Улицы Челябинска XVIII века: прогулка по городу




Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку по улицам Челябинска XVIII века.

Первые улицы начали возникать вскоре после постройки крепости на правом (южном) берегу реки Миасс — уже в сентябре 1736 года. Непосредственно в самой крепости жилых зданий не строили, дома обывателей размещались в примыкающем к ней посаде, который был обнесен оборонительной стеной. Самая первая улица образовалась между северной стеной крепости и рекой Миасс. Фрагмент ее показан уже на первом плане Челябинской крепости, приложенном полковником А. И. Тевкелевым к своему донесению В. Н. Татищеву от 10 сентября 1736 года. Вскоре она получила наименование Сибирская (ныне улица Труда), поскольку за пределами Челябинска переходила в Сибирский тракт, ведущий на Тобольск. Существовало, по-видимому, и конкурентное название: в ряде материалов она именуется Большой Береговой (такое название встречается, например, в документе, датированном 10 марта 1753 года). Западный конец улицы в последние годы XVIII века приобрел самостоятельное наименование — на выгоне у окраины появилась Ивановская ярмарка. Видимо, по ней эта часть улицы стала называться Сибирской-Ивановской (так она именуется в списке 1795 года). Затем, уже в XIX веке, она трансформировалась в Ивановскую. В конце XVIII столетия Сибирская-Ивановская — самая населенная улица города, насчитывавшая 35 дворов.

Чуть позже выше и ниже по течению Миасса (то есть западнее и восточнее крепости) перпендикулярно к реке было распланировано еще несколько улиц. Поначалу их было четыре — по две с западной и восточной сторон. Первая к востоку улица получила свое название по первой челябинской церкви, освященной в 1739 году в честь Николая Чудотворца, — Николаевская (Советская). Она была односторонней и шла на запад — в сторону церкви и крепости. После присвоения в 1743 году Челябинской крепости статуса центра Исетской провинции здесь началось строительство административных зданий, и между улицей Николаевской и площадью с церковью образовалась еще одна улица, заканчивавшаяся на юге Оренбургскими воротами и продолжавшаяся после Челябинска дорогой на Оренбург, — Оренбургская (ныне Цвиллинга). А Николаевская стала двусторонней. На улице Оренбургской, судя по записи в обывательской книге, в 1787 году было учтено лишь четыре двора, а в списке 1795 года она уже именовалась Христорождественской, и на ней насчитывалось одиннадцать дворов (видимо, ее переименовали на рубеже 1780–90-х годов в честь собора Рождества Христова). С постройкой собора деревянная церковь Николая Чудотворца потеряла свое значение, и по просьбе казаков в 1768 году ее перенесли в Заречье, переосвятив 8 декабря того же года в честь Святой Троицы. В XVIII — первой половине XIX века улица Христорождественская была главной в городе, являлась местом сосредоточения его общественной и деловой жизни.

Следующая после Николаевской улица стала называться Миасской, так как располагалась вниз по течению реки. Улица, образовавшаяся к востоку от нее, стала именоваться весьма необычно — Грязнуха (ныне Пушкина). Вскоре появилась и следующая улица — Мастеровая. Крайней восточной улицей Челябинска стала Ключевая (ныне Свободы). Ее назвали так из-за ключей, бивших недалеко от нынешнего перекрестка Свободы — Карла Маркса. Однако Ключевой именовалась не вся улица, а только ее южная часть. К северу от улицы Сибирской она называлась Сибирская-Стеновая, так как близ нее проходила восточная городская стена с Сибирскими воротами. Таким образом, у нынешней улицы Свободы в далеком прошлом было два названия. Часть улицы к северу от нынешней улицы Труда, называвшаяся Сибирской-Стеновой, относилась к так называемой заручейной части города. В тот период это была окраина, но именно здесь в конце 1770-х — начале 1780-х годов мещанином Саввой Петровичем Старцевым был построен один из трех первых каменных домов Челябинска.

Заручейная часть, которую в свое время также именовали Солдатской слободой, располагалась к северу от улицы Сибирской, за безымянным ручьем, который сейчас называют речкой Игуменкой. Ручей впадал в Миасс в районе современного моста по улице Братьев Кашириных; сегодня он течет под землей в трубе. Этот городской закоулок с конца XVIII века населяли в основном семьи отставных солдат, небогатых казаков и мещан. В XVIII — середине XIX века здесь проходила лишь одна улица — уже упоминавшаяся Сибирская-Стеновая. Остальные улочки названий не имели.

Первая улица, шедшая вдоль западной стены Челябинской крепости, именовалась Азиатской (ныне Елькина). В конце XVIII века от Азиатской до Христорождественской улицы, вдоль здания городового магистрата и гостиного двора, проходил еще и Азиатский переулок. Следом за Азиатской шла улица Челябинская, получившая свое название по правобережному притоку Миасса — речке Челябке. К западу от Челябинской чуть позже образовалась еще одна улица, названная Проточной. На старых планах, например на «Плане Уфимского наместничества уездного города Челябинска снятия учиненного в сентябре месяце 1784 года», а также ряде более поздних видно, что русло Миасса в этом месте делилось на две протоки. На довольно долгое время крайней западной улицей стала Пермская (ныне Васенко). Вполне возможно, что свое наименование она получила в тот непродолжительный период, когда Челябинск относился к Екатеринбургской области Пермского наместничества (с января по декабрь 1781 года).

Быстрое развитие и получение Челябинском в 1743 году статуса центра Исетской провинции привело к середине XVIII века к многократному увеличению территории посадской части города. Появилась вторая после Сибирской продольная улица — Исетская (ныне Карла Маркса), названная в честь Исетской провинции (центром ее Челябинск был около сорока лет — с 1743 по 1781 год). Южнее ее образовалась Солдатская. Крайняя южная улица города — Стеновая — была односторонней и получила свое наименование по проходившей вдоль нее стены заплота с Оренбургскими воротами.

План города Челябинска 1784 года.

Решение о заселении левобережной части реки Миасс мещанами, мастеровыми и купцами было принято властями в октябре 1747 года. Населяли Заречье городовые казаки, мещане и «записавшиеся в купечество и цехи 105 душ мужского пола… все они жительство имели в дистриктах, им велено поселиться в Челябинской крепости за рекой», как сказано в одном из октябрьских указов 1747 года. Положение этой части Челябинской крепости определялось относительно ее центра. Первая улица, образовавшаяся на левом (северном) берегу Миасса, так и называлась — Зарешная. Она шла вдоль реки с запада на восток. Следующая улица, также проходившая вдоль реки после ее поворота, но с севера на юг, стала Береговой. Интересно, что одна из улиц Калининского района около цирка до сих пор называется Береговой и расположена приблизительно в том месте, что и ее далекая предшественница.

Центральная магистраль заречной части, ведшая от моста через Миасс к северным воротам крепости, именовалась Уфимской (ныне часть улицы Кирова к северу от моста) — в память о том, что она оканчивалась на севере Уфимскими воротами, а за пределами крепости продолжалась дорогой, ведшей на Уфу. К западу от центральной улицы Заречья проходила улица Покровская, получившая свое название в честь Покрова Пресвятой Богородицы (придел с таким наименованием существовал в Свято-Троицкой церкви). Две следующие улицы западнее Покровской были названы в честь сословий — одна стала Казачьей, другая — Купецкой. Крайней западной улицей Заречья была небольшая улочка с названием Нагорная.

Еще одна улица в заречной части, проходившая с запада на восток, после 1768 года, когда сюда была перенесена Никольская церковь и освящена во имя Святой Троицы, стала Троицкой. Улочка, шедшая чуть севернее параллельно ей, стала называться Полевой. Крайней северной улицей, проходившей вдоль крепостной стены с Уфимскими воротами, была односторонняя улица с названием Нагорная-Стеновая, что определялось ее месторасположением на возвышенности.

В 1780-е годы городские улицы освещались 14 фонарями и 49 плошками, которые заправляли скипидаром. Плошки — это небольшие неглубокие глиняные чашки; в них наливали масло или другую горючую жидкость, в которой плавал фитиль.

Что же касается дорожного покрытия челябинских улиц, то в первой половине XVIII века были характерны улицы без такового, местами в качестве подсыпки, возможно, использовалась древесная щепа. Традиционным покрытием улиц, предохранявшим прохожих и транспорт от увязания в грязи, с середины XVIII века стали речной песок или дресва. Дресву брали из каменоломен, которые находились рядом с городом, в Челябинском бору. В низких заболоченных местах, где песчаная подсыпка быстро перемешивалась с грязью, использовали покрытие типа гати: на продольные лаги набрасывали тонкие жерди и ветки. Такое покрытие имела, например, улица Челябинская. В 2003 году в ходе археологических исследований на месте строительства котлована под Челябинский областной краеведческий музей были обнаружены остатки двух улиц — Челябинской и Проточной, причем на первой из них был выявлен участок деревянного дорожного полотна шириной около пяти метров. Конструкция представляла собой настеленные сверху навозной отсыпки в одну линию три ряда лаг, зафиксированных колышками, поверх которых были положены поперечные березовые жерди и крупные ветки .

В заключение нужно отметить, что названий улиц в Челябинске XVIII века было меньше, чем собственно их самих, показанных на планах. Все упомянутые нами названия просуществовали до 1853 года, когда губернским начальством был утвержден «План о поименовании улиц». Основная часть их, существовавших в Челябинске в XVIII — первой половине XIX столетия, исчезла в ходе перепланировки города, происходившей во второй половине XIX — начале XX века в соответствии с требованиями утвержденного Николаем I плана 1838 года. При этом часть старых названий перешла на вновь возникшие при перепланировке улицы (например, Миасская и Нагорная), а часть попросту забылась.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: