Состояние проблемы и постановка задачи проектирование




 

1.1 Общая характеристика проблемы и существующие подходы к ее решению

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) - это разновидность летательного аппарата, управление которым осуществляется при отсутствии пилота на его борту. Чаще всего под БПЛА понимают дистанционно управляемый (пилотируемый) летательный аппарат способный совершать полет и в автоматическом режиме. БПЛА является частью комплекса, в который входит наземный пункт управления с его центральным звеном -человеком-оператором.

Размеры и масса БПЛА, относящихся к БАС различных категорий, различаются на порядки. Значительный интерес представляют БПЛА категорий Nano, Micro, Mini с взлетной массой от десятка грамм до килограммов, которые можно определить как малоразмерные БПЛА (МЛА). Их количество приближается к 40% от общего количества БПЛА всех категорий.

Незначительная масса накладывает ряд ограничений на конструкцию как собственно МЛА, так и его систем управления, силовой установки, полезной нагрузки и энергоисточников, однако и дает возможность использования нестандартных аэродинамических схем. Примером такой аэродинамической схемы может служить махолет, по принципу полета напоминающий стрекозу.

Масса целевой нагрузки составляет обычно (10-30)% от взлетной массы БПЛА. Поэтому масса целевой нагрузки МЛА категории Nano весьма незначительна. Целевой (полезной) нагрузкой МЛА категории Nano могут быть, например, сенсоры различного назначения: газовые, радиационные, инфракрасные и т.д. [15].

Облик БПЛА определяется аэродинамической схемой и внутренней компоновкой двигателя, органов управления, оборудования и увязкой этих агрегатов с элементами конструкции планера БПЛА.

Аэродинамическая схема БПЛА характеризуется способом создания управляющих сил и управляющих моментов, а также взаимным расположением устройств, создающих эти силы и моменты. Схема обеспечивает возможность управления полетом, что необходимо для выполнения целевой задачи. Распространенной аэродинамической схемой БПЛА является «летающее крыло», или иначе — «бесхвостка» [4].

Распространенной аэродинамической схемой МЛА является самолетная схема с хвостовым оперением. Тяга двигателя может создаваться как тянущим так и толкающим винтом. Подобные способы создания тяги используются и на МЛА типа «летающее крыло»[5].

Самый маленький БПЛА из серии WASP (масса 0,2 кг, размах крыла 32 см) оснащен электромотором, получающим энергию от аккумуляторов и подзаряжающимся во время полета от солнечных батарей. Уменьшения размеров конструкторы добились использованием многофункциональных компонентов, например, встроенными в крыло батареями. Предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки ущерба над вражеской территорией. Модификация WASP II несет цветные видеокамеры, направленные вперед и в стороны, плюс дополнительную модульную нагрузку оптических или инфракрасных сенсоров.

Компания Aero Vironment поставляла малоразмерные БПЛА WASP Raven и Puma вооруженным силам США, Италии, Дании, Испании и Нидерландов. По состоянию на 2008 год было выпущено несколько тысяч аппаратов данного типа

Посадка БПЛА также возможна «по-самолетному», с применением парашюта, с применением сети, применяется также посадка «на брюхо». Возможна посадка с применением нестандартных технологий, например, перевод БПЛА в плоский штопор и приземление на надувную емкость.

В задачи, решаемые БПЛА в военных целях, также входят:

1) ведение разведывательных полетов общего характера в горах или над водой: разведка и обнаружение на территории противника малоразмерных целей, определение дислокации войсковых соединений и оказание помощи командирам в руководстве боевыми действиями; выполнение полетов над позициями своих войск для получения информации об их дислокации (в труднодоступных районах);

2) разведка и наблюдение за полем боя и корректировка артиллерийского огня:

3) лазерное целеуказание местоположения цели;

4)ведение радиоэлектронной борьбы (электронная разведка, радиотехническая разведка, разведка средств связи, радиоэлектронное противодействие, подавление радиоэлектронных средств);

5) обеспечение радиорелейной связи;

6) участие в учебных операциях в качестве воздушной мишени:

7) охрана важных объектов;

 

1.2 Выбор объекта управления

Беспилотный летательный аппарат представляет собой летательный аппарат тяжелее воздуха, нормальной аэродинамической схемы, интегральной компоновки (его крыло плавно сопрягается с фюзеляжем), моноплан, с аэродинамическим принципом полёта. Предназначен для целенаправленного управляемого движения в атмосфере на различных, в том числе малых, высотах полета на базе аэродинамического принципа полета и создание использованием аэродинамического момента управления.

Для управления по углу крена используются элероны, для управления по углу тангажа – рули высоты, для управления по углу рысканья – вертикальное двухкилевое оперение.

Конструктивно-компоновочная схема БПЛА представлена на рис. 1.1

Рисунок 1.1 – Конструктивно-компоновочная схема БПЛА

Как видно из приведенной схемы, основными органами управления являются рули направления (3), элероны (2) и рули высоты (4), которые на самом деле представляют собой дифференциально отклоняющиеся стабилизаторы. Датчики и САУ расположены в специальном отсеке, который также обозначен на рисунке 1.1. В хвостовой части находится капсула с посадочным парашютом (на схеме не обозначена).

В консолях крыла расположены тяги управления закрылками, в консолях киля – рулями направления, а вдоль корпуса – рулями высоты [3].

 

 

1.3 История развития БПЛА

 

В 1898 году Никола Тесла разработал и продемонстрировал миниатюрное радиоуправляемое судно[36].

В 1910 году, вдохновлённый успехами братьев Райт, молодой американский военный инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг предложил использовать летательные аппараты без человека. По его замыслу управляемое часовым механизмом устройство в заданном месте должно было сбрасывать крылья и падать, как бомба, на врага. Получив финансирование армии США, он построил и с переменным успехом испытал несколько устройств, получивших названия The Kattering Aerial Torpedo, Kettering Bug (или просто Bug), но в боевых действиях они так и не применялись.

В 1933 году в Великобритании разработан первый БПЛА многократного использования Queen Bee. Были использованы три отреставрированных биплана Fairy Queen, дистанционно управляемые с судна по радио. Два из них потерпели аварию, а третий совершил успешный полёт, сделав Великобританию первой страной, извлёкшей пользу из БПЛА. Эта радиоуправляемая беспилотная мишень под названием DH82A Tiger Moth использовалась на королевском Военно-морском флоте с 1934 по 1943 г. Армия и ВМФ США с 1940 года использовали ДПЛА Radioplane OQ-2 в качестве самолёта-мишени.

На несколько десятков лет опередили своё время исследования немецких учёных, давших миру на протяжении 40-х годов реактивный двигатель и крылатую ракету (крылатая ракета «Фау-1» была первым применявшимся в реальных боевых действиях беспилотным летательным аппаратом).

В течение второй мировой войны немецкие учёные вели разработки нескольких радиоуправляемых типов оружия, включая управляемые бомбы Henschel Hs 293 и Fritz X (англ. Fritz X), ракету Enzian (англ. Enzian) и радиоуправляемый самолёт, наполненный взрывчатым веществом. Несмотря на незавершённость проектов, Fritz X и Hs 293 использовались на Средиземном море против бронированных военных кораблей. Менее сложным и созданным скорее с политическими, чем с военными целями был самолёт V1 Buzz Bomb с реактивным пульсирующим двигателем, который мог запускаться как с земли, так и с воздуха.

В СССР в 1930—1940 гг. авиаконструктором Никитиным разрабатывался торпедоносец-планер специального назначения (ПСН-1 и ПСН-2) типа «летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемый тренировочно-пристрелочный и беспилотный с полной автоматикой. К началу 1940 г. был представлен проект беспилотной летающей торпеды с дальностью полёта от 100 км и выше (при скорости полёта 700 км/ч). Однако этим разработкам не было суждено воплотиться в реальные конструкции.

В 1941 году были удачные применения тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 в качестве БПЛА для уничтожения мостов.

Во время Второй мировой войны ВМС США для нанесения ударов по базам германских подводных лодок пытались использовать дистанционно-пилотируемые системы палубного базирования на базе самолёта B-17. После Второй мировой войны в США продолжились разработки некоторых видов БПЛА, и уже во время войны в Корее для уничтожения мостов успешно применялась радиоуправляемая бомба Tarzon.

В 1942 году запущено производство крылатых ракет Фау-2, имеющих систему управления, удерживающую ракету на заданных при старте курсе и высоте в течение всего полета.

23 сентября 1957 года КБ Туполева получил госзаказ на разработку мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия. Первый взлёт модели Ту-121 был осуществлён 25 августа 1960 года, но программа была закрыта в пользу баллистических ракет КБ Королёва. Созданная же конструкция нашла применение в качестве мишени, а также при создании беспилотных самолётов разведчиков Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж», стоявших на вооружении ВВС СССР с 1964 по 1979 год. Ту-143 «Рейс» на протяжении 70-х годов поставлялся в африканские и ближневосточные страны, в том числе и в Ирак. Ту-141 «Стриж» состоит на вооружении ВВС Украины и поныне. Комплексы «Рейс» с БРЛА Ту-143 эксплуатируются до настоящего времени, поставлялись в Чехословакию (1984), Румынию, Ирак и Сирию (1982), использовались в боевых действиях во время Ливанской войны. В Чехословакии в 1984 г. были сформированы две эскадрильи, одна из которых в настоящее время находится в Чехии, другая — в Словакии.[2]

В начале 1960-х годов дистанционно-пилотируемые летательные аппараты использовались США для слежения за размещениями ракет в Советском Союзе и на Кубе.

После того, как были сбиты RB-47 и два U-2, для выполнения разведывательных работ была начата разработка высотного беспилотного разведчика Red Wadon (модель 136). БПЛА имел высоко расположенные крылья и малую радиолокационную и инфракрасную заметность.

Во время войны во Вьетнаме, с ростом потерь американской авиации от ракет вьетнамских ЗРК, возросло использование БПЛА. В основном они использовались для ведения фоторазведки, иногда для целей РЭБ. В частности, для ведения радиотехнической разведки применялись БПЛА 147E. Несмотря на то, что, в конечном счёте, беспилотник был сбит, он передавал на наземный пункт характеристики советского ЗРК С-75 в течение всего своего полёта, и ценность этой информации была соизмерима с полной стоимостью программы разработки беспилотного летательного аппарата. Она также позволила сохранить жизнь многим американским лётчикам, а также самолёты в течение последующих 15 лет, вплоть до 1973 г.

В ходе войны американские БПЛА совершили почти 3500 полётов, причём потери составили около четырёх процентов. Аппараты применялись для ведения фоторазведки, ретрансляции сигнала, разведки радиоэлектронных средств, РЭБ и в качестве ложных целей для усложнения воздушной обстановки. Но полная программа БПЛА была окутана тайной настолько, что её успех, который должен был стимулировать развитие БПЛА после конца военных действий, в значительной степени остался незамеченным.

Беспилотные летательные аппараты применялись Израилем во время арабо-израильского конфликта в 1973 г. Они использовались для наблюдений и разведки, а также в качестве ложных целей. В 1982 г. БПЛА использовались во время боевых действий в долине Бекаа в Ливане. Израильский БПЛА AI Scout и малоразмерные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты Mastiff провели разведку и наблюдение сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. По информации, получаемой с помощью БПЛА, отвлекающая группа израильской авиации перед ударом главных сил вызвала включение радиолокационных станций сирийских ЗРК, по которым был нанесён удар с помощью самонаводящихся противорадиолокационных ракет, а те средства, которые не были уничтожены, были подавлены помехами. Успех израильской авиации был впечатляющим — Сирия потеряла 18 батарей ЗРК[36].

 

1.4 Актуальность проблемы

 

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и их комплексы на сегодняшний день являются наиболее перспективными, динамично развивающимися, уникальными системами военного и гражданского назначения. Прослеживается тенденция наращивания усилий ряда научно и технически развитых стран по разработке БПЛА и их комплексов, прежде всего малоразмерных. Анализ существующих и перспективных БПЛА показывает, что в настоящее время определились предпочтительные схемы и компоновки для каждого класса аппаратов, рациональность которых подтверждена опытом разработчиков различных стран. На сегодня большинство построенных, строящихся и находящихся в эксплуатации БПЛА — это крылатые аппараты самолетных схем.

Качественное решение целевой задачи БПЛА зависит от бесперебойной работы всех бортовых систем, однако особая роль отводится навигационно-пилотажным системам БПЛА, так как автономность, независимость от человеческого фактора, устойчивость к внешним воздействиям являются решающими факторами успешности выполнения миссий БПЛА.

Навигационно-пилотажные системы современных беспилотных летательных аппаратов разнообразны по своей архитектуре в зависимости от типа летательного аппарата, его массы, аэродинамической схемы, стоимости и требований, предъявляемых к точности, качеству управления, устойчивости, автономности. Решаемые ими задачи можно разделить на две подзадачи: подзадача навигации, которая заключается в определении координат летательного аппарата в пространстве, и подзадача пилотирования, которая заключается в управлении летательным аппаратом по навигационным параметрам. Известны универсальные решения первой подзадачи, в то же время оптимальное решение второй подзадачи в значительной степени зависит от класса летательного аппарата, его компоновки, аэродинамической схемы и др. особенностей. В этой связи исследования в области структурно-параметрического синтеза оптимальной пилотажной системы для крылатого малоразмерного беспилотного летательного аппарата самолетной схемы среднего радиуса действия со стартовой массой до 100 кг являются актуальными[33].

 

 

2 Выбор режима и движения

 

2.1 Коротко периодического движения БПЛА в обоих каналах с постоянной высотой.

 

 

В канале бокового движения

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

;

 

Передаточные функции объекта управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В канале бокового движения:

 

.

 

 

 

 

Передаточные функции объекта управления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование функциональной схемы системы. Определение передаточных функций отдельных элементов, разомкнутой и замкнутой системы по задающему и возмущающему воздействиям.

 

Функциональная схема – это графическое представление системы управления с изображением всех функциональных блоков, линий связей между ними и сигналов [2].

 

Функциональная схема системы управления самолета представлена на рис. 2.1.

 

(t),(t),

Рисунок 2.1 Функциональная схема системы управления БПЛА

 

На рисунке 2.1 приняты следующие обозначения:

бортовая цифровой вычислительная машина;

– предварительный усилитель;

– сервопривод;

– объект управления;

– датчик угла;

– датчик угловой скорости;

– нормирующие усилители;

– требуемое значение угла тангажа;

– сигнал на выходе задающего устройства;

– сигнал на выходе предварительного усилителя;

– сигнал на выходе СУ, управляющее воздействие на СП;

– угол отклонения руля высоты;

– возмущающее воздействие при продольном движении БПЛА;

– полученное значение угла тангажа;

– угловая скорость тангажа;

– напряжение на выходе датчика угла;

– напряжение на выходе датчика угловой скорости;

– напряжение на выходе нормирующего усилителя НУ2.

– напряжение на выходе нормирующего усилителя НУ1.

 

Для обеспечения устойчивости, самолет охвачен двухканальной отрицательной обратной связью. В каналах обратной связи установлены ДУ и ДУС. Датчики угла и угловой скорости преобразуют полученные углы тангажа и угловые скорости в соответствующие напряжения , . Далее эти сигналы пропускают через нормирующие усилители НУ1 и НУ2 соответственно, чтобы усилить сигнал и предотвратить перерегулирование. После нормирующих усилителей сигналы подаются в СУ.

 

 

Заключение

 

В ходе выполнения домашнего задания был выбран объект управления – беспилотный летательный аппарат. Было приведено вербальное описание объекта управления, выбран режим движения – кратко периодическое с постоянной высотой. Был произведён анализ литературы написанной на эту тему, так же был выполнен патентный поиск, патенты и найденные литературные источники приведены в списке использованных источников. Результатом выполнения домашнего задания было разработка функциональной схемы системы автоматического управления беспилотным летательным аппаратом.

 

 

Список используемых источников

 

1. КуликА.С. Расчет и проектирование элементов систем управления. - учебное пособие. Харьков, ХАИ, 1986.

2. Кулик А.С.Конспект лекций по курсу «Теория автоматического управления», 2004 -2005.

3. Симонов В.Ф. Конспект лекций по курсу «Цифровые системы автоматического управления», 2006 -2006.

4. БоднерВ.А.. Системы управления летательными аппаратами. - М.: Машиностроение, 1973. - 504 с.

5. БоднерВ.А., КозловМ.С. Стабилизация летательных аппаратов и автопилоты.- М.: Оборонгиз, 1961. - 573 с.

6. Пилотируемые и беспилотные ЛА как объекты управления / ГординА. Г. - Учеб.пособие. - Харьков: Харьк. авиац. ин-т, 1990. - 100 с.

7. БесекерскийВ.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. - М.: Наука, 1975 - 768 с.

8. БесекерскийВ.А., ВласовВ. Ф., Гомзин В. М. и др. Руководство по проектированию систем автоматического управления. - М.: Машиностроение, 1985 - 576 с.

9. Шаталов А.С., Топчев Ю.И., Кондратьев В.С. Летательные аппараты как объекты управления. - М.: Машиностроение, 1972 - 640 с.

10. Динамика полета и конструкция летательных аппаратов. Часть 1 / ГординА. Г.. - Учеб.пособие. - Харьков: Харьк. авиац. ин-т, 1983. - 138 с.

11. Беспилотные летательные аппараты как объекты управления / ГординА. Г.. - Учеб.пособие. - Харьков: Гос.аэрокосм.ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2000. - 140 с.

12. Динамика полета и конструкция летательных аппаратов 1/ГординА. Г. - Учеб.пособие. - Харьков: Харьк. авиац. ин-т, 1987. - 99 с.

13. Построение диагностических моделей при разработке диагностируемого обеспечения динамических систем / Кулик А.С., Сироджа И.Б., Шевченко А.М., - Харьков: Ипмаш АН УССР, 1989. - 56с.

14. ГаничП. С. Расчет и проектирование элементов систем управления. - X.: ХАИ, 1988.-96 с.

15. Основы проектирования летательных аппаратов (транспортные системы). В.П. Мишин, В.К. Безвербый, Б.М. Панкратов.- Учебник для технических вузов.- М.: Машиностроение, 1985. - 360 с.

16. Проектирование самолетов.. БадягинА.А,. ЕгерС.М,. МишинВ.Ф, СклянскийФ.И., ФоминН.А.. М.: Машиностроение, 1972. - 516 с.

17. Проектирование самолетов. ЕгерС.М., МишинВ.Ф., ЛисейцевН.К.. М.: Машиностроение, 1983.-616с.

18. Патент Украина В64G1/24 №39261.Летательный аппарат с системой автоматического управления по высоте.-2001.

19. Патент Украина В64С13/00 №62989.Система автоматического управления.- 2004.

20. Патент Украина В64С13/00 №63736.Система автоматического управления.- 2004.

21. Патент РФ В64С13/18 №2031812.Индикатор высоты самолета.-1995.

22. Патент СССР В64С13/18 №1825746.Система управления боковым движением беспилотного малоразмерного летательного аппарата.-1993.

23. Патент СССР В64Э5/00 №1821428.Система управления полетом дистанционно пилотируемого летательного аппарата и устройство дляего осу ществления. -1993.

24. Патент СССР В64С13/18 №687732.Система траекторного управления летательным аппаратом.-1986.

25. Патент ВС В64С13/18 №46356.Система автоматического управления и стабилизирования беспилотного летательного аппарата.-1978.

26. Патент ВО В64С13/18, С01С23/00 №46357.Система автоматического управления беспилотным летательным аппаратом.-1980.

27. Патент ВС В64С25/68 №46358.Система управления беспилотным летательным аппаратом.-1980.

28. «Разработка и оформление конструкторской документации радиоэлектронной аппаратуры: справочник». / Э.Г. Романычева и др. - М.: Радио и связь, 1989.

29.«Технология сборки и испытаний авиационных приборов»: КоваленкоП.И., КорицкийИ.Г, ЮрьеваВ.Г. - Харьков:Харьк.авиац. ин-т., 1988.-93 с.

30. Заболотный В.А. «Проектирование технологических процессов сборки электронных устройств приборов и систем управления летательных аппаратов. - Учеб.пособие по курсовому проектированию». - Харьков: Харьк. авиац. ин-т., 1997 -43 с.

31. Комплект документов «Типовой технологический процесс. Изготовление субблоков и узлов на печатных платах».

32. Терещук Р.М. и др. «Полупроводниковые приёмно-усилительные устройства: Справ. Радиолюбителя» / Р.М. Терещук, К.М. Терещук, С.А.Седов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Киев: Наук, думка, 1987. - 800с.: ил.

33. КрасовскийА.А. Системы автоматического управления полетом и их аналитическое конструирование.М: Машиностроение, 1973. - 558 с.

34. МихалевИ.А,Окоемов Б.Н., ЧикулаевМ.С. Системы автоматического управления самолетом. М: Машиностроение, 1987. - 240 с.

35. Компьютерный анализ и проектирование систем управления. Част 2/ Соколoв Ю.Н.. Учеб.пособие. - Харьков: Гос.аэрокосм.ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2005. - 184 с

36. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/БПЛА

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: