Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей




В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Первый автомобиль был построен в Германии в 1885—1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространенным видом транспорта.

И днем, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые перевозят людей, доставляют в магазины различные товары, сырье для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площадки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей.

Статистика Только в период с 1992 по 1997 гг. количество автотранспортных средств в России увеличилось более чем на 4 млн единиц. По прогнозам специалистов в ближайшей перспективе в России высокие темпы автомобилизации сохранятся и уровень насыщения автотранспортными средствами к 2020 г. достигнет 550 единиц на 1000 жителей страны (примерно каждый второй житель является водителем).

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.

В настоящее время, ежегодно от дорожно-транспортных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.

ВНИМАНИЕ! Необходимо отметить, что относительная опасность автомобиля для человека превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного — в 10 раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном — 6, на железнодорожном — 2.

Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.

Статистика По данным МВД России и МЧС России, в период 2009—2010 гг. в стране наметилась тенденция уменьшения общего количества ДТП (в 2006 г. — 229 140, в 2008 г. — 218 322, в 2010 г. — 199 431), снизилось общее количество погибших в ДТП (в 2003 г. — 35 602 человека, в 2008 г. — 29 936 человек, в 2010 г. — 26 567 человек) и пострадавших в ДТП (в 2006 г. — 285 362 человека, в 2008 г. — 270 833 человека, в 2010 г— 250 635 человек). В России на порядок выше, чем в развитых странах, такой показатель тяжести последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших. В 2003 г. он составил 14,5 погибших, в 2008 г. — 10, в 2010 г. — 9,6. Для сравнения: в США — 1,3 погибших на 100 пострадавших, в Германии — 1,8, в Швеции — 3,4, во Франции — 4,1, в Финляндии — 5,2.

По сравнению с развитыми странами в России значительно выше количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств. В 2008 г. этот показатель составил 56 ДТП. Отмечено, что более 70% ДТП происходит в городах и населенных пунктах.

ВНИМАНИЕ! Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств и пешеходами, при этом на долю водителей приходится 70—75% происшествий.

Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорожно-транспортных происшествий и их трагических последствий составляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безопасности дорожного движения основных участников дорожного движения — водителей и пешеходов.

Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. В настоящее время существенно влияет на рост аварийности значительное отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от темпов роста интенсивности дорожного движения. Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 29%.

В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водителей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на федеральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены.

ВНИМАНИЕ! Соблюдать Правила дорожного движения в условиях все возрастающего потока движения автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

Правительством Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожно го движения в 2006-2012 годах».

Целями программы являлись сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 процентов — количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 г. по сравнению с 2004 г.

Это позволило Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.

 

Задачами программы являлись:

  • предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
  • развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;
  • сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
  • сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; повышение уровня безопасности транспортных средств и др.

Кроме того, МЧС России с 2004 г. приступило к созданию системы обеспечения безопасности на дорогах Российской Федерации. С этой целью для оказания помощи пострадавшим в ДТП при ликвидации их последствий проводится эксперимент по совместному дежурству и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий силами спасателей МЧС и сотрудниками ГИБДД МВД России.

Применяются меры по формированию у населения страны общей культуры в области безопасности, соблюдение основной массой участников дорожного движения безопасных норм поведения и снижение общего количества ДТП, травматизма и гибели людей.

В заключение необходимо отметить, что культура безопасного поведения на дорогах особое значение приобретает в подростковом возрасте, когда человек все более и более становится самостоятельным в своем поведении и поступках.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура безопасного поведения на дорогах должна формироваться совместно с расширением сферы жизнедеятельности человека. Она включает в себя такие компоненты, как:
  • постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учетом личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель;
  • воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения;
  • умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации;
  • владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций;
  • умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих.

Вырабатывать в себе такие качества — задача всех участников дорожного движения, а повышать свою культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учетом своих возможностей и потребностей.

Вопросы

1. Почему выросло количество автомобилей на дорогах нашей страны?

2. Какие причины обусловили рост дорожно-транспортных происшествий в нашей стране?

3. Какое влияние оказывает «человеческий фактор» на возникновение ДТП, травматизм и гибель людей на дорогах?

4. Какие приоритетные направления определены в Российской Федерации для снижения ДТП и гибели людей на дорогах?

5. Что следует понимать под общей культурой участников дорожного движения?

Задания

Прочитав текст параграфа, сформулируйте основные направления в формировании общей культуры по обеспечению безопасности дорожного движения. Свои выводы запишите в дневник безопасности. Рассмотрите несколько примеров из повседневной жизни поведения участников дорожного движения на дорогах, дайте оценку их уровню культуры в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В какой стране был построен первый автомобиль?

Варианты ответов

  • Англия
  • США
  • Россия
  • Германия

Вопрос 2

Укажите год создания первого автомобиля.

Варианты ответов

  • 1885-1886
  • 1901-1902
  • 1874-1875

Вопрос 3

Первое ДТП со смертельным исходом произошло

Варианты ответов

  • в конце XIX века
  • в конце XX века
  • в конце XVIII века

Вопрос 4

Вставьте пропущенные слова (в одну строчку с маленькой буквы, без знаков препинания между словами): дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором.............. или................. люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной................ учерб.

Вопрос 5

Из перечисленных видов транспорта выберите наиболее опасный

Варианты ответов

  • автомобильный
  • железнодорожный
  • воздушный

Вопрос 6

ДТП чаще всего происходят по вине

Варианты ответов

  • пешеходов
  • водителей
  • плохих метеоусловий
  • плохих дорожных условий

Вопрос 7

Человеческий фактор возникновения ДТП составляет

Варианты ответов

  • более 85%
  • более 65%
  • более 75%

Вопрос 8

Число ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет

Варианты ответов

  • менее 10%
  • от 10% до 20%
  • свыше 20%

Вопрос 9

Вставьте пропущенные слова (с маленькой буквы, в одну строчку, без знаков препинания): к участникам дорожного движения относятся:...............,..............,................... транспортного средства.

Вопрос 10

Выберите применяемые в нашей стране способы регулирования дорожного движения

Варианты ответов

  • дорожная разметка
  • дорожные знаки
  • светофоры
  • регулировщики

Вопрос 11

Для регулирования дорожного движения используют, в том числе, дорожные знаки. Какое количество знаков насчитывается в ПДД?

Варианты ответов

  • около 100
  • около 200
  • около 300

Вопрос 12

Дорожные знаки разделены на 8 групп. Впишите недостающую:

1. Предупреждающие.

2. Приоритета.

3. Запрещающие.

4.

5. Особых предписаний.

6. Информационные.

7. Сервиса.

8. Дополнительной информации (таблички).

Вопрос 13

Изучите запрещающие знаки. Выберите из них те, которые применяются для регулирования движения пешеходов и велосипедистов.

Варианты ответов

  • Знак 3.6
  • Знак 3.8
  • Знак 3.9
  • Знак 3.10

Вопрос 14

Рассмотрите представленный дорожный знак. Слева от приведенных утверждений поставьте "Да" если утверждение верное, поставьте "Нет" если утверждение неверное.

Варианты ответов

  • этот знак называется "Жилая зона"
  • этот знак называется "Дети"
  • этот знак называется "Пешеходный переход"
  • этот знак называется "Осторожно, дети"
  • в зоне действия этого знака движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части
  • в зоне действия этого знака пешеходы имеют преимущество, им разрешено создавать помехи для движения транспортных средств
  • в зоне действия этого знака пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств

Вопрос 15

Является ли велосипедист водителем транспортного средства?

Варианты ответов

  • да
  • нет

Вопрос 16

С какого возраста велосипедисту разрешено ездить по дорогам?

Варианты ответов

  • с 14 лет
  • с 16 лет
  • не имеет значения

Вопрос 17

При намерении повернуть или остановиться велосипедист обязан предупредить об этом других участников дорожного движения. Для этого установлены определенные сигналы-жесты. Установите соответствие между жестами, показываемыми велосипедистом, и соответствующими этим жестам сигналами.

Варианты ответов

  • велосипедист отводит в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку
  • велосипедист отводит в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку
  • велосипедист поднимает вверх правую или левую руку

Вопрос 18

При отсутствии на обозначенном дорожными знаками пешеходном переходе дорожной разметки "зебры" ширина пешеходного перехода определяется

Варианты ответов

  • на усмотрение пешехода
  • регулировщиком
  • шириной проезжей части дороги между остановившимися для пропуска пешеходов транспортными средствами
  • расстоянием между знаками «Пешеходный переход»

Вопрос 19

Вы подошли к регулируемому перекрестку, на котором установлен исправно работающий светофор, а также стоит регулировщик, регулирующий дорожное движение. вам нужно перейти на другую сторону улицы по пешеходному переходу. Как вы поступите?

Варианты ответов

  • если машины пропускают меня, я перейду улицу
  • перейду улицу на разрешающий для меня зеленый сигнал светофора
  • перейду улицу на разрешающий для меня сигнал регулировщика

Вопрос 20

Выберите основную обязанность пассажира.

Варианты ответов

  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме
  • не отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения
  • не открывать двери транспортного средства во время его движения
  • не сидеть на бортах при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой

Вопрос 21

С какой стороны пассажир обязан совершать посадку в автомобиль и высадку из автомобиля?

Варианты ответов

  • с той, с которой удобнее в настоящий момент
  • только со стороны проезжей части
  • со стороны тротуара или обочины
  • со стороны проезжей части в случае невозможности совершить посадку (высадку) со стороны тротуара или обочины при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам дорожного движения

Вопрос 22

В легковом автомобиле наиболее безопасное место

Варианты ответов

  • справа сзади от водителя
  • на переднем пассажирском сиденье
  • за водителем

Вопрос 23

Самое опасное место в легковом автомобиле

Варианты ответов

  • справа сзади от водителя
  • за водителем
  • на переднем пассажирском сиденье

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: