Феномен селфи и современное общество




ХXIV городская конференция учащихся

«Виват, молодая наука!»

 

СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Выявление роли селфи в жизни подростков и молодежи

на примере учащихся 6, 8-11 классов МБОУ «СОШ №2»

г. Череповца и группы студентов ЧГУ

исследовательская работа

 

Выполнили:

ученица 10 «а» класса

Столярова Мария Антоновна

МБОУ «СОШ №2»

 

ученица 9 «б» класса

МБОУ «СОШ №2»

Герасимова Юлия Игоревна

 

: Научный руководитель: учитель биологии

МБОУ «СОШ №2»

Якшина Ирина Александровна

 

г.Череповец, 2017 г.

 

Оглавление

Введение  
Глава 1. Теоретическая часть   1.1. История селфи    
  1.2. Характеристика селфи    
  1.3. Феномен селфи и современное общество  
Глава 2. Практическая часть   2.1 Параметры опроса    
  2.2. Анализ и обсуждение результатов  
  Выводы  
  Список литературы  
  Приложение 1    
  Приложение 2    

 

Введение

Современное общество в последнее десятилетие столкнулось с новым явлением массовой культуры – явлением селфи. Ученые дают явлению селфи разносторонние характеристики - от положительных до негативных. Сегодня селфи делают все, как медийные лица (политики, актеры, спортсмены) так и обычные люди. Подростки и молодежь нашего города не составляют исключение. Актуальность нашей работы заключается в том, что ее результаты помогут выяснить, насколько явление селфи вошло в жизнь подростков и молодежи города.

Цель: выявление роли явления селфи в жизни подростков и молодежи на примере учащихся 6, 8-11 классов МБОУ «СОШ №2» г. Череповца и группы студентов ЧГУ

Задачи:

а) провести анонимный опрос учащихся 6 (2017г.), 8-11 классов, и группы студентов 1 курса отделения коммуникативного дизайна ЧГУ;

б) осуществить статистическую и аналитическую обработку результатов;

в) подобрать информацию для учащихся о правилах безопасного проведения селфи.

Объект исследования: учащиеся 6(2017г.), 8-11 классов, студенты ЧГУ

Предмет: роль селфи

Новизна работы заключается в том, что подобного рода исследования на базе образовательного учреждения ранее не проводились.

Рабочая гипотеза: селфи играет значительную роль в жизни подростков и молодежи с преобладанием негативных аспектов: зависимости и экстремальности.

Методы: опрос, статистический.

Глава 1. Теоретическая часть

История селфи

Ещё несколько лет назад все смеялись с фотографий молодых девушек в зеркале, которые они выкладывали в социальные сети. В обществе бытовало мнение, что глупо фотографировать самого себя ещё и по несколько раз на дню. Но года так с 2013 явление приобрело действительно массовый характер и его пришлось просто принять как данность. Сейчас уже практически невозможно сказать, кто придумал селфи.

Следует обратиться к истокам фотографии, чтобы узнать, кто сделал первое фото самого себя. Исходя из доступных на сегодняшний день фотографий, этим человеком был американский фотограф Роберт Корнелиус. Снимок был сделан в Филадель­фии в 1839 году. Корнелиусу для этого пришлось неподвижно сидеть перед камерой около минуты - путь к первому селфи с помощью фото­аппарата был непростым испытанием, а результаты не отличались особой непринужденностью.

XIX столетие оставило после себя десятки известных исторических селфи. Подборки таких фотографий сейчас пользуются большой популяр­ностью и публикуются даже серьез­ной прессой. Достаточно распространенным является факт о дочери Николая II, которая отправила самостоятельно сделанное фото своего отражения в зеркале другу. Княжна также написала письмо с описанием проделанной работы и возникших трудностей.

В 20-х годах прошлого века, благодаря стремительному развитию технологий, используемая человеком техника начала уменьшаться в размерах, а значит, и фотокамеры стали намного легче и компактней. Небольшой фотоаппарат можно было удерживать в руке некоторое время, чего было достаточно для оригинального селфи на память о встрече или важном моменте из жизни. [4]

Селфи стали поваль­ным увлечением после изобретения компактных камер, которыми было довольно удобно фотографировать самого себя, просто протянув руку в сторону, - для этого больше не тре­бовалось ни специальных знаний, ни даже зеркала. По всей видимости, первое пришествие европейского селфи случилось в Германии накануне Второй мировой войны. Нацистские журналы того времени в карикатурах высмеивали привычку немцев-обывателей при всяком удобном случае делать снимки самих себя. Художе

 

ственной ценности такие фотогра­фии чаще всего не имели, поэтому до изобретения социальных сетей они оставались делом сугубо частным.[3]

Следующим этапом стали 60-е годы, когда необходимую аппаратуру фиксировали на специальных штативах или созданных из подручных средств. Но в процессе фотографирования всегда возникали осложнения, ведь нужно правильно настроить фокусирование, успеть добежать к своему месту и дождаться желаемой вспышки в красивой позе. Для людей того времени сделанные снимки были совершенно обычными, имели более официальный характер, чем современные, излучающие радость и счастье. Возможно, они даже и не догадывались, что подобное самофотографирование превратится в настоящий мейнстрим через пару десятков лет.

Первые упоминания этого слова датируются 2002 годом, когда в Австралии проходил интернет-форум ABC Online, после чего оно употреблялось очень редко в узких кругах.

Начиная с 2010 года, термин selfie распространился и использовался исключительно в разговорной речи, но в 2013 году он был внесен в Оксфордский словарь английского языка, став полноценным словом с конкретным значением.[4]

 

Характеристика селфи

Сегодня селфи - многогранное явление современной культуры со всеми его «плюсами» и «минусами». У человека как социального существа есть два стремления, две базовых потребности, без которых целостная и достаточно устойчивая идентичность не складыва­ется.

Первая потребность - это само­определение себя как отличающегося от всех остальных, уникального суще­ства. Для этого необходимо отдиффе­ренцировать себя от «Другого», найти свое отличие, сформировать устой­чивую и относительно независимую самооценку, свою жизненную позицию, систему ценностей и смыслов.

Другая тенденция - это потребность в ощуще­нии себя среди людей, в связи с ними стремление быть принятым, оценен­ным, адекватно отраженным в глазах и мнениях других. Человеку необходимо наличие известного консонанса между тем, как я себя представляю и как меня представляют, оценивают и относятся ко мне люди. Становление самоиден­тичности заключается в гармоническом сочетании этих тенденций, в способно­сти человека их регулировать.[3]

Современная цивилизация производит множество эрзац-заменителей объ­ектов человеческих потребностей, и значительную часть из них мы «потре­бляем» ради создания и поддержания идеализированного образа «Я», пу­бличного, созданного для самопрезен­тации внешнему социальному миру и есть такое понятие - аутоманипуля­ция - создание человеком приемов и уловок самообмана (и обмана других], мотивированное стремлением к само­возвышению и самоидеализации. [1] Человек стремится не просто выделиться среди других, но превзойти всех и во всем, быть «совершенством». Одновременно он ожидает, что принимать, восхищать­ся и любить его «обязаны» буквально все, иначе - крах, «нарциссическая рана» на всю жизнь. Но невозможно быть ни совершенно уникальным и ни на кого не похожим (тогда тебя не при­мут], ни любимым всеми на свете, а уж «совершенство» - и вовсе химера. Для людей с подобными чертами личности селфи становится еще одним продук­том цивилизации, который можно по­ставить на службу удовлетворения этих «самовозвышающих» манипулятивных стратегий. В этом смысле можно рассматри­вать нарциссический перфекцио­низм - часто встречающееся состояние или расстройство у явных поклонников селфи. Селфи, поставлен­ное на службу нарциссизму, нуждается в «Другом» лишь как в зеркале («Свет мой, зеркальце скажи...»), предполага­ет, что «Другие» - всего лишь призваны служить отражателями твоего совер­шенного «Я», а сами по себе они не интересны и равные отношения с ними не нужны. [3]

Поиск собственной идентич­ности - естественная стадия развития и в младенчестве, и в подростковом возрасте. Он состоит в попытках найти себя вовне, представить себя, услышать отклик и примерить на себя тот или иной образ, ведь собственное представление о себе еще не вполне сложилось, оно фрагментарное и очень сильно зависит от собственного со­стояния, настроения, ситуации; оно еще хрупкое и уязвимое к мнениям других людей.

Эрик Эриксон описывал это состо­яние как подростковую диффузность: я пробую - какой я? Я такой или вот такой? Другой вопрос, что надо най­ти внутреннюю точку отсчета, когда «выставленный на продажу» образ не замещает того человека, каким ты сам себя чувствуешь. И если поиск за­ тогда мы уже говорим об инфантилиз­ме или нарастающем нарциссизме.

В явлении селфи находит подтверж­дение еще одна своеобразная культур­ная особенность: мы все сейчас очень зависимы от зрительного образа. Вся­кое существование в Интернете теперь есть какой-то вид самопрезентации. К чрезмер­ному увлечению селфи больше всего склонны люди либо нарциссически от­чужденные в своем самоутверждении, либо люди, которые желают исключи­тельно «получать лайки» в широком смысле слова и потому становятся хамелеонообразными, стараются угодить, заслужить похвалу окружаю­щих, в том числе и с помощью селфи.[3]…Пространство Интернета устроено таким образом, что в от­вет люди чаще всего получают только лайки. Адекватной обратной связи не возникает, и та поддержка, которую мы можем получить, не всегда искренна.

Хотя чаще всего люди обращают­ся не за поддержкой, а хотят получить именно лайк. На это, как правило, реа­гируют доброжелательно и ставят этот лайк: ты хочешь - получи. Взрослый без патологической зависимости от лайков и селфи способен подняться над этой ситуацией и отрефлексировать: мне плохо, я захотел поместить эту свою фотографию, ну лайкните, и мне на минутку станет легче. А дальше можно пойти делать другие дела. Это так же, как мы обращаемся к кому-то и гово­рим: скажи мне что-нибудь хорошее. Другое дело, когда в процессестановления идентичности подростки примеряют на себя те или иные образы: «Мама, я красивая?», «Папа, дай мне посидеть за рулем - ну как я выгляжу?» Когда идет проба идентичности, со­временная психология позволяет и этот способ использовать, но постепенно увлечение собой должно сходить на нет.

То есть именно нюансы этого явления позволяют его оценить либо как переходную стадию к становлению более или менее самостоятельного «Я», либо как патологическую зависимость.

Но это не должно превращаться в постоянное и единственное средство утоления эмоционального голода. Есть разница между стремлением получить поддержку в узком кругу и желанием абсолютной социальной поддержки.

Вот тут опять нюанс. Если тебе важно, чтобы твой референтный круг, твои близкие тебя поддержали, - это святое. Но когда ты стремишься к тому, чтобы 300, 400, 500, 1000 человек тебе лайкнули, и ты без этого не удовлет­ворен - здесь уже теряются чувство меры и ощущение адекватности. [3]

Профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова рекомендует родителям, чьи дети чрезмерно увлекаются селфи «…стремление растущего человека попробовать себя в разных образах понятно и в принципе не долж­но вызывать особого беспокойства. Но когда мы видим, что это превращается в неотступное желание, то есть смысл задуматься: какую нехватку в реаль­ной жизни компенсирует подросток? Слишком сильное увлечение селфи мо­жет быть сигналом о его социальной нереализованности, который необхо­димо правильно истолковать. Прежде всего это сигнал для близких: возмож­но, им надо как-то перестроить свои отношения с сыном или дочерью. Ведь у подростка очень многовалентные отношения с ближайшим окружением: ты уже взрослый - ты молчи, ты еще не взрослый. Возможно, есть нужда, с одной стороны, в подтверждении его значимости в семье. С другой стороны, это может быть сигнал о том, что ему не хватает эмоциональной поддерж­ки. И так, и так может быть. В любом случае для родителей это информация к размышлению. Любящие родители, которые внимательны к ребенку, смогут понять и добавить в реальности то, что подросток пытается компенсировать.[3]

Итак, обобщая собранную по существу вопроса информацию, мы выделили следующие положительные и негативные стороны селфи.

Положительные:

- селфи дает возможность подростку для самовыражения. Не все способны полностью раскрыть свое личное пространство для посторонних. Фотографии – это способ рассказать о себе, обозначить свое присутствие. Селфи позволяет впустить во внутренний мир часть внешнего, тем самым расширить его, сделать более многогранным В подростковом возрасте это наиболее актуально и может помочь человеку, в первую очередь, подростку в самоидентификации, помочь ответить на вопросы «Кто я?», «Какой я?».

- селфи может помочь в развитии творческих способностей, ведь качественный снимок требует определенных усилий, изучения основ фотографирования, построения композиции.

- селфи – возможность по-другому посмотреть на себя.

Беспрерывно общаясь с другими людьми, мы начинаем игнорировать одну очень важную форму коммуникации – общение с самим собой. Селфи позволяет человеку воспринимать свою истинную сущность и демонстрировать ее людям вокруг. Еще одно немаловажное свойство селфи кроется в том, что фотографируя себя, мы одновременно выступаем и объектом, и субъектом снимка. «Памела Ратледж, директор Центра исследований медийной психологии в Бостоне, говорит, что селфи позволяют придумывать, воплощать в жизнь, а затем менять по своему усмотрению ваше повествование о себе». [4]

Негативные:

- создание недостоверного образа – фальшивого «Я». Само слово «селфи» происходит от английского «self», что означает «я». Создавая фотографии, человек создает определенный образ, который хочет представить публике. И необязательно, что фотографии будут идеальными – можно делать селфи без макияжа, спросонья, в забавной ситуации. Но селфи всегда будут вписываться в особый тренд. Люди выкладывают то, что они считают стильным. Построение образа будет основываться на ожиданиях нашего окружения, на представлениях о нашей индивидуальности. Похожий принцип упоминал психоаналитик Дональд Винникотт при описании детского фальшивого «я». Он говорит о том, что ребенок создает аналог своего «я», поведение которого больше понравится матери. Однако формирование ложного «я» тормозит процесс развития настоящей личности.

- развитие селфи-зависимости – по мнению психологов, селфи-зависимость (или «селфизм») — это проявление социомедийного самолюбования и разновидность эксгибиционизма. Частота селфи от 3 до 6 раз в день и тщательное редактирование снимков может свидетельствовать о развитии селфи-зависимости и особого вида психического расстройства - нарциссизма. Человек становится зависимым от тех отражений, которые он демонстрирует, зависимым от количества лайков под выставленными фото в социальных сетях. Систематическое и регулярное фотографирова­ние себя в любой форме вызывает изменения в состоянии сознания в виде повышения настрое­ния, связанного с выбросом в кровь эндорфинов, или внутренних опиоидов, в результате чего развивается спонтанное (компульсивное) и непреодолимое влечение к этому виду активно­сти и потребность в увеличении частоты дела­ния снимков и их количества, тогда как воздер­жание сопровождается так называемым синдро­мом отмены или абстинентным синдромом (негативное настроение, депрессивность, агрес­сивные выпады в адрес окружающих, особенно близких и т.д.). Вторым обязательным критери­ем селфи-зависимости является мотив выло­жить в интернете удачное фото на всеобщее обозрение.[4]В последнее время появились новые формы фобий – селфифобия – боязнь неудачного снимка, дисморфофобия – это расстройство, характеризующееся тем, что человек чрезмерно обеспокоен одним или несколькими недостатками в своей внешности, которые незаметны другим.

- несчастные случаи – периодически в СМИ появляется информация о несчастных и даже смертельных случаях связанных с попытками людей, и часто подростков, сделать оригинальное селфи, пренебрегая элементарными соображениями безопасности.

Феномен селфи и современное общество

О популярности феномена селфи свидетель­ствует «выход» этого явления за пределы моло­дежного возраста, селфи сейчас «захватывает» все возраста. Для формирующейся личности эпи­зодическое селфи еще не может однозначно рас­сматриваться как ненормальность, так как именно молодежь пробует себя в разных ролях для обре­тения собственной идентичности… Признание в общественном мнении, большая популярность селфи-практик свидетельствуют об институционализации этого явления на цен­ностно-нормативном уровне общественного со­знания.

Под институционализацией понимается процесс и его результат определения, упорядочивания и закрепления социальных действий, норм, пра­вил, статусов и ролей, направленный на удовле­творение определенной общественной потреб­ности. В результате чего то или иное явление обретает устойчивые формы и структуру. Индикатором институционализации селфи явля­ется признание в общественном мнении, что это личное дело человека. Следующим критерием институционализации селфи является распространение в средствах массовой информации, шоу-бизнесе идентифи­кационных моделей, основанных на позитивном отношении к данной практике. Многие знамени­тости, политические лидеры снимают и выкла­дывают селфи в интернет пространстве и соци­альных сетях. Примеров имеется бесчисленное множество. Селфи становится брендовым сло­вом, своеобразной меткой, что все, что касается данного феномена - непременно интересно и уже имеет претензию на модность и современ­ность. Так, в 2014 году вышел молодежный се­риал, с названием «Селфи». А в 2015 году в рамках фестиваля «Марафон науки» был запу­щен проект фотоконкурса «научных селфи», под названием «Наука в лицах». Участники должны были сделать какой-то из трех видов селфи со­ответственно трем номинациям и затем разме­стить снимки в группе областного комитета по молодёжной политике во «ВКонтакте», а также в «Твиттере» или «Инстаграме».

Положительное отношение к селфи наблюдает­ся на фоне отсутствия или очень слабого прояв­ления в повседневности социального исключе­ния практик, любителей и фото селфи. Напро­тив, осуждаются те, кто не делает селфи, они воспринимаются как отставшие от жизни, ретро­грады и сами социально исключаются (к ним нет уважения, они презираемы, особенно молоде­жью).

Критерием институционализации селфи-практик является также социальное безразличие к таким их формам, которые связаны с нарушением об­щественных норм, обычаев, нарушением уважи­тельного отношения к другим людям. Так, прак­тика снимать себя на фоне других людей, не спрашивая их разрешения, является формой насилия. Человек, снимающий селфи, относится к другим людям как к объектам (вещам), а не субъектам, использует живых людей как фон для своего самодемонстрирования. Интернет запо­лонили снимки селфи со случайно «пойманными в кадр» знаменитостями, монаршими особами. Причем эти поступки не вызывают ни у кого воз­ражений. Однако отношение к подобным явле­ниям как к чему-то допустимому и вполне нор­мальному свидетельствует о «сдвиге» обще­ственной нормы в сторону допустимости отдель­ных форм насилия над собой и другими людьми.

Показателем институционализации селфи явля­ется отношение к данному феномену как к атри­буту групповой принадлежности. Это особенно важно для подростков и молодежи. Происходит распространение социолингвистических аспек­тов селфи - особенностей жаргона и других сиг­нальных средств. Селфи дифференцируется на различные типы, получающие свои собственные названия: например, релфи (relfie relationship selfie) - так социологи Гарвардского университе­та назвали тип автопортрета с изображением себя и любимого или близкого человека. Выде­ляют и другие типы селфи: со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); с едой; в примерочной или дома в момент примерки раз­ных нарядов; на пляже и в любом другом месте отдыха; селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами). Существующий поток интернет публика­ций, связанных с селфи - снимков, шуток, филь­мов, формирует «культурный пласт, новый тип мышления. И даже новый тип фобии - селфифо- бия (боязнь сделать плохой автопортрет)» [3]. Особенностью ситуации является то, что рас­пространение моды на селфи происходит на фоне ослабления сопротивляемости общества по отношению к селфи-практикам и утери обще­ством и семьей контроля над этим процессом. Наоборот, существует масса стимулирующих данный феномен моментов. В интернете можно найти множество сайтов с подробными инструк­циями, как сделать качественное селфи, чтобы получить больше голосов.

Институционализация селфи-практик свидетель­ствует о следующих тенденциях или сдвигах, происходящих на уровне как индивидуального, так и общественного сознания. Так, селфи явля­ется легкой возможностью заявить о себе. А ведь еще в сказках эта возможность связыва­лась с результатами развития своих способно­стей, результатами своего труда и с достижени­ем мастерства. Только преодоление трудностей развивает волю и, в конечном счете, способ­ствует формированию личности. Легкость ис­полнения любых желаний, отсутствие опыта преодоления своей лени, усталости и других слабых сторон негативно сказываются на фор­мировании воли и напрямую связаны с форми­рованием всех форм зависимости. Опасностью распространения селфи-практик является высо­кий риск перехода в один из видов зависимого поведения (или аддикции) - так называемую селфи-зависимость.

Анонимность аудитории, к которой посылается селфи-фоторафия, влечет за собой иллюзию сво­боды действия. Однако эта свобода не связана с другой составляющей, необходимой для формиро­вания личности - ответственностью. В селфи- практиках ответственности за реакцию аудитории человек не несет. Это возможность вседозволен­ности, хотя бы виртуальной. Она «кружит голову» и пьянит почти так же, как и алкогольное опьянение. Надо отметить, что все, что изменяет состояние сознания человека и делает это легко и быстро, может вести к формированию зависимости. Но именно эта сторона иногда оценивается как поло­жительная сторона селфи-практик - возможность получить удовольствие, игровой момент, возмож­ность пошалить. То есть, селфи удовлетворяет гедонистическую потребность.

Отсутствие же ответственности свидетельствует об инфантильности, поэтому распространение селфи в обществе указывает на тенденцию его инфантилизации.

Таким образом, распространению селфи спо­собствует возможность хотя бы отчасти удовле­творять, но в большей степени создавать иллю­зию удовлетворения нескольких довольно зна­чимых потребностей. Селфи-практики все боль­ше утверждаются в обществе, принимают устой­чивые формы, которые дифференцируются на разного рода вариации. Эти практики развива­ются как в содержательном отношении, так и в формальном, «захватывают» новые социально­демографические группы. Тенденция к институ­ционализации феномена селфи выступает в ка­честве индикатора изменений в общественном и индивидуальном сознании. [2]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: