Тема 7. Кочевые народы на территории Подонцовья и Приазовья в IX в. до н.э. – I в. н.э.




 

1. Ранний железный век: хронология и периодизация. Характерные черты периода.

2. Предскифский (киммерийский) период в степях Северного Причерноморья: источники изучения, современные концепции киммерийской истории, занятия, материальная культура, памятники.

3. Киммерийцы – первый кочевой народ раннего железного века на территории Донбасса: общая характеристика, занятия, военные походы, верования. Находки из сел Луганка, Веселая Долина, Камышеваха, Безыменное.

 

 

1. Ранний железный век (РЖВ) – один из периодов развития человечества по археологической периодизации. Отмечается расселением индоевропейцев, технологическим переломом в изготовлении орудий труда и оружия, возникновением первых государственных образований, периодом существования ярких кочевых образований. На территории Украины эта эпоха приходится на I тыс. до н.э. - Начало I тыс. н.э. и хронологически соответствует Киммерийском, скифского и сарматского суткам истории.

Это эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий; продолжался с IX—VII века до н. э. до I века н. э.

Однако сам термин «железный век» появился в научных работах в середине XIX века, его ввёл датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен.

Период, когда начала распространяться железная металлургия, прошли все страны, однако к железному веку, как правило, относят только те культуры первобытных племён, которые обитали вне владений древних государств, образовавшихся во времена неолита и бронзового века — Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Индии, Китая.

 

Периодизация:

 

По сравнению с каменным и бронзовым веками, продолжительность железного века невелика. Начало его обычно относят к началу I тысячелетия до н. э. (IX—VII века до н. э.) — именно в это время начинает развиваться самостоятельная выплавка железа у первобытных племён Европы и Азии. Окончание железного века ряд исследователей относят к I веку н. э. — к тому моменту, когда у римских историков появляются сообщения о племенах в Европе.

В то же время железо до настоящего времени является одним из важнейших материалов. Из-за этого археологи для периодизации истории первобытного мира нередко используют термин «ранний железный век ». При этом для истории Европы термин «ранний железный век» используется только для начального этапа — так называемой гальштатской культуры.

Железо (в первую очередь метеоритное) было известно уже в IV тысячелетии до н. э. Метеоритное железо, благодаря содержанию никеля, при холодной ковке обладало высокой твёрдостью, однако встречалось такое железо редко. В результате долгое время железо практически не находило применения.

Английский археолог Энтони Снодграсс выделил три стадии развития железной технологии. Вначале железо встречается редко и является предметом роскоши. На следующей стадии железо уже используют для изготовления орудий труда, но преимущественно используются ещё бронзовые орудия. На последней же стадии железные орудия начинают преобладать над всеми прочими.

Вероятно, изначально рудное железо было получено случайно — железная руда использовалась в качестве флюса при получении бронзы, в результате чего образовывалось чистое железо. Однако его количество было очень мало. Позже научились использовать метеоритное железо, которое считалось даром богов. Первоначально железо было очень дорого и использовалось в основном для изготовления ритуальных предметов.

Позже появился и первый способ добычи железа из руды — сыродутный процесс, иногда также называемый варкой железа. Использование данного метода стало возможно с изобретением сыродутного горна, в который подавался холодный воздух. Изначально железная руда помещалась в ямы, закрытые сверху, позже стали использовать печи из глины. В горне достигалась температура в 900 °C, при которой происходило восстановление железа из оксида с помощью угарного газа, источником которого служил древесный уголь. В результате получалась так называемая крица — пористый кусок железа, пропитанный шлаком. Для удаления шлака использовалась ковка. Несмотря на его недостатки, этот процесс долгое время оставался основным методом получения железа.

Впервые железо научились обрабатывать в северных районах Анатолии. По устоявшемуся мнению, первыми освоили технологию получения железа в племенах, подчинённых хеттами.

Характерные черты периода:

  • Утверждение железа как распространенного металла на землях региона состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
  • Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
  • Земледельческие племена начали применять железный плуг, с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит - собрать лучшие урожаи.
  • Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
  • С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы.

 

Технология получения железа из руды значительно сложнее изготовления бронзы, поскольку температура плавления железа (1500°С) выше, чем у меди и бронзы. Для освоения железоделательного производства необходимы определенные предпосылки, в первую очередь — изобретение сыродутных печей и сопел, и эти предпосылки были достигнуты в переходное время и в начале раннего железного века.

Именно после освоения этой технологии железные орудия окончательно вытеснили бронзовые. Железные орудия в силу своей большей производительности и доступности произвел настоящий взрыв в материальной культуре и способствовали изменению социальной структуры древних обществ. Окончательно утвердилось производящее хозяйство разного типа, причем на степных, горно-степных и лесостепных пространствах Евразии – с преобладанием скотоводства. Появление прибавочного продукта привело к росту численности населения, а это в свою очередь повлекло за собой занятие новых территорий, усиление военных конфликтов. Среди рядовых 'соплеменников выделились военные вожди.

Ранний железный век делится на три периода, названных по имени народов, определивших в это время этнокультурный облик евразийских степей: 1 – предскифский (киммерийский) конец IX - 2-3-я чет. VI вв. до н.э.; 2 – скифо-сакский (2-я половина VI-II вв. до н.э.) и 3 – хунно-сарматский (II в. до н.э. - III в. н.э.).

 

2. В античных источниках киммерийцы предстают как доскифское население Северного Причерноморья, которое постоянно угрожает древним государствам Азии (Урарту, Ассирии, Фригии). Данные ассирийской письменной традиции интересны тем, что записи относятся к периоду непосредственных контактов с киммерийцами. Кстати, ассирийские источники проводят различие между скифами и киммерийцами. Античные источники, как правило, на несколько веков позднее, чем описываемые в них события. Строго говоря, киммерийцы – это не отдельный народ, а группа народов или, точнее, племён. По сути, это такое же объединительное название, как и современные «европейцы» или «азиаты».

 

По данным античной письменной традиции киммерийцы были древнейшими обитателями северопричерноморских степей среди племен, имя которых известно. Этот воинственный народ, знакомый грекам со времен Гомера, неоднократно упоминаемый в ассирийских клинописных текстах, обитал в степной зоне Северного Причерноморья вплоть до начала VII в. до н. э., когда он был отчасти вытеснен, отчасти ассимилирован скифами. После этого события киммерийцы уже неизвестны здесь, но память об их пребывании в Северном Причерноморье надолго сохранилась в названиях местностей и поселений, особенно в восточном Крыму (Геродот, IV, 11, 12; Страбон, VII, 4, 3; XI, 2, 4, 5).

Несмотря на то что киммерийская проблема давно привлекает внимание исследователей, в археологической науке все еще не сложилось единого мнения относительно того, какую именно археологическую культуру или отдельные памятники следует считать собственно киммерийскими. Положение осложняется тем, что киммерийцы, возможно, были не единственными обитателями степных просторов Северного Причерноморья. Ряд исследователей, основываясь на отрывочных данных письменных источников и принимая во внимание историческую ситуацию, связанную с ранней историей скифов, полагает, что по крайней мере в IX—VIII вв. до н. э. на этих землях уже появились какие-то скифские кочевые племена. А это значит, что на одной и той же территории археологи могут ожидать наличие как киммерийских, так и древнейших скифских памятников. К такой мысли склоняются сторонники гипотезы раннего появления скифов на землях северного Понта, когда речь идет об археологических памятниках предскифского периода, соответствующего времени киммерийского господства. Существует и другая точка зрения, особенно решительно поддерживавшаяся и развивавшаяся А. И. Тереножкиным, по которой киммерийцы в IX-VII вв. до н. э. были единственными обитателями степей от Дона до Дуная. Соответственно киммерийскими считаются и все археологические памятники этого региона, относящиеся к указанному периоду. Состояние археологических источников все еще таково, что решить этот дискуссионный вопрос сейчас не представляется возможным. Дело в том, что до сих пор мы располагаем лишь небольшим количеством археологических материалов, определенно принадлежащих к интересующей нас поре. По местам первых ярких открытий памятники предскифского времени получили название камышевахско-черногоровских и типа Новочеркасского клада. Расходясь в этнической интерпретации (А. И. Тереножкин считал те и другие киммерийскими, тогда как А. М. Лесков склонен связывать с киммерийцами только камышевахско-черногоровские памятники, а новочеркасские он относит к скифским) памятников предскифской поры, исследователи одинаково связывают их по происхождению с носителями срубной культуры, продвинувшимися из-за Волги в украинские степи еще в середине II тысячелетия до н. э. Соответственно, памятники белозерского типа поздней бронзы в степях Северного Причерноморья, непосредственно предшествовавшие предскифским, они рассматривают как поздний этап развития срубной культуры на этой территории.

Памятники предскифской эпохи представлены в степях Северного Причерноморья преимущественно впускными погребениями в более ранних курганах эпохи бронзы. Курганные группы или отдельные курганы с основными погребениями этого времени встречаются очень редко.

Кроме погребений, к изучаемой эпохе принадлежат клады бронзовых предметов и отдельные случайные находки оружия и конского снаряжения. Поселений нет, и этот факт хорошо согласуется с данными письменных источников о кочевом образе жизни киммерийцев и древнейших скифов.

В настоящее время в степях Северного Причерноморья известно около 50 погребений предскифской поры, но из них лишь немногим более 10 содержат вещи, поддающиеся достаточно точной датировке. Остальные сопровождаются только керамикой, среди которой чаще всего встречаются кубки или более крупные сосуды кубковидной формы. Отдельные погребения воинов, содержащие вещи, сходные с найденными в памятниках степного Северного Причерноморья, известны и за пределами этого региона — на территории украинской лесостепи (Бутенки, Носачево, Квитки), на правобережье нижнего Дона, на Северном Кавказе, а также в Балкано-Карпатском регионе. Объясняется это явление большой подвижностью киммерийцев, связанной с кочевым образом жизни, с одной стороны, а с другой — их экономическими, этническими и культурными контактами с соседними и более отдаленными народами.

К числу киммерийских относится и ряд памятников Волго-Донского междуречья, близких к северопричерноморским предскифской поры. Однако они составляют особую самостоятельную группу, предшествующую памятникам савроматов.

Погребальные сооружения и обряд. Резкое преобладание впускных погребений над центральными могилами в курганах сближает памятники киммерийской эпохи с белозерскими, с одной стороны, и раннескифскими — с другой. С белозерскими связывается по происхождению большинство погребальных сооружений предскифского времени. Захоронения чаще всего производились в сравнительно небольших прямоугольных или овальных ямах, над которыми в насыпях курганов находят каменные наброски или вымостки. Широко употреблялось дерево для постройки несложных конструкций — примитивных срубов, обкладки стен между четырьмя столбами по углам, всевозможных настилов. В отдельных случаях зафиксированы ямы с уступами по всему периметру или с одной, двух сторон. На уступ обычно опиралось деревянное перекрытие.

Погребальный обряд не отличается постоянством. По традиции, сохранившейся с эпохи бронзы, продолжает применяться скорченное положение покойников на левом или правом боку. Не наблюдается сколько-нибудь строгих канонов по составу и расположению инвентаря в могилах. Лишь кубки или кубковидные сосуды чаще всего стоят у головы или лица покойного. Рядом с сосудом встречаются кости животных — остатки жертвенной пищи (обычно мелкого рогатого скота). На некоторых черепах обнаружены бронзовые венчики- диадемы.

Оружие в одних случаях находится там, где его носили при жизни, в других оно лежало вместо с остальным инвентарем в стороне от черепа или за спиной погребенного.

Оружие, конское снаряжение. Ограниченное количество находок предметов вооружения и конского снаряжения не позволяет выделить среди них ведущие и редкие формы. Можно предполагать лишь, что главным оружием дальнего боя у кочевников киммерийского периода, как и в скифское время, был лук со стрелами.

Само положение луков заткнутыми за пояс говорит об их небольших размерах, видимо, таких же, как и скифских. По устройству и форме они также были близки к скифским сложным лукам. Известна лишь одна находка остатков лука киммерийского времени. Она сделана в курганном погребении у с. Зиморье Луганской обл. Остатки принадлежат луку из двух продольных полос дерева, обмотанных тонкой растительной пленкой, по-видимому, берестой.

Для ношения стрел, вероятно, употреблялись колчаны или специальные карманы на горите — футляре для лука. Застежки таких карманов или колчанов имели форму ребристых полочек и делались из мягкого камня или кости.

Оружием ближнего боя в киммерийскую эпоху были мечи и кинжалы из бронзы, железа или имевшие бронзовую рукоять и железный клинок. В степях Северного Причерноморья находки их редки.

Копья употреблялись степными кочевниками киммерийского времени, видимо, редко. В погребениях они ни разу не встречены. В Северном Причерноморье известны лишь два случайно найденных бронзовых наконечника, предположительно относящихся к киммерийской эпохе. Вместе с тем все же можно думать, что киммерийцы степных областей Северного Причерноморья были знакомы и с железными наконечниками копий. Находки таких наконечников сделаны в нескольких воинских погребениях в соседних со степью районах, в которых были близкие к степным инвентари. По форме пера и размерам они напоминают раннескифские. На некоторых из них в основании пера имеется пара небольших отверстий.

Вместе с металлическим оружием в некоторых погребениях предскифской поры были встречены каменные цилиндрические молотки, а в одном из погребений такой же молоток изготовлен из бронзы.

Керамика. Большинство сосудов предскифской эпохи найдено в могилах, не содержащих другого инвентаря. Но и в воинских погребениях с оружием и конским убором почти обязательно присутствует по одному сосуду. Чаще всего в тех и других погребениях встречаются небольшие кубки и крупные кубковидные сосуды с округлым туловом и более или менее высокой шейкой. Формы и размеры их существенно варьируют, разнообразна и орнаментация. Одни из них мало чем отличаются от лощеных кубков предшествующей белозерской поры.

Этническая принадлежность киммерийцев различными учеными определялась по-разному. Основываясь на интерпретации имен киммерийских царей, известных из письменных источников, среди которых лингвисты выделяют фракийские наряду с иранскими, а также на данных Страбона о связях киммерийцев с трерами, многие исследователи придерживались мнения о фракийской этнической принадлежности киммерийцев. Однако в последнее время среди лингвистов и археологов находится все больше сторонников отнесения киммерийцев к числу древнейших иранцев. В частности, анализ археологического материала со всей очевидностью свидетельствует о том, что культура киммерийских племен в корне отлична от фракийской, хотя и не лишена отдельных заимствованных из нее элементов. Глубокие генетические связи со срубной культурой, наблюдаемые исследователями в погребальном обряде, керамике и ряде вещей, убеждают в отсутствии родства киммерийцев с фракийцами. В то же время они могут использоваться для подтверждения вывода о существовании древнеиранского этноса в степных районах Евразии с эпохи бронзы, к которому приходят лингвисты. О. Н. Трубачев совершенно определенно высказался в пользу иранской принадлежности киммерийцев. Как известно, скифы принадлежали к той же этнической группе. Одинаковыми были эти два народа и по образу жизни, основным отраслям хозяйства и уровню экономического и социального развития. Скорее всего, именно этими обстоятельствами можно объяснить отсутствие заметных различий в культуре киммерийцев и древних скифов в VIII — VII вв. до н. э., обитавших в степи Северного Причерноморья. И. М. Дьяконов, анализируя восточные источники, высказал предположение, что «киммерийцы» — это историческая фикция. Такого народа вообще не было, ими были скифы, а слово «киммерийцы» в восточных источниках означает: «подвижный отряд, вторгавшийся с севера». Однако гипотеза И. М. Дьяконова пока не получила признания.

 

3. Ранний железный век в степях Восточной Европы ознаменован появлением упоминаний древними авторами о народах, проживавших на территории современного Донбасса. Одним из первых исторических народов, который известен со времён древности, являются киммерийцы, затем им на смену приходят скифы и немного позже сарматы.

На рубеже финала эпохи бронзы и начала раннего железного века происходят эпохальные события в степях Восточной Европы. Во многом они связаны с переход к кочевому образу жизни населения евразийских степей. Переход к кочевничеству совершился во многом под воздействием климатических изменений, обусловленных аридизацией степей и засушливым климатом. Кочевники стали активно использовать лошадь для верховой езды и создали на основе отрядов всадников мобильные воинские отряды. На вопрос, когда люди перешли к верховой езде - ответить трудно. Но достижением степных народов раннего железного века был не просто массовый переход к всадничеству, а выработка тактики боя на лошадях. До киммерийцев и скифов у степных народов ударным скоростным средством ведения боя была колесница. Скифо-сарматские народы применяли для быстрого и мощного удара конницу и главное своё оружие - виртуозное владение луком в стрельбе с лошади. Новации в военном деле позволили степным кочевникам совершать дальние военные походы с целью обогащения. Регион цивилизаций Передней Азии и Ближнего Востока превратился для них в желанную цель походов. Столкновение кочевников Евразии с миром цивилизаций древнего Востока имело огромные последствия для степных племён. Во многом под воздействием древневосточных цивилизаций у народов степной Евразии ускорился процесс трансформаций в области общественных отношений и социальных институтов, произошло формирование первых государственных образований в Восточной Европе.

Благодаря древним письменным источникам известно имя одного из кочевых народов Восточной Европы - киммерийцы. Они были первым народом, населявшим наш край в древности, о котором дошли достоверные сведения. Наиболее ранние упоминания о них относятся к библейским текстам, поэме Геродота «Одиссей» и ассирийским текстам. На ассирийских глиняных табличках имеются сведения о разгроме киммерийцами под именем «гамирра» в 714 г. до н.э. урартского царя Русы I. В письмах к ассирийскому царю Саргону II от наследного принца Синаххериба, в которых сообщается о походе урартского царя в страну Гамир(ра) и о его жестоком разгроме, содержатся личные имена киммерийских вождей. Упомянут Дугдамми, отождествляемый обычно с вождём киммерийцев Лигдамисом, фигурирующим в рассказе Страбона о взятии киммерийцами Сард (столицы Лидийского царства), также известны вожди Теушпа и Сандакшатру. Анализ имён киммерийцев позволил предположить, что они относились к индоевропейским народам. Походы киммерийцев в пределы Малой Азии привели к тому, что они обосновались в этом _ регионе, подчинив себе Фригию и разгромив Лидию.

О киммерийцах известно очень мало. Об их внешнем виде можно судить по отдельным рисункам Изображения киммерийцев: 1 - на саркофаге из Малой Азии; 2 - на этрусской вазе VI в. до н. э. 1 2 прошлого. На ряде предметов из Этрурии и Малой Азии киммерийцы предстают в облике всадников, вооружённых луками и мечами. Благодаря рисункам на саркофаге из города Клазомены мы можем видеть воинов с длинными мечами. Что характерно - на обоих рисунках воинов сопровождают собачьи своры. Отдельные специалисты высказывали мнение, что воины-киммерийцы представлялись в древности воинам-псами.

Относительно Восточной Европы у древнегреческого и сторика Геродота упоминается местность, связанная с киммерийцами: «И теперь в Скифии есть Киммерийские стены, есть и Киммерийские переправы, есть и страна с названием Киммерия, есть и Боспор, именуемый Киммерийским (ГеродотиIV, 12). У Геродота также сохранился рассказ о взаимоотношениях скифов и киммерийцев, что является самым первым исторических фактом из истории юга Восточной Европе в передаче древнего историка. Это уже не реконструирование прошлого по материалам сравнительного языкознания и археологическим источникам, а непосредственно первая историческая традиция о событиях далёкого прошлого.

Киммерийцы, будучи кочевым народом, вели подвижный образ жизни. По этой причине следы их пребывания в степях Восточной Европы обнаруживаются с большим трудом. Существует известный археологический аспект киммерийской проблемы, который до настоящего времени остаётся дискуссионным. С киммерийцами связывают археологические памятники, предшествующие появлению непосредственно самих скифов. Исследование подкурганных захоронений и кладов привело к тому, что относительно предскифского периода, датируемого в целом IX-VII вв. до н. э., выделяется две группы археологических памятников: черногоровские и новочеркасские. Наиболее ранней группой памятников является черногоровская, по этой причине именно её увязывают с киммерийцами. Относительно памятников новочеркасского типа среди специалистов нет единодушного мнения - одни относятся данные памятники к скифам, другие же расценивают их в качестве киммерийских. Новочеркаские памятники интересны во многом тем, что они увязываются с проблематикой генезиса скифов.

Киммерийцы хоронили умерших в курганах бронзового века, иногда они возводили свои собственные насыпи и ставили на них каменные стельr. Именно в погребениях и кладах находят наборы для верховой езды: детали конской сбруи и уздечного набора, а также посуду, украшения, оружие, которые отличаются между собой по периодам. Конская узда послужила основой для первоначального выделения погребальных памятников предскифского периода и в его пределах ещё двух периодов. Каждый из периодов отмечен своим археологическим своеобразием. Для черногоровских памятников характерны могилы со скорченными погребениями, ориентированными в своём большинстве на восток, что является продолжением традиций эпохи поздней бронзы. Рядом с умершими помещали конскую узду и иной сопроводительный инвентарь. Удила имели на окончаниях петли в вид~ стремени, поэтому они получили в археологической литературе наименование «стремячковидные удила», тут же находились псалии в виде стержня с тремя сквозными отверстиями. Новочеркасские погребения имели иной облик - они вытянутые на спине с западной ориентировкой. Удила в таких погребениях были с двумя кольцами на окончаниях - так называемые «двукольчатые», на псалиях имелись отдельно расположенные три петли-кольца («трёхпетельчатые»). Отличалась и посуда для каждого периода, отдельные категории сопроводительного инвентаря. В могилах оставляли стрелы с бронзовыми и костяными наконечниками, представлявшие собой главное оружие кочевников. В погребениях также иногда находят мечи, сверлёные каменные молоты, бляшки и костяные застёжки, имеется один случай обнаружения биметаллического кинжала, шилья, ножи, оселки и т. д. Очень редко встречаются украшения из золота.

Впервые захоронения киммерийцев были обнаружены возле населённого пункта Черногоровка Артёмовского района, поэтому археологическая культура киммерийцев получила название черногоровская культура. Донецкий археолог О.Р. Дубовская выделила четыре локальные зоны черногоровской культуры – памятники Донецкого края входят в Северо-Восточную зону, насчитывающую порядка 54 погребальных комплексов. Наиболее известные памятники черногоровской культуры в Донецком крае найдены у сёл Луганское и Весёлая Долина Артёмовского района: у черепа лежали обломки керамики, остатки деревянной чаши с медными скобками, набор конской упряжи, состоявшей из двух псалиев, трёх больших блях, пуговицы и бляшки из клыков дикого кабана с резным геометрическим орнаментом. В насыпи кургана у села Новолуганское Артёмовского района открыто разрушенное погребение с аналогичным набором блях конской упряжи из клыков дикого кабана. Также имеются погребения черногоровской культуры в Приазовье: Огородное курган 2 погребение 2, Кременёвка курган 2 погребения 2 и 4, Приморское-1, курган 2 погребение 5 (Сартана).

Недалеко от посёлка Мангуш, севернее посёлка Юрьевка, В.Н. Горбовым и А.Н. Усачуком исследованы стойбища предскифского периода, получившие название Камышеватая-V и Камышеватая-ХIХ, которые, скорее всего, относятся к киммерийскому времени.

  • Таким образом, Киммерийцы - кочевой ираноязычный народ, пристранствовал из Нижнего Поволжья в причерноморские степи в 9 в. до н. н.э. и царил здесь на протяжении двух веков
  • Киммерийцы - первый народ на наших землях, чье название нам известно. Сохранили ее письменные источники, правда не самых киммерийцев, поскольку они не имели письменности, а ассирийцев и греков.
  • давнее упоминание о киммерийцев содержится в знаменитой «Одиссее», а подробная - в труде Геродота.
  • Загадочными и непостижимыми выдавались жители причерноморских степей греческим авторам.
  • Гомер, в частности, называл их странными дояра кобылиц и молокоидамы, земля которых издавна «облаками и дымкой вповита».
  • Настоящими чертами полны ассирийские и вавилонские свидетельства о киммерийцев, так народам Ближнего Востока пришлось пережить их нашествие.
  • Все письменные упоминания о киммерийцев связанные с их военными походами.
  • Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
  • Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения.
  • Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной более метра.
  • О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.

Киммерийцы были первым народом на землях региона, которого исследователи называют кочевым. Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство. То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали.

 

Дополнительная литература:

 

1. А. И. Тереножкин. Киммерийцы Глава 1. Киммерийско-скифская проблема. https://historylib.org/historybooks/Terenozhkin-A-I_Kimmeriytsy/2

2. Отман Абдулла Хуссейн. Концепция А. И. Тереножкина о киммерийцах и их культуре, ее исторические судьбы. https://www.vestnik.vsu.ru/pdf/history/2018/02/2018-02-19.pdf

3. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. https://www.archaeolog.ru/media/books_arch_ussr/ArchaeologyUSSR_11.pdf

4. А. П. Медведев, Р. С. Берестнев. О начале раннего железного века на Среднем Дону. https://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/163085/12-Medvedev.pdf?sequence=1

5. Иванчик А.И. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги дискуссии // Вестник древней истории. 1999. № 2.

6. Яйленко В.П. Древности Боспора. М., 2011.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: