Мудрость отмены и замены некоторых аятов




ОБ ОТМЕНЕ НЕКОТОРЫХ АЯТОВ КОРАНА

И ПОСТАНОВЛЕНИЙ

 

Во времена ниспослания Корана записи откровений были фрагментарными. Безусловно, важнейшей причиной этого было то, что иногда аяты сразу нескольких сур ниспосылались в один период, и их ниспослание носило смешанный характер. Однако не менее важную роль играло то, что Всевышний Аллах отменял некоторые ранние откровения, которые по божественному замыслу, в конечном итоге, не должны были войти в Коран. Эта божественная практика получила название отмены, или аннулирования коранических аятов или предписаний (насх).

Это арабское слово означает «удаление», «перемещение», однако в шариатской терминологии оно приобрело более конкретное значение. Отмена предписаний – это замена второстепенного практического религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, другим более поздним второстепенным практическим религиозным предписанием, также подтвержденным священным текстом, причем эти предписания должны исключать друг друга и не должны быть связаны.

Законность отмены религиозных предписаний подтверждается кораническими аятами и достоверными хадисами. Всевышний сказал: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь? Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?» (Сура «аль-Бакара», аяты 106-107).

Он также сказал: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого. Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (Сура «ан-Нахль», аяты 101-102).

Он также сказал: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания». (Сура «ар-Раад», аят 34).

Он также сказал: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам другой Коран или замени его!» Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день». (Сура «Йунус», аят 15).

Что же касается хадисов, подтверждающих истинность отмены коранических аятов и предписаний, то их очень много. Мы же ограничимся упоминанием лишь некоторых из них.

Передают, что Анас бин Малик рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклинал тех, кто убил мусульман у колодца Мауна, в течение тридцати дней. Он проклинал семейства Рил, Закван и Усеййа, которые ослушались Аллаха и Его посланника. Затем Анас сказал: «По поводу тех, кто был убит у колодца Мауна, был ниспослан Коран: «Сообщите нашему народу, что мы уже встретились с нашим Господом, и Он остался доволен нами, и мы остались довольны Им». Мы читали это откровение, а затем оно было отменено». аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 6, стр. 39.

Передают, что Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал: «Мы читали суру, которая была такой же длинной и суровой, как и сура «Бараат» (ат-Тауба), и случилось так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее только слова: «Если бы у сына Адама было две долины богатства, то он пожелал бы третью, и ничто не заполнит его живот, кроме земли». А еще мы читали суру, которая была похожа на те, что начинаются прославлением Аллаха. Она начиналась словами «Славит Аллаха то, что на небесах…», и случилось так, что я позабыл ее. Я запомнил из нее только слова: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ведь свидетельство будет записано на ваших шеях, и вы будете спрошены о нем в День воскресения!» Муслим. См. Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 127.

В длинном хадисе, рассказанном Ибн ‘Аббасом, сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб поднялся на кафедру мечети, восславил Аллаха достойными словами и сказал: «Я скажу вам слова, которые мне предписано сказать. Я не знаю, возможно, мой срок уже истекает. Кто поймет и запомнит мои слова, пусть передаст их всем, до кого он сумеет добраться на своей верблюдице. А тому, у кого будут опасения, что он не понял их, я не позволяю говорить от моего имени ложь. Воистину, Аллах отправил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) с истиной и ниспослал ему писание. Среди того, что ниспослал Аллах, был и аят о побивании камнями. Мы читали, осмысливали и запоминали его. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побивал прелюбодеев камнями, и мы побивали их таким же образом после него. Я боюсь, что спустя много времени, среди людей найдется такой, который скажет: «Клянусь Аллахом, мы не видим аята о побивании камнями в писании Аллаха!» Так они могут впасть в заблуждение, отказавшись от обязательного предписания, ниспосланного Аллахом. В писании Аллаха истинно говорится о побивании камнями мужчин и женщин, которые вступили в брак, если они совершили прелюбодеяние, которое подтверждается свидетельствами, или беременностью, или признанием.

Имеется в виду 15-й аят суры «ан-Ниса», который гласит: «Против тех из ваших жен­щин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призо­вите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь». Аллах установил для них иной путь и приказал побивать камнями прелюбодеев, которые уже вступили в брак. А тех, которые еще никогда не вступали в брак, велено сто раз высечь розгами и выслать в другой город на один год.

Кроме того, мы читали в писании Аллаха, что нельзя отказываться от отцов, поскольку «отворачиваться от отцов является неверием». аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 12, стр. 177.

Передают, что Абу ‘Убейд рассказывал, что коранические аяты отменялись при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ему ниспосылались суры, которые впоследствии были отменены, и их не читали и не записывали. Передают также, что Убейй бин Кааб и Аиша рассказывали, что сура «аль-Ахзаб» по своей длине была равна суре «аль-Бакара». Аш-Шаукани, «Фатх аль-Кадир», стр. 126.

Передают, что Абу Умама бин Сахль бин Хунейф рассказывал, что один из сподвижников знал наизусть суру, но не смог прочесть ее ночью, когда встал на намаз. Другой тоже встал, чтобы прочесть ее, но не смог этого сделать. И третий тоже встал, но не смог этого сделать. Наутро они пришли к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) собрались у него и рассказали ему о случившемся. Он же сказал им: «Вчера она была отменена». Абу Дауд в книге «ан-Насих», Ибн аль-Мунзир, Ибн аль-Анбари в книге «аль-Масахиф», Абу Зарр аль-Харави в книге «аль-Фадаил».

Опираясь на многочисленные свидетельства из Корана и Сунны, подавляющее большинство мусульманских ученых признает истинность отмены аятов и предписаний. Лишь некоторые богословы, не исповедовавшие праведные воззрения, отрицали отмену коранических аятов. Одним из них был Абу Муслим Мухаммад бин Бахр аль-Исфахани, который сказал: «Ничего подобного в Коране нет». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 201.

Однако его мнение является слабым и неприемлемым, а его аргументы – совершенно неубедительными. Шейх Абдуллах аль-Джудей писал: «Предания об отмене предписаний дошли до нас от многих сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) независимо друг от друга, и этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов раннего и позднего периода, и не разделяла его лишь небольшая группа тех, кто был известен своими еретическими воззрениями». Аль-Джудей, «Тайсир Илм Усуль аль-Фикх», стр. 356.

Несмотря на это, в настоящее время многие невежественные мусульмане попали под влияние западных критиков Ислама и с сомнением относятся к отмене аятов и предписаний. Противники Ислама не соглашались с отменой аятов и предписаний с первых дней распространения истинной религии. Всякий раз, когда Всевышний Господь заменял одно предписание другим, иудеи и многобожники упрекали верующих и обвиняли во лжи пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Сегодня востоковеды и миссионеры критикуют Ислам и задают один и тот же вопрос: «Как может Всеведущий Творец отменить то, что было сказано и ниспослано Им прежде?!» Однако они забывают о том, что Аллах волен делать, что Ему угодно, и повелевать, что Ему угодно. Именно поэтому после упоминания об отмене некоторых аятов и предписаний Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?» (Сура «аль-Бакара», аят 107).

Ибн Джарир в толковании этого аята писал: «Разве ты не знаешь, Мухаммад, что Мне принадлежит власть над небесами и землей, и что никто другой не может править ими? Разве ты не знаешь, что Я распоряжаюсь ими и теми, кто на них, как пожелаю? Я приказываю им и тем, кто на них, что пожелаю, и запрещаю, что пожелаю. Я отменяю, заменяю и аннулирую законы, которые Я издал для Моих рабов, как пожелаю и когда пожелаю. И Я утверждаю для них, что пожелаю».

Затем он сказал: «Эти слова Всевышнего Аллаха обращены к Его пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и выражают Его величие, однако они фактически изобличают во лжи иудеев, которые не признали отмену предписаний Торы и отвергли пророчества Исы и Мухаммада, которые принесли от Аллаха предписания, изменившие некоторые предписания Торы. Аллах сообщил им, что Ему принадлежит власть над небесами и землей, и что все творения принадлежат к Его царству. Они обязаны слушаться Его и повиноваться Его повелениям и запретам. Он же имеет право приказывать им, что пожелает, и запрещать им, что пожелает, и отменять, что пожелает, и утверждать, что пожелает, и развивать свои повеления и запреты, как пожелает».

В дополнение к этим словам Ибн Джарира выдающийся толкователь Корана Ибн Касир сказал: «Иудеи стали рассуждать об отмене предписаний только по причине своего неверия и упрямства. Здравый разум не считает отмену предписаний Всевышнего Аллаха невозможной, поскольку Он повелевает, что пожелает, и совершает, что Ему угодно. Более того, отмена предписаний имела место и в предыдущих писаниях и сводах законов. Так, сыновьям Адама поначалу было позволено жениться на его дочерях, после чего это было запрещено. Нуху после того, как он сошел с ковчега, было позволено употреблять в пищу всех животных, после чего это предписание было отменено. Исраилу и его сыновьям было позволено жениться на двух сестрах одновременно, а в Торе и последующих писаниях это уже было запрещено. Ибрахиму было приказано зарезать своего сына, и этот приказ был отменен до того, как он выполнил его. Большинству сыновей Адама было приказано убить тех, кто поклонялся тельцу, после чего это повеление было отменено для того, чтобы их род не был искоренен. Примеров этому очень много, и люди писания признают их и верят в них». Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 200-201.

 

Мудрость отмены и замены некоторых аятов

 

В чем же смысл отмены религиозных предписаний? Почему Аллах сразу не ниспослал окончательное повеление или окончательный запрет? При внимательном исследовании этого вопроса становится ясно, что отмена предписаний всегда служила во благо тем, на кого они были возложены.

В одних случаях более легкое предписание отменяло более тяжелое, которое было ниспослано ранее для того, чтобы испытать верующих. Например, поначалу Всевышний Аллах повелел правоверным исповедовать богобоязненность самым совершенным образом и сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным обра­зом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Сура «Аль Имран», аят 103).

Однако это предписание оказалось непосильным для многих мусульман, и тогда Всевышний Аллах облегчил их обязанности и сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе». (Сура «ат-Тагабун», аят 16).

Приведем еще один пример. Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они – люди неразумеющие». (Сура «аль-Анфаль», аят 65).

Однако это предписание было чрезвычайно сложным для мусульман, и поэтому в следующем аяте Господь облегчил их бремя и сказал: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми». (Сура «аль-Анфаль», аят 66).

В других случаях более совершенное предписание аннулировало менее совершенное, что было связано с тем, что доисламское общество увязало в грехах и было не готово сразу принять мудрое божественное законодательство. Примеров этому очень много, но мы довольствуемся упоминанием лишь одного из них. В первые годы пророческой миссии употребление опьяняющих напитков не было запрещено Аллахом, поскольку это отвратительное деяние было широко распространено в обществе, и лишь некоторые воздерживались от употребления вина и прочих опьяняющих напитков. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и другими, сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Тогда был ниспослан аят из суры «аль-Бакара»: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». (Сура «аль-Бакара», аят 219).

Умар не перестал взывать с мольбой: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Тогда был ниспослан аят из суры «ан-Ниса»: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, бу­дучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…» (Сура «ан-Ниса», аят 43).

Когда муэдзин посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) возвестил о начале намаза, он объявил, что никто не должен ставать на намаз в состоянии опьянения. Затем подозвали Умара и прочитали ему этот аят, а он сказал: «О Аллах! Дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» В конце концов, был ниспослан аят из суры «аль-Маида»: «Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (Сура «аль-Маида», аят 91).

Люди позвали Умара и прочли ему этот аят, и тогда он воскликнул: «Мы прекратили! Мы прекратили!» аль-Хаким назвал этот хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. См. Насир аш-Шейх, «Акида Ахль ас-Сунна уаль-Джама’а» 1/253-254.

О мудрости последовательного ниспослания божественного шариата Всевышний Аллах сказал: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (Сура «ан-Нахль», аят 102).

Аллах отменял и изменял религиозные предписания в зависимости от обстоятельств, поскольку Ему прекрасно известно о том, что больше всего подходит Его верующим рабам в сложившихся обстоятельствах. Когда же ниспослание шариата завершилось, и все религиозные предписания приобрели самую совершенную форму, Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». (Сура «аль-Маида», аят 3).

Поэтому в настоящее время мусульманские богословы не могут упразднять одни религиозные предписания и изменять другие в зависимости от обстоятельств, поскольку это означало бы опровержение предписаний Всевышнего Господа. Однако, руководствуясь мудрыми принципами мусульманского права, они могут принимать самостоятельные решения о том, какое из религиозных предписаний соответствует сложившимся обстоятельствам. Безусловно, принимаемые ими решения могут отличаться в зависимости от общества и многих других условий, к которым будет применяться их религиозное постановление.

Возвращаясь к вопросу об отмене аятов и предписаний, мы должны отметить, что некоторые откровения и предписания изначально не подлежали отмене. В первую очередь, это относилось к повелениям исповедовать единобожие и правильные мусульманские воззрения, касающиеся веры в Аллаха, ангелов, небесные писания, пророков, Судный день, вознаграждение и наказание, божественное предопределение и т.п.

Во-вторых, это относилось к историческим повествованиям и предсказаниям о событиях в будущем. Здесь уместно отметить, что повествования о грядущем наказании могли быть отменены, и в этом нет ничего удивительного, поскольку Аллах сообщил, что тех, кто заслуживает наказания, Он может подвергнуть мучениям, если пожелает, или простить, если пожелает. Конечно же, окончательное избавление от наказания возможно только для правоверных, исповедовавших единобожие.

В-третьих, это относилось к священным текстам о благонравии и достойных качествах, поскольку достойное качество не может быть упразднено. Противоположностью достоинства является низость, противоположностью добродетели – злодеяние, противоположностью великодушия – скупость, и религия никогда не призывала к этим низким и порочным качествам.

В-четвертых, это относилось к основным предписаниям, которые являются главной целью шариата. Отмененные аяты касались только второстепенных предписаний, и их отмена служила для сохранения и укрепления основных предписаний религии.

В-пятых, это относилось ко второстепенным предписаниям, которые объявлялись неизменными вплоть до наступления Судного дня. К таким предписаниям относились слова Всевышнего Аллаха, упомянутые в хадисе о вознесении на небеса, когда мусульманам было велено ежедневно совершать пять намазов: «Их будет пять, но они останутся пятидесятью. Мое слово неизменно!» аль-Бухари и Муслимом. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 1, стр. 596.

К ним же относились слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует) переданные Ахмадом и Абу Давудом со слов Муавии: «Переселение не прекратится, пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится, пока солнце не взойдет оттуда, где оно садится». Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (7469).

Вопросом отмены коранических аятов и предписаний занимались многие мусульманские богословы, которые детально исследовали эту тему и оставили после себя много фундаментальных трудов, среди которых можно выделить следующие:

1. «ан-Насих ва аль-Мансух», Катада бин Диама ас-Садуси (умер в 118 г.х.).

2. «ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад бин Ахмад Ибн Хазм (умер в 320 г.х.).

3. «ан-Насих ва аль-Мансух», Абу Джафар Ахмад бин Мухаммад ан-Наххас (умер в 338 г.х.).

4. «аль-Идах ли Насих аль-Куран ва Мансухих», Макки бин Абу Талиб (умер в 437 г.х.).

5. «Навасих аль-Куран», Абд ар-Рахман бин Али Ибн аль-Джаузи (умер в 597 г.х.).

6. «Насих аль-Куран ва Мансухух», Хибатуллах бин Абд ар-Рахим Ибн аль-Баризи (умер в 738 г.х.).

7. «ан-Насих ва аль-Мансух», Камаль ад-Дин Абд ар-Рахман бин Мухаммад аль-Атаики (умер в 790 г.х.).

8. «ан-Насих ва аль-Мансух», Мухаммад бин Абдуллах аль-Исфарайини.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: