Основные прикладные задачи, стоящие перед психофизиологией (и в большей степени имеющие тенденцию к развитию в современном обществе).




Психофизиология-пограничная область психологии, изучающая нерв-ные механизмы психической деятельности.

(Психологический словарь//В.В.Давыдов,М.Педагогика,1983).

Психофизиология-область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом

(Психология.Словарь//А.В.Петровский,М.Г.Ярошевский,М.1990).

Психофизиология человека- дисциплина, изучющая поведение челове­ка посредством исследования физических и психических функций организ­ма, в их взаимосвязи и их взаимообусловленности.

(Трифонов Е.В.Психофизиология профессиональной деятельнос­ти.Словарь. СПб.,1996).

В 1982 г. была создана Международная организация по психофизио­логии. Согласно определению, данное этой организацией под Психофизио­логией понимается «Междисциплинарная наука, которая изучает физиологию психических функций и взаимоотношения мозга, тела и поведения живых организмов в соотношении с окружающей средой. И далее ...- это область знаний (касающаяся, в частности, психологии, биологии и медицины) о физиологических механизмах психической деятельности, ее влиянии на со­матические процессы, а также о вегетативном обеспечении психики".

Такие основания могли бы иметь место, если бы удалось однозначно разрешить одну из главных проблем- психофизическую проблему, которая издревле волновала умы ученых.

Психофизиологическая проблема – вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики. Это-исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако, данный спор до сих пор не решён окончательно.

На сегодня часть авторов считает,что сложные психические процессы являются производными более простых физических процессов,происходящих в нервной системе организма и поэтому считают физиологию частью психо­логии.

Другие авторы считают психологию частью физиологии, рассматривая сложные поведенческие акты человека с позиции функционирования ЦНС и отдельных ее составляющих.

Следует несколько подробнее остановится на взглядах некоторых ученых, которые по-разному трактовали проблему о соотношении материального и духовного, то есть сомы (тела) и души.

Считается, что психофизиологическая проблема возникла в XVII веке, благодаря Ренэ Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две судстанции (телесную и духовную).

Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения).

Духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р.Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке. Теория Р.Декарта о психофизическом параллелизме дала начало для становления психофизилогии как самостоятельной науки.

Однако, ради исторической справедливости стоит упомянуть, что одним из первых мыслителей, кто высказал мысль о том, что индивидуальность че-ловека -есть личностное единство души и тела, и что только в «…единстве души и тела рождаются благостные мысли, чувства и целеполагания», был Фома́ Акви́нский, иначе Томас Аквинат (1225-1274) философ и теолог, «Учитель церкви», «Князь философов» («Рrinceps philosophorum»), как его величала католическая церковь.

По мере развития теории психофизического параллелизма были выдвинуты еще несколько способов решения психофизиологической проблемы. Один из них предложил Т.Гобс, считавший, что существует только одна субстанция – телесная (или материальная), которая также является и мыслящей субстанцией. Т.Гоббс полагал, что мышление – производная от телесных процессов, и должно изучаться посредством наблюдения разнообразных движений тела и в теле. Он обосновывал это тем, что мысль – субъективное явление, а телесные движения – объективное, так как они имеют своим истоком какое-либо внешнее воздействие объекта на органы чувств.

Г.Лейбниц выдвинул свой способ взаимодействия души и тела. По Г. Лейбницу душа и тело следуют своим собственным законам, они не могут влиять друг на друга, но взаимодействуют в гармонии, так как являются сутью одного и того же универсума.

Б.Спиноза разработал возможное решение психофизиологической проблемы в духе монизма, выдвинув концепцию о том, что нет двух отдельных субстанций, а есть единая природа, имеющая разные свойства (атрибуты).

Вульгарные материалисты XIX в. — прежде всего, немецкие философы К.Фогт и Я.Молещотт, вместе с индустриализацией эпохи формируют представление о теле, как о какой-то машине.Это положение позже получили название «физиологический редукционизм». Они утверждали, что мозг выделяет мысль почти так же, как печень — желчь и, следовательно, исследовать мысль можно, только изучая мозговые процессы. Психологию как науку следовало заменив физиологией, поскольку всё психическое может быть и будет объяснено с развитием «науки о мозге».

Вплотную примыкали к представителям физиологического редукционизма русские ученые, которые тоже пытались трактовать любые, даже самые сложные формы психической деятельности как систему условных рефлексов, образованную на основе безусловного подкрепления условных сигналов. Такие попытки реально предпринимались в нашей стране некоторыми последователями И.П. Павлова в 40-50-е гг. XX в.

Подобных взглядов придерживаются и современные бихевиористы. Так как бихевиоризм основан на объективном изучении поведения (движения, реакция), то человек рассматривается как реагирующее существо, а активная деятельность и психика практически отрицаются.

Современный подход к решению психофизиологической проблемы и его практические следствия достаточно хорошо сформулировано известным отечественным психологом Ю.Б.Гиппенрейтер: «…имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, - это просто две различные стороны единого процесса. Существует мозговой физиологический процесс и в качестве его отсвета, или эпифеномена, психический процесс. И мозговые и психические «процессы» (процессы в кавычках, ибо они не имеют самостоятельного существования) — это лишь две разные стороны, выделяемых нами, в процессе жизнедеятельности».

Несомненно, что столь необходимые для практики представления о таком целом как человеческий организм не могут быть получены ни психо­логией ни физиологией в отдельности. Именно для того чтобы удовлетво­рить эту практическую потребность в истинных знаниях о человеке в це­лом и возникла новая наука-психофизиология, междисциплинарная отрасль знаний более высокого уровня общности чем физиология или психология в отдельности.Очевидно, что она не может являться ни частью физиологии ни частью психологии.

Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проб­лем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности. Это сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке в от­личии от отвлеченных начал, предлагаемых психологией физиологией и бо­лее частными дисциплинами.

Психофизиология призвана создать методологию,теорию,инструмента­рий более универсальные чем те, которые используются в психологии, фи­зиологии и дисциплинах их составляющих.

Главным методологическим принципом современной психофизиологии является материалистический подход к изучению биосоциальной сущности человека. Психика рассматривается как продукт высокоорганизованной ма­терии, которой является центральная нервная система, и,в первую оче­редь, кора больших полушарий головного мозга.

Объектом исследования является человек, его нейрофизиологические механизмы психической деятельности.

Психофизиология, находясь в непосредственном взаимодействии с фи­зиологией высшей нервной деятельности, отличается от последней тем, что она входит в систему психологических наук, а потому предметом ее являются психические процессы и состояния, на раскрытие физиологичес­ких механизмов которых направлены ее исследования. К числу психических феноменов, составляющих предмет психофизиологии, относятся:

1. Восприятие как совокупность процессов, обеспечивающих формиро­вание идеальной (субъективной) модели объективно существующей реальной действительности.

2. Уровень бодрствования (уровень психической активности, иногда обозначаемый расширительно - функциональные состояния) - характеристи­ка состояния психики человека, обусловленного неспецифической актива-

цией нервной системы. Этот раздел включает и цикл бодрствование - сон.

3. Эмоции как комплексная реакция целостного организма на воз­действующий раздражитель, воспринимаемую информацию или результаты

собственных действий, проявляющаяся в субъективных переживаниях, спе­цифических двигательных актах, разнообразных изменениях висцеральных функций.

4. Внимание - специфическое состояние психики, характеризующееся селективной ее направленностью на определенную деятельность или восп­риятие определенной информации.

5. Научение - выработка новых форм реагирования на воздействия, с которыми человек ранее не сталкивался или значимость которых меняется на протяжении индивидуальной жизнедеятельности, то есть выработка и закрепление новых форм реагирования, адекватных биологическим, физио­логическим, психологическим и социальным потребностям. Этот раздел включает и феномен условного рефлекса (который в психологии нередко обозначают как ассоциативное обусловливание).

6. Память - совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и утрату (забывание) информа­ции.

7. Речь, относимая к числу психических функций, принципиально от­личающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, то есть эволюционно выработанную форму общения людей с помощью звуковых и зрительных абс­трактных сигнальных раздражителей, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к челове­ку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и пе­редавать в будущее.

8. Мышление. По К.К. Платонову, - это психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной дейс­твительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями.

9. Темперамент (по И.П. Павлову, типы высшей нервной деятельнос­ти) - типовые индивидуальные особенности психики человека, обусловлен­ные уравновешенностью и подвижностью основных нервных процессов (воз­буждения и торможения), а также соотношением между первой и второй сигнальными системами действительности.

10. Поведение - целостная осознаваемая активность человека, нап­равленная на удовлетворение биологических, физиологических, психологи­ческих и социальных потребностей.

11. Проблема сознания. Одна из самых сложных проблем в психо физи­ологии. В общем виде применительно к задачам практической психофизило­гии сформировалось представление о сознании как интегральной характе­ристике психики человека, отображающей степень адекватности его пове­дения биологическим и социальным условиям.

Однако, есть и другие толкования сознания, например, по П. В. Си­монову, сознание понимают как "знание, которое с помощью слов, матема­тических символов и обобщающих образов художественных произведений мо­жет быть передано, стать достоянием других членов общества, в том чис­ле других поколений...".

12. Психосоматическое взаимодействие. Этот раздел включает роль психики в регуляции двигательных и висцеральных (вегетативных) функ­ций, а также влияние этих функций на состояние психики. Соответственно разделяют психомоторику и психовегетатику.

Этот перечень основных теоретических и прикладных проблем психо-

физиологии следует понимать как комплексную, тесно взаимо связанную

характеристику психики и зизиологии человека с учетом ее фило- и онто­генеза.

Главными целями психофизиологии являются:

1.Получение данных о физических и психических механизмах поведе­ния в целом, что обогощает теоретическую основу психофизиологии.

2.Использование теоретической информации для предсказания поведе­ния человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления чело­века своим поведением и для эффективного внешнего управления его пове­дением.

Психофизиология, как вполне сформировавшаяся к настоящему времени научная и учебная дисциплина, базируется на своей методологии, то есть основополагающих концепциях, составляющих фундамент этой области зна­ний. К числу таких концепций относятся следующие:

1. Принцип детерминизма как методологический принцип естествоз­нания в целом. Всякое явление имеет свою причину, обусловливающую это

явление. При этом, конечно же, следует хорошо осознавать, что факто­ров, влияющих на развитие того или иного события, достаточно много, и далеко не всегда они полностью известны и понятны. Поэтому принцип причинной обусловленности непременно предполагает и вероятностную ха­рактеристику рассматриваемых причинно-следственных связей.

2. Материальная природа идеального. Это положение предполагает, что всякое психическое явление имеет материальную природу, то есть конкретный морфологический (анатомический) субстрат, непременно вклю­чающий нервные структуры и протекающие в них процессы, в основе кото­рых лежат биофизические и биохимические механизмы и на которых форми­руются более высокие уровни функциональной организации. В их числе особая роль принадлежит нейрофизиологическим процессам.

3. Психосоматическое единство в организации человека. Поэтому ес­тественное, адекватное телесное (соматическое) функционирование (нап­ример, моторика, кровообращение, дыхание и т.п.) возможно только при непременном участии психических регуляторных механизмов. А с другой стороны, изменение на уровне соматических структур и процессов сказы­вается на психическом состоянии человека и его поведенческой деятель­ности.

4. Биосоциальная сущность человека. Человек, будучи во всех смыс­лах представителем животного мира, приобрел сугубо специфические черты

в связи с пребыванием в социальной среде, ставящие его на принципиаль­но новое место в живой природе. С одной стороны, человек как биологи­ческая особь со всеми присущими ему видовыми чертами может сформиро­ваться только в человеческой среде. В особенности это касается высших психических функций - речи, мышления, сознания. Поэтому, люди, провед­шие раннее детство среди диких животных, не только утрачивают способ­ность к развитию многих психических функций, но даже как биологические особи становятся нежизнеспособными и погибают в юнном или молодом воз-

расте.

Основные направления и теоретические проблемы, стоящие перед пси­хофизиологией:

1. Одним из основных направлений современной психофизиологии ос­тается ее традиционное направление, заключающееся в установлении зако­номерностей и расшифровке механизмов сенсорных функций человека, так как сенсорные процессы являются составными компонентами или начальным этапом более сложных психических функций, таких как: память, внима­ние,мышление, эмоции, мотивации и др.

2. Вторым важным теоретическим направлением психофизиологии явля­ется исследование видов, закономерностей и механизмов поведения. То есть, с позиции психофизиологии биологическая и особенно социальная деятельность человека не может рассматриваться в рамках однозначно де­терминированной ответной реакции на те или иные стимулы (раздражите­ли). При изучении поведенческих реакций должны учитываться социальная и биологическая мотивации, предыдущий опыт, психоэмоциональное состоя­ние и многое другое.

3. Наконец, весьма сложной в теоретическом плане, но важной в практическом, является проблема изучения закономерностей и механизмов формирования психических свойств в процессе онтогенеза, соотношение между врожденными и приобретенными (генотипическими и фенотипическими) качествами.

Основные прикладные задачи, стоящие перед психофизиологией (и в большей степени имеющие тенденцию к развитию в современном обществе).

1. Разработка систем и конкретных психофизиологических методов: -профессиональной ориентации молодежи;

-профессиональный отбор и рациональное распределение на обучение

специальностям с учетом наличия у индивида необходимых психофизиологи­ческих качеств;

-формирование режимов обучения и контроль (сопровождение) за ка­чеством профессионального обучения.

2. Разработка методов психофизиологического контроля за уровнем адаптации и профессиональной работоспособности специалистов («психофи-

зиологическая цена» деятельности человека). Разработка этих методов в

основном направлена на:

-обеспечение физической,психической и социальной адаптации к

профессиональной деятельности специалистов;

-повышение профессионального потенциала кадров, управление карь­ерой (продвижением по службе, ротацией специалистов и др.).

3. Использование психофизиологических методов (и в первую очередь методов психосоматической регуляции) в процедурах психологической кор­рекции функционального состояния человека

4. Наконец задача психопрофилактики и психогигиены также стоит пе­ред психофизиологией. То есть разработка мероприятий, способствующих:

-разработка режимов труда и отдыха профессионалов, нормирование условий профессиональной деятельности;

-устранению или смягчению психотравмирующих факторов;

-предотвращение срывов психической деятельности и своевременному выявлению преморбидных состояний.

Психофизиология, являясь междисциплинарной областью знаний при ре­шении практических задач использует комплексный методический подход, который включает в себя следующие аспекты.

1. Психофизиологическое исследование, как правило, начинается с субъективной (интроспективной) характеристики изучаемого психического явления. При этом весьма целесообразным является использование не только отчетов обследуемых лиц, но и профессиональный самоэксперимент, который позволяет лучше понять субъективную феноменологию.

2. Использование специфических методов экспериментальной психоло­гии в сочетании с психометрикой, что позволяет дать количественную объективную характеристику изучаемой психической феноменологии.

3. Привлечение богатого методического арсенала, позволяющего объ­ективно зарегистрировать с соответствующей количественной обработкой и достаточно определенной морфологической характеристикой биофизические, биохимические и нейрофизиологические процессы, сопровождающие субъек-

тивные явления. По этому поводу имеется богатая литература, накоплен

громадный фактологический и аналитический опыт, который позволяет с

достаточной степенью определенности судить о взаимосвязи психических и

физиологических процессов.

4. Использование клинического материала. Очень убедительно об этом говорил И.П. Павлов, отмечая, что болезнь - это эксперимент, постав­ленный самой жизнью. Клиническая психофизиология накопила очень бога­тый материал в наблюдениях за психическими, неврологическими, нейрохи­рургическими, соматическими больными, который позволяет достаточно оп­ределенно судить о морфологическом субстрате психических явлениях, его внутри организменных причинах и следствиях.

5. Использование биологических моделей, то есть проведение экспе­риментов на животных, включая раздражение, разрушение и удаление моз­говых структур с, естественно, достаточным сравнительным методом и сравнительно-психологическим обоснованием.

При оценке психофизиологического состояния человека, помимо комп­лексного, используется и уровневый подход. Принципы уровневого подхода были разработаны выдающимся отечественным психологом и психиатром

К.К.Платоновым (1986), который основывается на принципах комплекснос­ти,объективности и динамичности изучения свойств личности человека на различных уровнях. В качестве таких уровней оценки функционального состояния были приняты:

- уровень социально-обусловленных качеств личности;

- уровень психологических качеств;

- уровень психофизиологических реакций и состояний;

- уровень функционирования основных физиологических реакций и состояний;

- уровень биохимических изменений;

- уровень генных изменений.

Такой подход к оценке психофизиологического состояния человека является весьма оправданным.Это объясняется тем,что по мнению В.И.Мед­ведева (1982),изменения психфизиологических показатеолей и даже раз­личного рода дезадаптиваные нарушения могут проявлятся у человека,на­ходящегося в необычных состояниях,не равномерно на всех уровнях,а "языками".Поэтому,игнорирование того или иного уровня оценки психофи­зиологического состояния может привести к тому,что не будут вовремя

распознаны функциональные нарушения.

Исходя из этого место психофизиологии как междисциплинарной науки условно можно определить следующим образом:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: