азана (араб. – объявление, приглашение) муэдзином (араб. – приглашающий, объявляющий, т.е. азанчи). Перед молитвой (и вообще, если не чист – кровотечение, рвота и проч.) обязательно омовение (ууду) водой или песком лица и рук, обтирание головы и ног до щиколоток. Полное омовение тела в проточной воде (гусль) требуется в случае телесных выделений (после половых отношений, родовых кровотечений и т.п.). При определенных условиях (болезнь, ранение и т.д.) возможно символическое омовение (таяммум). Молиться можно в любом, но чистом и уединенном месте, расположившись на молитвенный коврик лицом в направлении (кибла) к Мекке. Голова молящегося покрывается головным убором. Для мужчин-мусульман обязателен минимум одежды от пояса до колен, женщины могут оставить открытыми лишь лицо и руки. Для соблюдения чистоты все снимают обувь. Слова молитвы произносятся не громко, но и не шепотом. Вся молитва сопровождается комплексом ракят: стоянием, поясными поклонами, коленопреклонениями, простиранием ниц, сидением, как проявления подчинения, смирения и восхищения Богом. В каждой молитве имеет место обязательное число ракятов (фард) и рекомендуемое Сунной (практикой Мухаммада). При отсутствии условий молитва не отменяется. Она может быть сокращена, объединена (вторая с третьей и четвертая с пятой) или, в крайнем случае, перенесена. При необходимости (болезнь, путешествие, война и др.) салят можно соблюдать любым способом (сидя, лежа, руками, глазами) и в любых условиях (в транспорте, верхом и т.д.). По известным обстоятельствам женщины на определенный период от молитвы освобождаются. По праздникам и еженедельно по пятницам шариат рекомендует совершать около полудня коллективную молитву (Салят аль Джум’а) в мечети. Это рассматривается как проявление дисциплины, упорядоченности, братства и солидарности. Если коллективная молитва в мечети невозможна (турпоездка, проживание за рубежом и т.п.), ее рекомендуется совершать в специально отведенном месте – исламском центре, у кого-то дома и т.д. Молитве предшествует проповедь (хубта), трактующая религиозные, нравственные и иные вопросы ислама. Молитву проводит имам (руководитель салята, араб. – стоять впереди, представительствовать), если же его нет – выбранный из среды молящихся, хорошо знающий ислам и богобоязненный. Существуют и другие виды нерегулярных молитв: тарауих – ночной, особый салят, совершаемый после последней молитвы, тахаджуд – салят в последнюю треть ночи, истихара – просительная молитва, маулид – благодарственная или поминальная и т.д.

Пост – саум (араб. сама – поститься; тур.-татар. – ураза) – от восхода до заката Солнца все дни месяца Рамадан (Рамазан – 9-й месяц лунного года, 354 дня). О времени начала поста (ежедневного начала и окончания) сообщают средства массовой информации. Это время связано не только с голоданием, но и с отказом от удовольствий. С вечера до утра пост прерывается: можно есть, пить, курить, проявлять жизнерадостность. Перед дневным говением обязательно произношение формулы (нийа), в которой говорится о намерении продолжить пост. Рекомендуется еда на заре (сухур), чтобы легче было выдержать до вечернего разговения (ифтар). Для тех, кто не может соблюдать пост или нарушил его, возможны отступления. По уважительным причинам (болезнь, старость, несовершеннолетие, беременность и т.п.) он отменяется или переносится, либо заменяется раздачей милостыни. Нарушители искупают вину двойным постом (каффара) или соответствующими пожертвованиями. Недопустимы богохульство, порицание Мухаммада, оскорбление духовных лиц. Во время поста каждый мусульманин должен вести себя более сдержанно, слушать проповеди, больше читать и даже (как по практике Пророка Мухаммада, т.е. Сунне) прочитать весь Коран. Каждую ночь после последней дневной молитвы предусмотрен и дополнительный салят (тарауих). В то же время (в одну из ночей нечетных чисел последних десяти дней Рамадана) отмечается и Ночь могущества (Лайлят аль-Кадр), в которую на Мухаммада сошло первое Откровение Корана. Этот праздник (’Ида) считается временем совершения тарауиха, всенощных обрядов, чтения Корана, актов благотворительности, милосердия и прощения. Последние же дни Рамадана необходимо посвятить наведению чистоты и порядка. Завершается пост праздником разговения (Ураза-байрам – ’Ид аль-Фитр) – малый праздник. Он приходится на первый день месяца шаууал, следующим вслед за Рамаданом и отмечается в течение трех дней. Ему присущи особый салят, визиты к друзьям и знакомым, обмен подарками, богатые застолья, благотворительные мероприятия.

Милостыня, или закят (араб. – очищение) – обязательный налог, обычно равный 2,5% годового дохода, выходящего за пределы непосредственных потребностей человека. Закят не выплачивается из имущества, предназначенного для личного пользования: одежда, жилище, домашняя утварь, личный автомобиль, урожай, выращенный для личного пользования. Идет он на поддержание и «покрытие» собственных деяний, на людей, терпящих нужду или бедствие, для строительства мечетей, религиозных школ, больниц и т.п. Закят рассматривается как очистительное средство. Ведь все богатство, по исламу, принадлежит Богу. Выплата закята частью имущества есть возврат его Богу в такой форме. Это очищает остальное имущество и делает его законным для владельца. Считается, что он очищает также от жадности и эгоизма, зависти и ненависти, делает людей добрее и ближе. Предпочтительнее приносить закят тем, кто не просит его, и столько, сколько необходимо для удовлетворения лишь насущных потребностей. Ислам побуждает мусульман осуществлять и добровольное пожертвование – садака, размер которого – дело совести. Но оно должно быть умеренным, расточительство – грех. Неразумным предписывается вовсе не давать. Если нет возможности наделить нуждающегося имуществом, то милостыня – это еще и практика добрых слов и дел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: