Учебные и воспитательные цели




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к лабораторно-практическому занятию для студентов

II курса ФГМБО направления подготовки

034400 – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(адаптивная физическая культура)

по учебной дисциплине «Физиология человека»

 

 

Раздел 14. Развитие физических качеств. Физиологические основы выносливости.

Занятие № 2. Физиологические механизмы компенсации нарушенных функций.

 

Обсуждена

на заседании кафедры

«___» ____________2012 г.

Протокол №______

 

Методическая разработка составлена

«___ » ____________2012г.

 

 

г. Ставрополь

2012 г.


 

Тема№1: Развитие физических качеств. Физиологические основы выносливости.

Занятие №1. Физиологические механизмы компенсации нарушенных функций.

 

Учебные вопросы занятия:

а) теоретическая часть занятия

1. Формирование компенсаций. Факторы, влияющие на механизм компенсации.

2. Представление об адаптивной физической культуре. Роль адаптивной физической культуры в системе реабилитации.

3. Физиологические механизмы лечебного действия адаптивной физической культуры.

4. Особенности восстановительного лечения у детей, подростков, взрослого населения.

5. Суточная двигательная активность и ее влияние на здоровье.

 

б) практические вопросы

1. Оценка физической работоспособности по результатам теста Навакки.

 

Место проведения занятия - база кафедры нормальной физиологии

Материально-лабораторное обеспечение: лабораторная база кафедры нормальной физиологии, велоэргометр, весы напольные, секундомер.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель:

- научить студентов применять систему знаний о физиологических механизмах компенсации нарушенных функций в практике специалиста в области адаптивной физической культуры.

б) частные цели:

- сформировать теоретическую базу знаний о формировании компенсации, факторах влияющих на механизмы компенсации;

- сформировать теоретическую базу знаний о роли адаптивной физической культуры в системе реабилитации;

- сформировать теоретическую базу знаний о физиологических механизмах лечебного действия адаптивной физической культуры;

- сформировать теоретическую базу знаний об особенностях восстановительного лечения у детей, подростков, взрослого населения;

- сформировать теоретическую базу знаний о влиянии суточной двигательной активности на здоровье.

 

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

 

З Н А Т Ь:

· механизм формирования компенсации нарушенных функций;

· средства и методы адаптивной физической культуры, ее роль в системе реабилитации;

· физиологические механизмы лечебного действия адаптивной физической культуры;

· особенности восстановительного лечения у детей, подростков, взрослого населения.

· суточная двигательная активность и ее влияние на здоровье.

 

У М Е Т Ь:

· провести оценку физической работоспособности по результатам теста Навакки.

 

В Л А Д Е Т Ь:

· методом оценки физической работоспособности.

 

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования теоретического и экспериментального исследования (ОК-14);

б) профессиональных (ПК):

- знанием потребности человека, его ценностные ориентации, направленность личности, мотивации в деятельности, установки, убеждения, эмоции и чувства для решения профессиональных задач, навыки которых были получены при изучении данной дисциплины (ПК-11);

- знанием закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций с целью формирования целостного понимания физиологических процессов, протекающих в организме, а также механизмов их регуляции (ПК-17);

- умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний для совершенствования профессиональной деятельности (ПК-19);

- готовностью к использованию методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния лиц с отклонениями в состоянии здоровья и внесению коррекций в восстановительные воздействия в зависимости от результатов изменений и / или рекомендаций членов междисциплинарной команды, на основе полученных теоретических и практических знаний в области физиологии человека (ПК-24);

- знанием компенсаторных возможностей оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для наиболее типичных нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендерных групп лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-27);

- знанием основ эргономики и возможностей приспособления (адаптации) внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с отклонениями в состоянии здоровья (самообслуживание, профессиональная деятельности, культура, спорт, отдых) (ПК-30).

 

И М Е Т Ь П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я:

- о механизмах формирования компенсации утраченных функций организма;

- о роли адаптивной физической культуры в системе реабилитации;

- о физиологических механизмах лечебного действия адаптивной физической культуры.

Рекомендуемая литература:

А)обязательная

1. Нормальная физиология: учебник / под ред. В.М. Смирнова. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 480 с. (С.);

2. Караулова Л.К. Физиология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.

Б)дополнительная

1. Курдыбайло С.Ф. врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло и др. – М.: Советский спорт, 2004. – 179 с.

2. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. – М.: Советский спорт, 2004. – 478 с.

3. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта: Пер. с англ. / Жд.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. – Киев: Олимпийская литература, 1994. – 503 с.

4. Основы физиологии человека: в 2-х т. / под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1994. – Т.1: 567 с., Т.2: 413 с.

5. Орлов, Р.С. Нормальная физиология: уч. пособие с СD. / Р.С. Орлов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 696 с.

6. Физиология человека: в 3-х т. / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996. – Т.1: 323 с., Т.2: 641 с, Т.3: 875 с.

7. Физиология человека: учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, 2003. – 656 с.

8. Фундаментальная и клиническая физиология: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Г. Камкина, А.А. Каменского. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 1072 с.

1.При подготовке к данному занятию:

 

А) теоретическая часть

При подготовке ктеоретической части занятия необходимо проработать ранее изученный материал по физиологии сердечно-сосудистой системы. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратить особое внимание на усвоение базовых знаний по гемодинамике и параметрам периферического кровообращения; особенностям работы сердца при физической нагрузке. Проработайте рекомендованную литературу по данному занятию. Ответьте на вопросы 1-5 к занятию.Данное занятие имеет особое место в работе по овладению знаниями о физиологических механизмах компенсации нарушенных функций.

При наличии возможностей ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте белый медицинский халат, колпак, сменную обувь (униформу).

Будьте готовы ответить на следующие вопросы:

1. Формирование компенсации. Факторы, влияющие на механизм компенсации.

2. Представление об адаптивной физической культуре. Роль адаптивной физической культуры в системе реабилитации.

3. Физиологические механизмы лечебного действия адаптивной физической культуры.

4. Особенности восстановительного лечения у детей, подростков, взрослого населения.

5. Суточная двигательная активность и ее влияние на здоровье.

2.По выполнению программы учебного занятия:

 

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

 

При отработке 1 учебного вопроса учебного занятия Вам необходимосформировать представление о механизмах формирования компенсации утраченных функций.

При отработке 2 учебного вопроса Вам необходимо сформировать представление об адаптивной физической культуре, ее терапевтических средствах и методах. Обратить внимание на роль адаптивной физической культуры в системе реабилитации.

При отработке 3 учебного вопроса Вам необходимо знать физиологические механизмы лечебного действия адаптивной физической культуры.

При отработке 4 учебного вопроса Вам необходимо усвоить знания об особенностях восстановительного лечения у детей, подростков, взрослого населения.

При отработке 5 учебного вопроса Вам необходимо сформировать представление о суточной двигательной активности и ее влиянии на здоровье.

 

Б) практическая часть

При выполнении практической части занятия надо проверить рабочее место на предмет наличия всего необходимого для выполнения работ. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1 задания практической части занятиявоспользуйтесь методическими указаниями в конце данной методической разработки, зарисуйте таблицу. Вспомните методику определения частоты сердечных сокращений. Под руководством преподавателя Вам необходимо провести оценку физической работоспособности по результатам теста Навакки. Сделайте вывод о степени тренированности испытуемых.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что вызвало у вас затруднение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: