ХXIV городская конференция учащихся
«Виват, молодая наука!»
СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выявление роли селфи в жизни подростков и молодежи
на примере учащихся 6, 8-11 классов МБОУ «СОШ №2»
г. Череповца и группы студентов ЧГУ
исследовательская работа
Выполнили:
ученица 10 «а» класса
Столярова Мария Антоновна
МБОУ «СОШ №2»
ученица 9 «б» класса
МБОУ «СОШ №2»
Герасимова Юлия Игоревна
: Научный руководитель: учитель биологии
МБОУ «СОШ №2»
Якшина Ирина Александровна
г.Череповец, 2017 г.
Оглавление
Введение | |
Глава 1. Теоретическая часть 1.1. История селфи | |
1.2. Характеристика селфи | |
1.3. Феномен селфи и современное общество | |
Глава 2. Практическая часть 2.1 Параметры опроса | |
2.2. Анализ и обсуждение результатов | |
Выводы | |
Список литературы | |
Приложение 1 | |
Приложение 2 |
Введение
Современное общество в последнее десятилетие столкнулось с новым явлением массовой культуры – явлением селфи. Ученые дают явлению селфи разносторонние характеристики - от положительных до негативных. Сегодня селфи делают все, как медийные лица (политики, актеры, спортсмены) так и обычные люди. Подростки и молодежь нашего города не составляют исключение. Актуальность нашей работы заключается в том, что ее результаты помогут выяснить, насколько явление селфи вошло в жизнь подростков и молодежи города.
Цель: выявление роли явления селфи в жизни подростков и молодежи на примере учащихся 6, 8-11 классов МБОУ «СОШ №2» г. Череповца и группы студентов ЧГУ
Задачи:
а) провести анонимный опрос учащихся 6 (2017г.), 8-11 классов, и группы студентов 1 курса отделения коммуникативного дизайна ЧГУ;
б) осуществить статистическую и аналитическую обработку результатов;
в) подобрать информацию для учащихся о правилах безопасного проведения селфи.
Объект исследования: учащиеся 6(2017г.), 8-11 классов, студенты ЧГУ
Предмет: роль селфи
Новизна работы заключается в том, что подобного рода исследования на базе образовательного учреждения ранее не проводились.
Рабочая гипотеза: селфи играет значительную роль в жизни подростков и молодежи с преобладанием негативных аспектов: зависимости и экстремальности.
Методы: опрос, статистический.
Глава 1. Теоретическая часть
История селфи
Ещё несколько лет назад все смеялись с фотографий молодых девушек в зеркале, которые они выкладывали в социальные сети. В обществе бытовало мнение, что глупо фотографировать самого себя ещё и по несколько раз на дню. Но года так с 2013 явление приобрело действительно массовый характер и его пришлось просто принять как данность. Сейчас уже практически невозможно сказать, кто придумал селфи.
Следует обратиться к истокам фотографии, чтобы узнать, кто сделал первое фото самого себя. Исходя из доступных на сегодняшний день фотографий, этим человеком был американский фотограф Роберт Корнелиус. Снимок был сделан в Филадельфии в 1839 году. Корнелиусу для этого пришлось неподвижно сидеть перед камерой около минуты - путь к первому селфи с помощью фотоаппарата был непростым испытанием, а результаты не отличались особой непринужденностью.
XIX столетие оставило после себя десятки известных исторических селфи. Подборки таких фотографий сейчас пользуются большой популярностью и публикуются даже серьезной прессой. Достаточно распространенным является факт о дочери Николая II, которая отправила самостоятельно сделанное фото своего отражения в зеркале другу. Княжна также написала письмо с описанием проделанной работы и возникших трудностей.
В 20-х годах прошлого века, благодаря стремительному развитию технологий, используемая человеком техника начала уменьшаться в размерах, а значит, и фотокамеры стали намного легче и компактней. Небольшой фотоаппарат можно было удерживать в руке некоторое время, чего было достаточно для оригинального селфи на память о встрече или важном моменте из жизни. [4]
Селфи стали повальным увлечением после изобретения компактных камер, которыми было довольно удобно фотографировать самого себя, просто протянув руку в сторону, - для этого больше не требовалось ни специальных знаний, ни даже зеркала. По всей видимости, первое пришествие европейского селфи случилось в Германии накануне Второй мировой войны. Нацистские журналы того времени в карикатурах высмеивали привычку немцев-обывателей при всяком удобном случае делать снимки самих себя. Художе
ственной ценности такие фотографии чаще всего не имели, поэтому до изобретения социальных сетей они оставались делом сугубо частным.[3]
Следующим этапом стали 60-е годы, когда необходимую аппаратуру фиксировали на специальных штативах или созданных из подручных средств. Но в процессе фотографирования всегда возникали осложнения, ведь нужно правильно настроить фокусирование, успеть добежать к своему месту и дождаться желаемой вспышки в красивой позе. Для людей того времени сделанные снимки были совершенно обычными, имели более официальный характер, чем современные, излучающие радость и счастье. Возможно, они даже и не догадывались, что подобное самофотографирование превратится в настоящий мейнстрим через пару десятков лет.
Первые упоминания этого слова датируются 2002 годом, когда в Австралии проходил интернет-форум ABC Online, после чего оно употреблялось очень редко в узких кругах.
Начиная с 2010 года, термин selfie распространился и использовался исключительно в разговорной речи, но в 2013 году он был внесен в Оксфордский словарь английского языка, став полноценным словом с конкретным значением.[4]
Характеристика селфи
Сегодня селфи - многогранное явление современной культуры со всеми его «плюсами» и «минусами». У человека как социального существа есть два стремления, две базовых потребности, без которых целостная и достаточно устойчивая идентичность не складывается.
Первая потребность - это самоопределение себя как отличающегося от всех остальных, уникального существа. Для этого необходимо отдифференцировать себя от «Другого», найти свое отличие, сформировать устойчивую и относительно независимую самооценку, свою жизненную позицию, систему ценностей и смыслов.
Другая тенденция - это потребность в ощущении себя среди людей, в связи с ними стремление быть принятым, оцененным, адекватно отраженным в глазах и мнениях других. Человеку необходимо наличие известного консонанса между тем, как я себя представляю и как меня представляют, оценивают и относятся ко мне люди. Становление самоидентичности заключается в гармоническом сочетании этих тенденций, в способности человека их регулировать.[3]
Современная цивилизация производит множество эрзац-заменителей объектов человеческих потребностей, и значительную часть из них мы «потребляем» ради создания и поддержания идеализированного образа «Я», публичного, созданного для самопрезентации внешнему социальному миру и есть такое понятие - аутоманипуляция - создание человеком приемов и уловок самообмана (и обмана других], мотивированное стремлением к самовозвышению и самоидеализации. [1] Человек стремится не просто выделиться среди других, но превзойти всех и во всем, быть «совершенством». Одновременно он ожидает, что принимать, восхищаться и любить его «обязаны» буквально все, иначе - крах, «нарциссическая рана» на всю жизнь. Но невозможно быть ни совершенно уникальным и ни на кого не похожим (тогда тебя не примут], ни любимым всеми на свете, а уж «совершенство» - и вовсе химера. Для людей с подобными чертами личности селфи становится еще одним продуктом цивилизации, который можно поставить на службу удовлетворения этих «самовозвышающих» манипулятивных стратегий. В этом смысле можно рассматривать нарциссический перфекционизм - часто встречающееся состояние или расстройство у явных поклонников селфи. Селфи, поставленное на службу нарциссизму, нуждается в «Другом» лишь как в зеркале («Свет мой, зеркальце скажи...»), предполагает, что «Другие» - всего лишь призваны служить отражателями твоего совершенного «Я», а сами по себе они не интересны и равные отношения с ними не нужны. [3]
Поиск собственной идентичности - естественная стадия развития и в младенчестве, и в подростковом возрасте. Он состоит в попытках найти себя вовне, представить себя, услышать отклик и примерить на себя тот или иной образ, ведь собственное представление о себе еще не вполне сложилось, оно фрагментарное и очень сильно зависит от собственного состояния, настроения, ситуации; оно еще хрупкое и уязвимое к мнениям других людей.
Эрик Эриксон описывал это состояние как подростковую диффузность: я пробую - какой я? Я такой или вот такой? Другой вопрос, что надо найти внутреннюю точку отсчета, когда «выставленный на продажу» образ не замещает того человека, каким ты сам себя чувствуешь. И если поиск за тогда мы уже говорим об инфантилизме или нарастающем нарциссизме.
В явлении селфи находит подтверждение еще одна своеобразная культурная особенность: мы все сейчас очень зависимы от зрительного образа. Всякое существование в Интернете теперь есть какой-то вид самопрезентации. К чрезмерному увлечению селфи больше всего склонны люди либо нарциссически отчужденные в своем самоутверждении, либо люди, которые желают исключительно «получать лайки» в широком смысле слова и потому становятся хамелеонообразными, стараются угодить, заслужить похвалу окружающих, в том числе и с помощью селфи.[3]…Пространство Интернета устроено таким образом, что в ответ люди чаще всего получают только лайки. Адекватной обратной связи не возникает, и та поддержка, которую мы можем получить, не всегда искренна.
Хотя чаще всего люди обращаются не за поддержкой, а хотят получить именно лайк. На это, как правило, реагируют доброжелательно и ставят этот лайк: ты хочешь - получи. Взрослый без патологической зависимости от лайков и селфи способен подняться над этой ситуацией и отрефлексировать: мне плохо, я захотел поместить эту свою фотографию, ну лайкните, и мне на минутку станет легче. А дальше можно пойти делать другие дела. Это так же, как мы обращаемся к кому-то и говорим: скажи мне что-нибудь хорошее. Другое дело, когда в процессестановления идентичности подростки примеряют на себя те или иные образы: «Мама, я красивая?», «Папа, дай мне посидеть за рулем - ну как я выгляжу?» Когда идет проба идентичности, современная психология позволяет и этот способ использовать, но постепенно увлечение собой должно сходить на нет.
То есть именно нюансы этого явления позволяют его оценить либо как переходную стадию к становлению более или менее самостоятельного «Я», либо как патологическую зависимость.
Но это не должно превращаться в постоянное и единственное средство утоления эмоционального голода. Есть разница между стремлением получить поддержку в узком кругу и желанием абсолютной социальной поддержки.
Вот тут опять нюанс. Если тебе важно, чтобы твой референтный круг, твои близкие тебя поддержали, - это святое. Но когда ты стремишься к тому, чтобы 300, 400, 500, 1000 человек тебе лайкнули, и ты без этого не удовлетворен - здесь уже теряются чувство меры и ощущение адекватности. [3]
Профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова рекомендует родителям, чьи дети чрезмерно увлекаются селфи «…стремление растущего человека попробовать себя в разных образах понятно и в принципе не должно вызывать особого беспокойства. Но когда мы видим, что это превращается в неотступное желание, то есть смысл задуматься: какую нехватку в реальной жизни компенсирует подросток? Слишком сильное увлечение селфи может быть сигналом о его социальной нереализованности, который необходимо правильно истолковать. Прежде всего это сигнал для близких: возможно, им надо как-то перестроить свои отношения с сыном или дочерью. Ведь у подростка очень многовалентные отношения с ближайшим окружением: ты уже взрослый - ты молчи, ты еще не взрослый. Возможно, есть нужда, с одной стороны, в подтверждении его значимости в семье. С другой стороны, это может быть сигнал о том, что ему не хватает эмоциональной поддержки. И так, и так может быть. В любом случае для родителей это информация к размышлению. Любящие родители, которые внимательны к ребенку, смогут понять и добавить в реальности то, что подросток пытается компенсировать.[3]
Итак, обобщая собранную по существу вопроса информацию, мы выделили следующие положительные и негативные стороны селфи.
Положительные:
- селфи дает возможность подростку для самовыражения. Не все способны полностью раскрыть свое личное пространство для посторонних. Фотографии – это способ рассказать о себе, обозначить свое присутствие. Селфи позволяет впустить во внутренний мир часть внешнего, тем самым расширить его, сделать более многогранным В подростковом возрасте это наиболее актуально и может помочь человеку, в первую очередь, подростку в самоидентификации, помочь ответить на вопросы «Кто я?», «Какой я?».
- селфи может помочь в развитии творческих способностей, ведь качественный снимок требует определенных усилий, изучения основ фотографирования, построения композиции.
- селфи – возможность по-другому посмотреть на себя.
Беспрерывно общаясь с другими людьми, мы начинаем игнорировать одну очень важную форму коммуникации – общение с самим собой. Селфи позволяет человеку воспринимать свою истинную сущность и демонстрировать ее людям вокруг. Еще одно немаловажное свойство селфи кроется в том, что фотографируя себя, мы одновременно выступаем и объектом, и субъектом снимка. «Памела Ратледж, директор Центра исследований медийной психологии в Бостоне, говорит, что селфи позволяют придумывать, воплощать в жизнь, а затем менять по своему усмотрению ваше повествование о себе». [4]
Негативные:
- создание недостоверного образа – фальшивого «Я». Само слово «селфи» происходит от английского «self», что означает «я». Создавая фотографии, человек создает определенный образ, который хочет представить публике. И необязательно, что фотографии будут идеальными – можно делать селфи без макияжа, спросонья, в забавной ситуации. Но селфи всегда будут вписываться в особый тренд. Люди выкладывают то, что они считают стильным. Построение образа будет основываться на ожиданиях нашего окружения, на представлениях о нашей индивидуальности. Похожий принцип упоминал психоаналитик Дональд Винникотт при описании детского фальшивого «я». Он говорит о том, что ребенок создает аналог своего «я», поведение которого больше понравится матери. Однако формирование ложного «я» тормозит процесс развития настоящей личности.
- развитие селфи-зависимости – по мнению психологов, селфи-зависимость (или «селфизм») — это проявление социомедийного самолюбования и разновидность эксгибиционизма. Частота селфи от 3 до 6 раз в день и тщательное редактирование снимков может свидетельствовать о развитии селфи-зависимости и особого вида психического расстройства - нарциссизма. Человек становится зависимым от тех отражений, которые он демонстрирует, зависимым от количества лайков под выставленными фото в социальных сетях. Систематическое и регулярное фотографирование себя в любой форме вызывает изменения в состоянии сознания в виде повышения настроения, связанного с выбросом в кровь эндорфинов, или внутренних опиоидов, в результате чего развивается спонтанное (компульсивное) и непреодолимое влечение к этому виду активности и потребность в увеличении частоты делания снимков и их количества, тогда как воздержание сопровождается так называемым синдромом отмены или абстинентным синдромом (негативное настроение, депрессивность, агрессивные выпады в адрес окружающих, особенно близких и т.д.). Вторым обязательным критерием селфи-зависимости является мотив выложить в интернете удачное фото на всеобщее обозрение.[4]В последнее время появились новые формы фобий – селфифобия – боязнь неудачного снимка, дисморфофобия – это расстройство, характеризующееся тем, что человек чрезмерно обеспокоен одним или несколькими недостатками в своей внешности, которые незаметны другим.
- несчастные случаи – периодически в СМИ появляется информация о несчастных и даже смертельных случаях связанных с попытками людей, и часто подростков, сделать оригинальное селфи, пренебрегая элементарными соображениями безопасности.
Феномен селфи и современное общество
О популярности феномена селфи свидетельствует «выход» этого явления за пределы молодежного возраста, селфи сейчас «захватывает» все возраста. Для формирующейся личности эпизодическое селфи еще не может однозначно рассматриваться как ненормальность, так как именно молодежь пробует себя в разных ролях для обретения собственной идентичности… Признание в общественном мнении, большая популярность селфи-практик свидетельствуют об институционализации этого явления на ценностно-нормативном уровне общественного сознания.
Под институционализацией понимается процесс и его результат определения, упорядочивания и закрепления социальных действий, норм, правил, статусов и ролей, направленный на удовлетворение определенной общественной потребности. В результате чего то или иное явление обретает устойчивые формы и структуру. Индикатором институционализации селфи является признание в общественном мнении, что это личное дело человека. Следующим критерием институционализации селфи является распространение в средствах массовой информации, шоу-бизнесе идентификационных моделей, основанных на позитивном отношении к данной практике. Многие знаменитости, политические лидеры снимают и выкладывают селфи в интернет пространстве и социальных сетях. Примеров имеется бесчисленное множество. Селфи становится брендовым словом, своеобразной меткой, что все, что касается данного феномена - непременно интересно и уже имеет претензию на модность и современность. Так, в 2014 году вышел молодежный сериал, с названием «Селфи». А в 2015 году в рамках фестиваля «Марафон науки» был запущен проект фотоконкурса «научных селфи», под названием «Наука в лицах». Участники должны были сделать какой-то из трех видов селфи соответственно трем номинациям и затем разместить снимки в группе областного комитета по молодёжной политике во «ВКонтакте», а также в «Твиттере» или «Инстаграме».
Положительное отношение к селфи наблюдается на фоне отсутствия или очень слабого проявления в повседневности социального исключения практик, любителей и фото селфи. Напротив, осуждаются те, кто не делает селфи, они воспринимаются как отставшие от жизни, ретрограды и сами социально исключаются (к ним нет уважения, они презираемы, особенно молодежью).
Критерием институционализации селфи-практик является также социальное безразличие к таким их формам, которые связаны с нарушением общественных норм, обычаев, нарушением уважительного отношения к другим людям. Так, практика снимать себя на фоне других людей, не спрашивая их разрешения, является формой насилия. Человек, снимающий селфи, относится к другим людям как к объектам (вещам), а не субъектам, использует живых людей как фон для своего самодемонстрирования. Интернет заполонили снимки селфи со случайно «пойманными в кадр» знаменитостями, монаршими особами. Причем эти поступки не вызывают ни у кого возражений. Однако отношение к подобным явлениям как к чему-то допустимому и вполне нормальному свидетельствует о «сдвиге» общественной нормы в сторону допустимости отдельных форм насилия над собой и другими людьми.
Показателем институционализации селфи является отношение к данному феномену как к атрибуту групповой принадлежности. Это особенно важно для подростков и молодежи. Происходит распространение социолингвистических аспектов селфи - особенностей жаргона и других сигнальных средств. Селфи дифференцируется на различные типы, получающие свои собственные названия: например, релфи (relfie relationship selfie) - так социологи Гарвардского университета назвали тип автопортрета с изображением себя и любимого или близкого человека. Выделяют и другие типы селфи: со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); с едой; в примерочной или дома в момент примерки разных нарядов; на пляже и в любом другом месте отдыха; селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами). Существующий поток интернет публикаций, связанных с селфи - снимков, шуток, фильмов, формирует «культурный пласт, новый тип мышления. И даже новый тип фобии - селфифо- бия (боязнь сделать плохой автопортрет)» [3]. Особенностью ситуации является то, что распространение моды на селфи происходит на фоне ослабления сопротивляемости общества по отношению к селфи-практикам и утери обществом и семьей контроля над этим процессом. Наоборот, существует масса стимулирующих данный феномен моментов. В интернете можно найти множество сайтов с подробными инструкциями, как сделать качественное селфи, чтобы получить больше голосов.
Институционализация селфи-практик свидетельствует о следующих тенденциях или сдвигах, происходящих на уровне как индивидуального, так и общественного сознания. Так, селфи является легкой возможностью заявить о себе. А ведь еще в сказках эта возможность связывалась с результатами развития своих способностей, результатами своего труда и с достижением мастерства. Только преодоление трудностей развивает волю и, в конечном счете, способствует формированию личности. Легкость исполнения любых желаний, отсутствие опыта преодоления своей лени, усталости и других слабых сторон негативно сказываются на формировании воли и напрямую связаны с формированием всех форм зависимости. Опасностью распространения селфи-практик является высокий риск перехода в один из видов зависимого поведения (или аддикции) - так называемую селфи-зависимость.
Анонимность аудитории, к которой посылается селфи-фоторафия, влечет за собой иллюзию свободы действия. Однако эта свобода не связана с другой составляющей, необходимой для формирования личности - ответственностью. В селфи- практиках ответственности за реакцию аудитории человек не несет. Это возможность вседозволенности, хотя бы виртуальной. Она «кружит голову» и пьянит почти так же, как и алкогольное опьянение. Надо отметить, что все, что изменяет состояние сознания человека и делает это легко и быстро, может вести к формированию зависимости. Но именно эта сторона иногда оценивается как положительная сторона селфи-практик - возможность получить удовольствие, игровой момент, возможность пошалить. То есть, селфи удовлетворяет гедонистическую потребность.
Отсутствие же ответственности свидетельствует об инфантильности, поэтому распространение селфи в обществе указывает на тенденцию его инфантилизации.
Таким образом, распространению селфи способствует возможность хотя бы отчасти удовлетворять, но в большей степени создавать иллюзию удовлетворения нескольких довольно значимых потребностей. Селфи-практики все больше утверждаются в обществе, принимают устойчивые формы, которые дифференцируются на разного рода вариации. Эти практики развиваются как в содержательном отношении, так и в формальном, «захватывают» новые социальнодемографические группы. Тенденция к институционализации феномена селфи выступает в качестве индикатора изменений в общественном и индивидуальном сознании. [2]