Общая схема выбора места расположения предприятия




Подразделения, принимающие решения Принципиальные решения Критерий принятия решения
Операционный отдел. Отдел маркетинга. Относительно рыночного региона Потенциал рынка Доля рынка Операционные затраты
Операционный отдел Отдел перевозок Отдел закупок Отдел по производственным связям Относительно субрегиона Транспортные затраты Наличие рынка сырья Наличие рабочей силы Налоги
Операционный отдел Отдел перевозок Отдел закупок Отдел по производственным связям Относительно населенного пункта Доступ к сырью Затраты на сырье Наличие рабочей силы Налоги местные Коммунальная инфраструктура Политика местных властей
Операционный отдел Отдел проектирования Отдел имущества Отдел капитального строительства Относительно месторасположения Доступ к транспортной сети Характеристики месторасположения Подводка инфраструктуры Стоимость участка Особенности строительства и затраты на строительство
Совет директоров Окончательное утверждение месторасположения  

Методы принятия решения о размещения промышленных предприятий:

Фактор рейтинговые системы.

Метод предполагает построение системы приоритетов (см. критерии) для конкретного предприятия исходя из имеющихся ресурсов и стратегии деятельности. После этого тот или иной регион, область, населенный пункт оценивается по установленной шкале.

 

Линейное программирование.

Метод ориентирован на оптимизацию расположения предприятия в соответствии с имеющимися ограничениями. Ограничения могут быть: минимум расстояний и перевозок, минимум затрат, максимум дохода и т.п.

 

Метод «центра тяжести».

Метод учитывает расположение уже существующих объектов, расстояние между ними и объемы транспортируемых товаров.

На координатную сетку наносятся места расположения существующих объектов.

Цель – установление относительных расстояний между местами расположения объектов.

Центр тяжести находят с помощью вычисления координат Х и У, что приводит к минимизации транспортных затрат.

 

∑ d ix *V i

Сх = ------------------;

∑ Vi

 

∑ d iy *V i

Сy = ------------------;

∑ Vi

 

d ix – координата Х i – го места расположения;

d iy – координата У i – го места расположения;

V i - объем товаров, перевозимых в или из i – го места расположения.

 

Аналитическая модель Дельфи.

 

 

Критерии выбора местоположения производственного подразделения либо склада

При размещении производственных и сервисных объектов компании руководствуются различными критериями, определяемыми требованиями конкуренции. Кратко прокомментируем основные факторы, влияющие на выбор места расположения производственных предприятий и товарных складов.

1. Близость к потребителям. Например, японская компания NatSteel Electronics построила два своих крупнейших предприятия в Мексике и Венгрии – с тем, чтобы они были как можно ближе к основным рынкам в США и Европе, поскольку покупатели на этих рынках хотят, чтобы интересующие их товары можно было получить в предельно сжатые сроки. Кроме того, близость производителей к потенциальным клиентам позволяет при разработке новых продуктов быстрее учитывать потребности этих клиентов. 2. Деловой климат. Благоприятный для фирмы деловой климат может включать сопоставимую по масштабу предпринимательскую деятельность, присутствие компаний, работающих в той же отрасли, а в случае зарубежного размещения – присутствие других иностранных компаний. Кроме того, деловой климат определяется наличием надлежащего законодательства в сфере бизнеса, поддержкой предпринимательской деятельности местными органами управления, предоставлением субсидий, налоговых льгот и т.д. 3. Общие издержки. Целью оптимального размещения предприятий является выбор места с самыми низкими общими издержками. Помимо производственных затрат, в их число включают региональные затраты, а также внутренние и внешние издержки на дистрибуцию. Региональные затраты состоят из стоимости земли, сооружений, оплаты рабочей силы, налогов и энергии. К тому же существуют скрытые издержки, трудно поддающиеся учету. К их числу относятся: • издержки за счет транспортировки материальных ресурсов на большие расстояния между различными посредниками и вплоть до конечного потребителя; • ослабление ответной реакции потребителя в случае удаленного местонахождения рынка потребления. 4. Инфраструктура. Жизненно необходимо наличие разветвленной транспортной системы (автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта), а также обеспечение потребностей в электроэнергии и телекоммуникациях. Готовность местных властей инвестировать в современную инфраструктуру также может стимулировать выбор в пользу конкретного места расположения производства. 5. Качество профессиональной подготовки рабочей силы. Образовательный и профессиональный уровень рабочей силы на местах должны соответствовать потребностям компаний, причем сегодня даже важнее оказывается готовность и способность потенциальных работников к обучению. 6. Поставщики. Наличие высокопрофессиональной и конкурентоспособной сети поставщиков – одно из определяющих условий размещения предприятий. Близость главных поставщиков, помимо всего прочего, позволяет использовать методы организации бережливого производства. 7. Местонахождение других объектов компании. Расположение других заводов или центров распределения той же компании может существенно повлиять на выбор местоположения нового объекта. В этом контексте с решением о размещении тесно связаны выбор ассортимента и объемы выпуска продукции. 8. Зоны свободной торговли. Зоны иностранной торговли внутри страны, называемые зонами свободной торговли, – это обычно закрытые регионы (находящиеся под надзором государственных таможенных служб), в которых импортные товары иностранного производства продаются напрямую, без обычных таможенных формальностей. В настоящее время в США около 170 зон свободной торговли. Есть аналогичные зоны и в других странах. В зонах свободной торговли производители могут беспошлинно закупать импортные материалы и комплектующие, использовать их в собственном производстве и получать отсрочку по оплате таможенных сборов до момента доставки произведенной продукции в страну-потребитель.

9. Политический риск. Быстро меняющиеся геополитические обстоятельства во многих странах открывают новые возможности. Но затягивание проведения реформ, наблюдающееся во многих странах, чрезвычайно затрудняет принятие решения в пользу размещения в этих регионах. На решение о размещении влияет политический риск как в стране размещения, так и в стране-доноре. 10.Государственные барьеры. В настоящее время во многих странах законодательно сняты барьеры на вход в отрасль и на размещение производств. Но, вместе с тем, при планировании размещения следует учитывать также многие неюридические и культурные барьеры. 11.Торговые союзы. Это группы стран, заключивших между собой ряд соглашений, касающихся взаимной торговли. Компании, размещающие свои предприятия в пределах стран торгового союза, пользуются дополнительными преимуществами новых рынков и обеспечивают себе более низкие общие издержки благодаря условиям, предусмотренным соответствующими торговыми соглашениями. Существование торгового союза влияет на решения о размещении как в странах, подписавших это соглашение, так и за их пределами. Компании других стран (не вошедших в данный союз) принимают решение о своем размещении в странах – членах союза с учетом необходимости конкурировать на новом рынке. С ратификацией Соглашения о свободной торговле в Северной Америке (NAFTA) на свет появился еще один торговый союз. В качестве примеров его влияния можно привести проблемы с размещением различных японских предприятий автомобильной промышленности в Европе до 1992 года, а также приход в Мексику многих коммуникационных компаний и фирм, оказывающих финансовые услуги. 12.Экологические требования. При принятии решения о размещении предприятия следует учитывать воздействие практически всех видов материального производства на окружающую среду. Помимо ощутимых финансовых последствий, это формирует и социальные последствия – в частности, определенные взаимоотношения с местным населением. 13.Страна-потребитель. Заинтересованность страны-потребителя в размещении иностранного предприятия на ее территории является важной частью процесса принятия решения о размещении. При этом существенное значение имеет также образовательный уровень местного населения и качество его жизни. 14.Конкурентное преимущество. Для транснациональных компаний очень важен выбор государства, в котором можно разместить штаб-квартиру и заложить основу для каждого вида бизнеса. Майкл Портер отмечает, что компании могут иметь различные основы для отдельных видов или частей бизнеса. Однако конкурентное преимущество создается в основной штаб-квартире компании, где определяется стратегия, разрабатываются основное изделие и технологический процесс, создается критическая масса производства. Поэтому компании следует переносить свою основу только в ту страну, которая поощряет инновации и обеспечивает наилучшие условия для обеспечения глобальной конкурентоспособности. Данный подход можно применить и к местным компаниям, стремящимся получить длительное конкурентное преимущество в регионах.

Этапы выбора местоположения предприятия

На рисунке 1 представлен примерный набор решений, которые должна принять компания при выборе места расположения предприятия. Выбор точки размещения объекта подразумевает поэтапный процесс, но на практике многие указанные действия чаще происходят одновременно.

 

Рис. 1. Этапы выбора местоположения предприятия.

Введение

В современном мире, связанные с расположением завода или предприятия, оказывающих услуги стали главным в стратегии производственных и сервисных фирм, особенно в нынешний век глобальных рынков и глобального производства. Развитие мировых торговых соглашений предоставило компаниям большую гибкость при выборе их местонахождения. Однако на практике вопрос размещения предприятия тесно связан с двумя конкурентными требованиями:

1. Необходимость размещения производства вблизи потребителя, что обусловлено конкуренцией за выигрыш времени, торговыми соглашениями и транспортными расходами.

2. Необходимость размещения производства возле дешевой и высококвалифицированной рабочей силы.

Поэтому, на сегодняшний день тема размещения производственных и сервисных объектов является достаточно актуальной.

Для того, что бы разобраться в этой теме в своей контрольной работе я рассмотрю:

1. Критерии размещения производственных объектов;

2. Методы размещения промышленных предприятии;

3. Размещение объектов сервиса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: