Подготовка к обучению письму




Гризик Т. И.

Г83 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

метод, пособие для педагогов / Т. И. Гризик, Л. Ф. Кли-манова, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2006. — 94 с.: ил. — (Скоро в школу). — I8ВN 5-09-014411-7.

В пособии представлена система занятий по развитию речи, пер­воначальному знакомству с буквами и подготовке к письму детей старшего дошкольного возраста. Книга адресована педагогам до­школьных учреждений и групп подготовки к школе, а также может быть использована в рамках семейного воспитания.

УДК 372.3/.4 ББК 74.102

I8ВN 5-09-014411-7

Издательство * Просвещение», 2006 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2006 Все права защищены

 


 

Обучение чтению.. 5

1. Звуки речи. 5

2. Образ буквы. 6

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.. 13

И ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ.. 13

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.. 13

Занятие 1. Звуки вокруг нас. 13

Занятие 2. Слово. 15

Занятие 3. Звук [а] и буква Аа. 17

Занятие 4. Звук [у] и буква Уу. 19

Занятие 5. Звук [и] я буква Ии. 21

Занятие 6. Звук [э] и буква Ээ. 23

Занятие 7. Звук [о] и буква Оо. 24

Занятие 8. Звук [ы] и буква ы.. 26

Занятие 9. Слог. 29

Занятие 10. Ударение. 31

Занятие 11. Предложение. 33

Занятие 12. Звуки [м — м'] и буква Мм.. 36

Задание 13. Звуки [н — н'] и буква Нн. 39

Занятие 14. Звуки [б — б'] и буква Бб. 42

Занятие 15. Звуки [п — п'] и буква Пп. 44

Занятие 16. Звук П] и буква Йй. 46

Занятие 17. Сочетание звуков []а] и буква Яя. 48

Занятие 18. Сочетание звуков Цу] и буква Юю.. 51

Занятие 19. Сочетание звуков []о] и буква Её. 53

Занятие 20. Сочетание звуков []э] и буква Ее. 56

Занятие 21. Звуки [в — в'] и буква Вв. 58

Занятие 22. Звуки [ф — ф'] и буква Фф.. 60

Занятие 23. Звуки [т — т'] и буква Тт. 62

Занятие 24. Звуки [д — д'] и буква Дд. 64

Занятие 25. Звуки [к — к'] и буква Кк. 66

Занятие 26. Звуки [г — г'] и буква Гг. 68

Задание 27. Звуки [х — х'] и буква Хх. 71

Занятие 28. Звуки [с — с'] и буква Сс. 73

Занятие 29. Звуки [з — з'] и буква Зз. 75

Занятие 30. Звук [ц] и буква Цц. 77

Занятие 31. Звук [ш] и буква Шш.. 79

Занятие 33. Звук [ч] и буква Чч. 83

Занятие 34. Звук [щ] и буква Щщ.. 85

Занятие 35. Звуки [л — л'] и буква Лл. 87

Занятие 36. Звуки [р — р'] и буква Рр. 89

Занятие 37. Буквы ь и ъ (мягкий и твердый знаки) 91

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Одной из характерных тенденций развития современ­ного образования в нашей стране является снижение воз­раста детей, начинающих изучать грамоту. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. В них появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреж­дений. К числу таких задач в первую очередь относится обучение старших дошкольников чтению (тогда как рань­ше осуществлялась лишь подготовка к обучению грамоте).

Грамота — это овладение умением читать и писать тек­сты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предло­жений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной ре­чью.

Письменность — величайшее изобретение человечест­ва, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечива­ет общение с культурой своего и других народов. Поэтому усвоение письменности, т. е. сознательное владение род­ным языком, всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и пись­мо — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профи­лактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное прого-варивание), знание зрительных образов букв и умение со­относить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

В старшем дошкольном возрасте уровень речевого раз­вития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения гра­моты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть уме­ний формировать в старших группах детского сада.

Обучение чтению

Основное содержание обучения детей чтению представ­лено следующими направлениями работы.

Звуки речи.

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять в них отдель­ные звуки; определять их позицию в слове (начало, сере­дина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особен­ности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Детей упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать оши­бок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близ­ким по произношению и по звучанию. Упражнять детей в умении дифференцировать подобные звуки следует по­сле знакомства с их акустическими и артикуляционными особенностями. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

Овладение четкой артикуляцией, умением дифферен­цирование воспринимать звуки на слух, определять их место и последовательность в слове — важные умения, способствующие успешному обучению не только чтению, но и письму.

Анализ артикуляции звуков позволяет детям устано­вить, что одни звуки произносятся с голосом, воздушная струя свободно выходит, не встречая препятствий на своем пути. Произношение других звуков связано с тем, что гу­бы, язык, зубы образуют преграду выдыхаемому воздуху. / Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных.

При работе со звуками педагоги вводят (постепенно) следующие условные обозначения:

волшебные звуковые бусы — детей знакомят с услов­ным образом бус, построенным на следующей ассоциации: звуки, как бусинки в бусах, последовательно нанизываются

и получаются слова; каждая бусинка — это отдельный звук в слове; сколько звуков в слове — столько бусин в бусах;

красный цвет кругов-бусин служит для обозначения гласных звуков (на приведенной ниже схеме условно пере­дан буквой К);

синий цвет кругов-бусин служит для обозначения со­гласных (твердых) звуков (на приведенной ниже схеме условно передан буквой С);

зеленый цвет кругов-бусин служит для обозначения со­гласных (мягких) звуков (на приведенной ниже схеме условно передан буквой 3).

Например:

Образ буквы.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных за­вершается ознакомлением с соответствующими образа­ми — буквами. Буква демонстрируется (показывается) де­тям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета. В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта.

Изучение буквы предполагает восприятие и запомина­ние ее целостного образа. Особое внимание уделяется уме­ниям детей соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).

Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узна­вании через выбор буквы из цепочки букв разной величи­ны, цвета, материала; украшают, раскрашивают буквы, вырезают их из различных печатных источников и т. п. Дети ищут образы знакомых букв в зашифрованных ри­сунках, что позволяет им дифференцировать схожие по изображению буквы.

3. Первоначальное чтение.

С введением согласных звуков и букв детям дается практическое представление об основном механизме чте­ния слогов, т. е. путем упражнений дошкольники учатся ориентироваться на гласную в слоге при его чтении. Они определяют, как читать впередистоящую согласную (твер­до или мягко). Например: малмял, лук — люк.

Предложение. Слово.

В содержание обучения грамоте включено первоначаль­ное ознакомление с предложением и словом. Сюда вхо­дят: составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение;

умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделе­ние их из предложений; определение количества слов. В методике детям даются первоначальные представления о слоге и ударении.


Затем вычленяются отдельные слова. Они обозначают­ся короткими линиями, которые вписываются в прямо­угольник.


Данная работа осуществляется разнообразными при­емами. Наиболее эффективным является использование простых схем предложений. Каждое предложение выделя­ется из небольшого высказывания (2—3 предложения) и обозначается прямоугольником (полоской бумаги).

Наша Таня громко плачет.

Выделяя в словах слоги, дети разделяют линии-слова вертикальными штрихами. Ударный слог обозначается маленькой черточкой (поставленной над слогом или над соответствующей гласной).

Например:

машина

Подготовка к обучению письму

Письмо — сложный навык, и в полном объеме он недо­ступен ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обу­чению письму. В нее включены:

1. Подготовка руки к письму (развитие мелкой мото-рики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер); правильное распределение мышечной нагрузки руки).

Развитие мелкой моторики осуществляется на заняти­ях и во время свободной деятельности детей. Широко ис­пользуются пальчиковые игры (3—4 раза в день), ручной труд.

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и сред­ним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном захвате каранда­ша указательный палец должен легко подниматься, и ка­рандаш при этом не падает.

Для формирования правильного захвата карандаша проводится игровая гимнастика для большого и указатель­ного пальцев. Например:

а) Для большого пальца — упражнение «Скакалочка».

Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытяну­ты и производят круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети со­провождают игру четверостишием:

Как у нашей Аллочки Новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка Ручки у скакал очки.

б) Для большого и указательного пальцев — упражне­ние «Урожай».

Большой и указательный пальцы правой руки соедине­ны с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

Ненапряженные пальцы (большие и указательные) об­разуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка — свекла — морков­ка — свекла — репка и т. п.).

Выполнение упражнения можно сопровождать следую­щими стихами:

Вырастала репка Желтая и крепкая. Перед домом свекла Смотрит прямо в окна. Корешочком удалась, Поедим ее мы всласть. И морковки урожай Сладкой, сочной собирай.

Для многократного выполнения упражнения можно ис­пользовать стишок, позволяющий педагогу контролиро­вать количество выполненных упражнений:

Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай! С этой грядки — репку, С этой грядки — свеклу, Здесь возьмем морковку. Положили? И опять Начинаем собирать. Здесь возьмем морковку, За морковкой — свеклу, А теперь — и репку, Что сидит так крепко. Положили? И опять Начинаем собирать...

Повторив упражнение необходимое количество раз, пе­дагог заканчивает его следующими словами: Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали.

Для развития «содружества» пальцев (щепоти) исполь­зуются упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами») и без карандаша («По­солим суп», «Покормим цыплят»).

Правильное распределение мышечной нагрузки подра­зумевает быстрое чередование напряжения, расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при пра­вильном письме.

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется:

в играх типа «Мозаика», «Конструктор»;

при работе со штампами;

в ручном труде (например, работа с иголкой).

Причем во всех этих направлениях работы одновремен­но формируется щепоть руки.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

Письмо подразумевает умение ребенка проводить ана­лиз и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).

Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве А три элемента: палочки — две длинные и одна короткая.

С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.).

3. Подготовка к технике письма (развитие пространст­венной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз; разви­тие чувства ритма в упражнениях на слух и в практиче­ских заданиях типа бордюр).

4. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).

Каждое занятие включает в себя обязательный мо­мент — подготовку к обучению письму, связанную с рабо­той с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н.

1) Анализ образа буквы. Воспитатель показывает вы­резанную из бумаги букву. Спрашивает:

— Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палоч­ки длинные, а одна — короткая.)

2) Анализ образа буквы. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Каждому ре­бенку дают одну букву, которую он разрезает ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе (| |), Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они.

3) Синтез образа буквы. Воспитатель предлагает со­брать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором).

Примечание. Все элементы, полученные в процессе ра­боты, ребенок складывает в конверт. Так постепенно со­здается буквенный конструктор.

4) Промежуточный этап (используется не всегда). Ко­гда дети познакомились с несколькими буквами, можно предложить им задания на дифференциацию образов букв. Например: «Сложи из получившихся элементов любую букву». Дети могут выложить буквы А, П, Н.

В течение учебного года воспитатель вместе с детьми периодически рассматривает накопленные в процессе ра­боты элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы:

палочки (полоски) — длинные и короткие; полуовалы — большие и маленькие. Для некоторых букв нужны допол­нительные элементы (короткие полоски-«хвостики» — для Д, Щ; «крючок» — для Ч). А буква О состоит из одно­го элемента — овала.

Особенностью представленной методики обучения стар­ших дошкольников грамоте является обязательное вклю­чение в занятия лексико-грамматических задач.

Методика обеспечена дополнительными пособиями, по­зволяющими более эффективно и результативно проводить обучение детей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: