Вечерние огоньки.
Вид огонька определяется ситуацией:
- знакомство – решение индивидуальных проблем, связанных с вводом ребенка во временный коллектив, новые условия жизни, быта,
- конфликтный – решение межличностных микрогрупповых конфликтов в критических точках смены,
- адаптации – психологическая подготовка личности ребенка к плавному введению в макросоциумную систему,
- анализ – обучение и закрепление у ребенка навыков психологической оценки ситуации и анализа проведенных дел,
- тематические – разговор, акцентирующий внимание на одной из тем, волнующих детей, поддерживающих логику дел отряда. Уровень отряда определяется вожатым субъективно.
В первом огоньке должно быть:
1. Рассказ о традициях огонька,
2. Рассказ об орлятском круге,
3. Весь огонек будет идти, столько часов, сколько задаст ведущий (первый говорит не более 5 минут).
Чего не должно быть:
- Огонек не должен быть затянутым.
- Вожатым запрещается давать оценку сказанному.
- Обезличивать сидящих в кругу.
Огонек – это особая форма общения, позволяющая каждому человеку высказаться, раскрыть себя.
Задачи огонька:
- научить коллективно анализировать.
- Научить ребят общению.
- Воспитать культуру общения.
Условия, необходимые для проведения огоньков:
- все должны быть удобно устроены, чтобы видеть каждого человека,
- наличие живого огня,
- создание эмоционального настроя,
- разговор в полголоса.
Дни проведения | Форма огонька | Проведение огонька (идея) | Что дает эта форма огонька | примечания (уровень отряда) |
ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА | ||||
3-4 день смены | Рассказ – эстафета | Передача предмета по кругу, говорит тот, у кого находится предмет | Выговаривание сидящих в кругу по типу: «Все говорят, а чего бы и мне сказать». Работает система закручивания всех в разговор. | Уровеь отряда любой |
Пакет откровений | Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами | Раскрытие личности с необычной стороны, проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопрос | ||
Музей любимых вещей | Рассказ идет не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина и демонстрируемом на огоньке | Развитие образно - ассоциативного внимания участников огонька. Возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. | ||
2-3 день смены | Гороскоп | Гороскоп по группам – знакам зодиака. Перед выступлением детей вожатый дает краткую характеристику каждому знаку | Необычность характеристики детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. | Уровеь отряда любой |
3-5 день | «Фонарщик» | Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого в руках фонарь. Фонарь передается по свободному выбору. | Определяет умение выбирать, выделять для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогрупп. | Уровень отряда высокий |
Вариант: Букет цветов | В каждом цветке – вопрос. Высказывающий дарит цветок другому по выбору | |||
2-3 день | Памятный день | Рассказывая о себе, ребенок вспоминает яркий день или случай из жизни | Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам | |
ОГОНЬКИ АНАЛИЗА | ||||
8-10 день | Анализ оргпериода | Ответ на вопросы: Что хотели? Что получили? При проведении огонька могут быть использованы некоторые формы конфликтных огоньков | Фиксация перехода от пассивной позиции жизни в отряде к активной. Начало блока обучения З.У.Н., связанным с системой анализа и построения дальнейшей жизни (после событий). | Уровень отряда любой |
Цепочка | Один говорит одну – две фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает этот разговор | Игровая форма огоньков, работающая на концентрацию внимания, получения большого количества информации, кратковременность проведения | ||
Машина времени | Игра – отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей неделе, как будто они ее прожили | Образно-ассоциативное развитие детей, закрепление навыков построения перспектив, творческих подходов. Вожатый может выделить для себя основные проблемы, волнующие детей. | ||
Финиш смены | Отряд для меня | Каждый участник отвечает на вопрос: чем стал для меня отряд? | Осмысление детьми прожитого в лагере, в смене. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни | |
Свечка (анализ дня) | Рассказ – эстафета, передача предмета по кругу, у кого предмет, тот высказывается по дню, затем передает предмет | Высказывается каждый ребенок. Этот способ заставляет задуматься над темой высказывания каждого ребенка, но принцип добровольности высказывания не нарушается. | ||
Свободный микрофон | По очереди высказываются желающие в свободном режиме, по вопросам, анализирующим жизнь отряда за день | Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуаций. Появится возможность самореализации ребенка, укрепление его в отряде как личность | ||
10, 16 дни | Круг молчания 1 Круг молчания 2 | Все сидит в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом в центр. Все сидит в помещении. Говорящий садится в круг. | Напряженность обстановки провоцирует эмоциональные выплески, снимает личное эмоциональное напряжение. Происходит снятие конфликта в отряде. В обоих огоньках «круг молчания» создается элитностью говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда | |
Наедине с собой | Говорящий выходит в круг к свечке | Путем использования свеч, достигается эффект одиночества. | ||
Разговор со свечкой | Говорящий выходит за круг к свечке | Ситуация, в которой человек может вслух высказать мысли «скребущие» душу – крик души… Акцентирование внимания на проблемах, возникающих в отряде. | ||
ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА (Адаптационные) | ||||
Позиция | Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его практического конструирования. | Обыгрывается ситуация на «вживание» ребенка в социум «большой земли» не теряя своих положительных качеств, полученных или закрепленных в лагере | Уровень отряда средний, высокий | |
Самый последний разговор | Живой уголек | В руках у говорящего свеча, дымящаяся ветка – «живой уголек». После того, как желающие выскажутся, «живой уголек» передается следующему. Огонек дополняется традициями прощания. | Снятие эмоционального напряжения. Связанного с прощанием. Огонек позволяет подготовить детей к расставанию. | Уровень отряда любой |
Финальный огонек (после ЛЗС) | Расскажи мне обо мне | О каждом участнике огонька высказывают свое мнение два – три человека, по выбору того, о ком идет речь. Действует принцип «свободного микрофона». | Взгляд со стороны на систему деятельности и поведения ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. | |
Я, как в зеркало, смотрюсь в людей | В помещении, где проводится огонек, создается эффект зеркала (при помощи свечей, оформления). Говорящий и сидящий находятся в креслах друг против друга | Достигается концентрация внимания на диалоге. | Уровень отряда только высокий | |
Разговор с попутчиком | Заданная ситуация: закончилась смена, вы едите домой и рассказывайте попутчику о жизни в лагере | Снятие отрицательных эмоций и закрепление положительных, полученных в лагере | Уровень отряда любой | |
Анализ дня по микрогруппам | Обсуждение дня по микрогруппам, после этого от каждой микрогруппы говорит один представитель | Решение вопросов: «+» и «-» дня и дел, причины и что с этим делать, как это можно сделать по-другому | Уровень отряда средний | |
ОГОНЬКИ ОТКРОВЕНИЙ (Конфликтные) | ||||
Пользоваться конфликтными огоньками нужно очень осторожно! При выходе из конфликта, внутри огонька требуется провести игры на доверие, оптимизацию общения, выводящие эмоции детей на положительные | ||||
8-11 день смены | Письмо к другу | Участники огонька «пишут» вслух письмо другу, родным (принцип ведения пед.дневника | Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии, понимании, возникновение потребности друг в друге | Уровень отряда любой |
Разговор с игрушкой | Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке | Дополняется воздействие на тактильность, кинестетику ребенка | ||
Последняя неделя | «Я не понимаю» | Бессистемное распределение участников огонька в помещении. Каждый ребенок может подойти к любому участнику огонька с вопросом, начинающимся с фразы: «Я не понимаю, почему…?» | Предъявление требований с позиции более глубокого проникновения в мировоззрение другого человека. Налаживание контакта, выход на один уровень | |
Разговор в темноте | Рекомендуется проводить в холле при отсутствии света (в полной темноте). Дети в расслабленном состоянии (лежа на матрацах), разговаривают о наболевшем. | Эффект эмоциональной разгрузки (очищение от отрицательных эмоций). Выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде | ||
«Электрический стул» | Один из участников огонька сидит спиной к аудитории. Остальные пишут анонимные записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются вожатыми (с небольшой корректировкой) | Дает возможность узнать оценку поведения того или иного ребенка членами отряда (без амбиций, обид, оскорблений), оценку его личностного достоинства | Уровень отряда высокий |
Огонек знакомства «Для чего горит моя свеча»
Цель: знакомство детей друг с другом, традициями, выявление интересов детей, целей пребывания в лагере.
Задача вожатых: настроить ребят перед огоньком.
Реквизит: * стулья по количеству участников или костровое место, оборудованное для огонька; * свечи по количеству участников и одна общая (при отсутствии костра); * оформление (по усмотрению вожатых): Сюрпризки, коряга, муз.оформление; * гитара.
Возраст: средний и старший школьный возраст.
Ход: * Звучит песня под гитару («Изгиб гитары желтой»), вожатый вводит и рассаживает ребят. У каждого ребенка в руках по свече.
* Вожатый знакомит ребят с законами и традициями огонька. Звучат слова об огне, о свече, о стихии.
* По ходу рассказа вожатый плавно переводит разговор от свечи к «огню, горящему в наших сердцах». Вожатый зажигает свечу и рассказывает о себе (акцент разговора – интерес, цель в жизни, цель пребывания в лагере). По окончанию рассказа зажигается детская свеча (ребенок рассказывает о том, для чего горит его свеча). И так по кругу, пока не зажгутся все свечи. Последняя свеча – свеча второго вожатого, он плавно подводит разговор к общей свече(рассказывает о том, что все собравшиеся ребята интересны, уникальны, что каждый человек идет своей дорогой. Иногда эти дороги сходятся и пересекаются. Иногда идут параллельно, даже не приближаясь друг к другу… А наши дороги встретились сегодня в лагере и 24 дня нашей смены мы будем идти одной общей дорогой… Зажигается отрядная свечка.
* Напутственные слова на смену (вожатые условно передают частичку своей души, которая будет помогать двигаться по дорогам смены). Заключительное слово и песня в подарок.
* Вожатые уводят ребят.
{Задумка: чтобы на последнем огоньке ребята задули свечи, зажженные на первом огоньке и увезли их с собой. В трудные минуты жизни ребята смогут зажигать эти свечи и находить в них поддержку друзей}
Паутинка
Все сидят в кругу. Ведущий берет катушку ниток и зажимает в руках. Рассказывает о себе (принцип смотри выше) и передает катушку следующему рубенку, при этом оставив начало ниток в руке. И т.д. Затем полученная паутинка распутывается в обратном порядке.
Карта знакомства
Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.