Общий исторический обзор




Вступление

О теме курсовой работы

Данная работа посвящена исследованию в области искусствоведения и касается изучения такого малоизвестного течения в изобразительном искусстве, как маньеризм. Также моя работа посвящена анализу картины Яна Мандейна «Пейзаж с легендой о святом Христофоре». Я выбрал эту тему, так как меня всегда волновало творчество мастеров Севера, особенно Нидерландов, и я неравнодушен к искусству Возрождения. Картину я выбирал интуитивно: за что зацепится мой взгляд – то и будет темой курсовой работы. На этой картине я остановился почти не раздумывая, до этого я много раз примечал ее в Государственном Эрмитаже. Она зачастую привлекала меня своей необычностью, странным, неизвестным мне сюжетом и выделялась среди других картин нидерландской живописи.

 

Актуальность работы

Актуальность моей работы состоит в том, что она комипилирует и дает новую информацию о вполне малоизвестном художнике. Так как очень немногие занимаются темой маньеризма и творчества Яна Мандейна в частности, эта область искусства почти не изучена в России. Источников информации очень мало, поэтому создание этой курсовой должно помочь другим людям, изучающим северный маньеризм, больше узнать про этого художника и про все направление в целом.

Маньеризм как явление затронул многие последующие течения, например, сюрреализм, пост-модернизм. Так что, мое исследование будет очень полезно для тех, кто изучает другие являения в искусстве и их предтечи, ведь все в мире связано, а значит, можно найти ответы на вопросы о других течениях в прошлом, у предшественников и вдохновителей.

 

Цели и задачи работы

Цель моей курсовой работы – анализ картины Яна Мандейна “Пейзаж с легендой о святом Христофоре”. Определение влияния творчества Мандейна на маньеризм и другие течения в искусстве. Изучение жизненного пути Мандейна, его влияния на эпоху. Для осуществления обозначенных целей служат следующие задачи: 1) изучение искусствоведческой литературы на тему исследования; 2) посещение места хранения картины (Государственный Эрмитаж); 3) изучение, подробное рассмотрение картины.

 

Критический обзор литературы

Делая эту работу, я обращался ко многим литературным источникам, в том числе на английском языке. Мне помогали труды как средневековые, так и современные. Но самыми полезными для меня были эти 4 книги:

Отто Бенеш “Искусство Северного Возрождения” – эта книга очень помогла мне в изучении эпохи, мира, в котором жил Мандейн, общих настроений того времени. Особенность этого труда в том, что Бенеш рассматривает не только искусство, но и науку, религию, философию и как это все взаимодействует. Это помогает понять, как взаимосвязаны те или иные события, поступки людей.

Карел ван Мандер «Книга о художниках» - данный труд интересен тем, что он написан современником Яна Мандейна, и рассказывает о жизни в его время. Он сообщает о многих художниках, которые учились у Мандейна, жили и творили рядом с ним в Антверпене. Биографии различных нидерландских и немецких художников являются важным историческим источником, демонстрирующим любопытные образцы быта и яркие образы творцов 16 века. Вдохновленный «Жизнеописаниями», ван Мандер создал «Книгу живописцев», которая принесла ему славу «северного Вазари».

Яков Ворагинский «Золотая легенда» - я бы не смог написать эту работу без этой книги, ведь в ней как раз и содержится сама легенда о святом Христофоре. К сожалению, это произведение не переведено на русский язык, но я смог воспользоваться английской версией. В целом, это очень важная и интересная книга, которую необходимо прочесть каждому искусствоведу. В ней собрано множество легенд и житий святых, на основе которых создавались известейшие литературные и живописные произведения. Написанная около 1260 года, в Средневековье «Золотая легенда» была одной из самых популярных книг, уступая лишь Библии.

Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов» - это книга помогла мне сделать искусствоведческий анализ картины. В ней описаны главные и основные символы и объяснено их значение. Без этой книги я бы не смог проанализировать картину, понять смысл многих вещей в картине, увидеть многие символы. Этот труд заставил по-другому смотреть на детали в картинах, глубже всматриваться в произведение, искать знаки и символы и определять их значение.


 

Общий исторический обзор

Об эпохе

Эпоха Возрождения характеризуется возникновением нового мышления: Ренессанс реформировал представление о человеке, начал развиваться гуманизм. Появился новый идеал человека, основанный на его интеллекте, индивидуальности и личности. В философии так же произошли некоторые изменения. “Богословие все так же продолжало существовать, так как материалистический скептицизм еще не успел разрушить веру в божественное откровение, но изучение природы все теснее стало смыкаться с философией. Оба направления – богословское и научное – сходились на идее божественного Творца». [1] Произошла не только художественная, но и научная и религиозная революции. Появился острый интерес к природе, люди пытались раскрыть глубинный смысл движущих сил природы. Появились реформаторские теории в астрономии (Коперник, Бруно, Браге), в математике (Кеплер). Изменения мышления непосредственно затронули живопись, «…великие проблемы и идеи насытили духовную атмосферу эпохи и независимо друг от друга нашли свое выражение и в искусстве, и в науке.»[2]. В портретной живописи все сильнее раскрывается личность человека, теперь это не просто изображение, а раскрытие индивидуальности. Понимание наследия античности, формы реализма в искусстве, научное познание природы – все это на протяжение развития Ренессанса сохранялось, но, при этом и развивалось. В Нидерландах «северяне» гораздо быстрее усвоили правильное построение картинного пространства, поэтому их работы зачастую и вызывают значительный интерес искусствоведов. Но время идет, меняется мир, меняется и искусство. Возникали мировоззренческие противоречия, католицизм боролся с гуманистической культурой, нарастал упадок в экономике, торговле. Кризис в живописи породил маньеризм, один из самых спорных стилей в искусстве, развивающийся в процессе нарастания этого кризиса. Он был вызван столкновением идейной программы, идеалов с реальной действительностью. Сложение абсолютных монархий, Реформация – все это принесло гибель духовным идеям Возрождения. Кризис культуры Возрождения также был вызван и самими его идеями: идеалистический и утопический антропоцентризм не отвечал всеобщим представлениям о мире. Таким образом, во второй четверти 16 века возникает «антиклассический бунт», и появляется маньеризм. Это течение характеризуется антиренессансными и антиклассическими тенденциями, беспокойством и напряженностью образов, змеевидным ритмом, общей фантастичностью и нереальностью, элегантной, парящей грацией фигур, их вытянутостью. Мир, в представлении маньеристов, шаткий, неустойчивый, распадающийся. Считается, что маньеризм начался в 1520-х годах в Италии, развиваясь и распространяясь вплоть до первой трети 17 века. Первый этап в развитии маньеризма охватывает 20 - 40-е годы 16 века, тогда он зародился и начал развиваться. Самым ярким представителем является Якопо Понтормо. На примере его картины «Снятие с креста»(1) можно понять основные особенности этого периода: яркие, резкие цвета, неустойчивая композиция, вычурные и изломанные фигуры. Также хорошо это видно в произведении Джулио Романо, ученика Рафаэля, «Любовная сцена»(2). В этой картине видна склонность к странным, неестественным позам, заметен спиритуализм, который часто присутствует в полотнах маньеристов. Второй период (1540-е – начало 17 века) стал более интернационален, маньеризм развивается как придворно-аристократическое искусство. Так же, это течение становится шире, оно охватывает живопись, скульптуру, архитектуру. Маньеризм начинает разрастаться по Европе. Искусство позднего маньеризма обязано своим развитием Нидерландам, силы, возникшие там, дали толчок всему направлению, захватив всю Европу вновь. Но на Севере маньеризм все же продержался дольше,чем на итальянском Юге, благодаря элементам готики и экспрессивности. Искусство маньеризма оказалось переходным – в прошлое ушло Возрождение. «И если в Италии мощный реализм Караваджо покончил с маньеризмом в первые же годы семнадцатого века, то в остальной Европе он еще сохранился, незаметно, словно в сумерках, сливаясь с началом барокко. »[3]

Конкретно «антверпенский маньеризм» достиг своего апогея в 1520-х годах, начавшись с искусства Яна Госсарта. Зачастую термин «маньеризм» используется в обесценивающем смысле, обвиняя художников в безыидейности. Зачастую же им приписывают положительные качества мастеров готики. Но на самом деле маньеризм – совершенно уникальный стиль, картины которого ни готические, ни ренессансные. Северный маньеризм сохранил живыми все достижение прошлых веков, связав два великих века

нидерландского искусства – пятнадцатый и семнадцатый.

 

Сравнение северного и итальянского маньеризма

Итальянский маньеризм возник как следствие кризиса культуры Возрождения, он противопоставляет себя Ренессансу, но, при этом, существует рядом с ним и даже заимствует многие элементы из зрелого периода. Искусство позднего периода же пользуется проникшими в него элементами маньеризма. “Если в Италии маньеризм разрушал классический идеал Ренессанса, то на Севере, где этот идеал понимался по-иному и где он сталкивался с сильными пережитками национальной готической традиции, маньеризм выступал посредником между новой, классической культурой и старой, готической. Северное искусство с его потенциальной антиклассичностью легче усваивало светские и антикизирующие идеи и формы Ренессанса в маньеристическом обличье. Усиление аристократических и патрицианских черт в культуре зрелого и позднего Северного Возрождения также способствовало ее восприимчивости к маньеризму.” [4] В Италии развивались светские и гуманистические идеи, к которым стремилась философия Ренессанса. На Севере доминантной была идея о религиозном преобразовании, которая выразилась в Реформации. Также, изучая полотна мастеров, можно заметить, что Северное Возрождение характеризуется меньшим вниманием к строению тел, анатомии, но, при этом, большим вниманием к детализированной технике письма и тщательной прорисовке. Наиболее заметно это на полотнах Иеронима Босха, например «Увенчание терновым венцом»(3), и Рогира ван дер Вейдена – «Снятие с креста»(4).

Об авторе

Ян Мандейн – не самый известный художник. Он нем мало говорили современники, почти ничего не писали. Известно, что он родился в 1500 году, а умер в 1560 «...в Антверпене, где получал от города пенсию” [5]. В 1530-х он переехал из северного города Наарлем, где родился, в Антверпен, как это делали тогда многие художники. Там Мандейн вдохновился Босхом и темой святого Антония, под чьим влиянием Ян выработал свой стиль, свою версию творчества Иеронима Босха[6]. В то время это было очень популярным. Так же известно,что Мандейн так же имел своих учеников и последователей: Гиллис Мостерт и Бартоломеус Спрангер обучались у него в Антверпене, когда он был уже в преклонном возрасте[7]. Больше о жизни Мандейна ничего не известно. Книг и монографий о Мандейне на русском или английском языках нет, чаще о нем сообщается как об учителе вышеупомянутых художников или в контексте подражателей творчества Босха. Как ученик, последователь и подражатель Босха, Мандейн считается одним из самых известных и успешных, так как его фантастические и демонические произведения наиболее точно продолжают традиции и таинственный стиль Босха. Ян Мандейн, наряду с другими антверпенскими художниками-последователями Босха, такими как Питер Хейс и Ян Велленс де Кокк, считается одним из основателей северного маньеризма и крупным мастером антверпенской школы.

О картине

Музейная инвентарная карточка

Ян Мандейн (1500 – 1560)

«Пейзаж с легендой о святом Христофоре»(5), дерево, масло, 71х98,5 см, ГЭ, поступил в 1929 г.

Картина в хорошем состоянии, краски не выцвели, заметных внешних повреждений нет, на местах скрепления досок есть малозаметные повреждения верхнего слоя картины. Имеет место малозаметное потрескивание поверхности. Не подписана. Реставрировалась в 2004 - 2005 годах сотрудниками Государственного Эрмитажа Г. А. Широковым и В. А. Худяковым. Поступившая в 1929 году, до 1940 года считалась работой неизвестного художника. После была отнесена к творчеству Яна Мандейна хранителем нидерландской живописи Е. Ю. Фехнер.

Сюжет картины восходит к «Золотой легенде» Якова Ворагинского. На картине изображен святой Христофор, держащий на своем посохе младенца Христа, отшельник, сидящий на дереве, освещает их. На заднем фоне Мандейн изобразил различных чудовищ и монстров, воюющих друг с другом, плывущих на кораблях. На дереве над Христофором изображена его отрубленная голова с ножом в ней.

Анализ картины

Центр всей картины смещен влево, это – фигура Христофора, держащего младенца Христа на посохе с крестом, что символизирует мученическую смерть Христа. Так же, по легенде, святой узрел как дьявол испугался и бежал от креста в пустыне, это символизирует победу над темными силами. Святой выделен красным цветом, который символизирует борьбу и жертвенную кровь Христа, также это традиционный цвет христианских мучеников. В целом, цвету уделено большое внимание. Зеленый цвет фона сочетается с огромным количеством фантастических существ; эти невероятные, странные существа олицетворяют семь смертных грехов, а зеленый как раз таки означает перенасыщение отрицательными природными влечениями. Красный цвет в данной картине – доминантный, он выделяется на общем зеленом, телесном и темных цветах. Таким образом автор подчеркивает фигуру Христофора и его мученичество. Картина построена на контрасте красного и зеленого, эти два цвета в цветовой палитре находятся друг напротив друга. Художник очень умело их использует: в картине эти цвета не в равном количестве, поэтому все смотрится очень гармонично. От живого Христофора идет диагональ к его отрубленной голове, висящей на дереве над ним. На заднем плане плывут два корабля, которые с первобытных времен являются символами перехода в потусторонний мир, это сочетается с легендой о Христофоре, так как святой хотел перенести ребенка через реку, что тоже считается символом перехода в потусторонний мир. На Мандейна, по видимому, повлияло популярное в его время произведение «Метаморфозы» за авторством Публия Овидия Назона, так как большой акцент в картине делается на реку, которая является изменяющим Христофора фактором. В целом, движение в картине происходит справа налево. Это выражено диагональю света, слева снизу самое темное пятно – дерево, справа вдали самое светлое – горизонт. Это олицетворяет жизнь святого: от «темной» жизни в незнании и безверии к «светлому», святому, пусть и мученическому концу. Также движение «от начала к концу» передано движением тел и предметов, например, странные корабли плывут по реке влево. В ту же, святую сторону, направлен взгляд монаха-отшельника, который направил Христофора. Символизм виден и здесь: у монаха в руке фонарь, символ как преданности богу, так и символ проводника к светлому миру. Кроме того, фонарь – символ благотворительности, а это то, чем занимался Христофор – он переносил людей через реку. Но это на заднем плане, на переднем же есть два светлых пятна и темное между ними. Слева это Христос и святой, справа большой белый шар. Многие существа смотрят справа налево, так же, как и Христофор с младенцем. Таким образом, в картине заметно движение композиции по кругу: есть две диагонали, по которым «вращается» движение. Возможно, на создание такого типа композиции на Мандейна, как и на других художников его эпохи, повлияло учение Коперника, который опубликовал в 1543 году труд «Об обращении небесных сфер». «Творческое сознание в каждый данный исторический момент воплощается в определенных формах, однозначных для искусства и науки».[8] Так же, так как стабильность и равновесие мира сменились более сложным динамическим принципом, в картине диагонали пространства очень изогнуты. Одна из них идет по кривой от нижнего левого края в верхний правый. Здесь хорошо видно, как окружающий мир влияет на внутренний мир художника, как меняется искусство под влиянием изменений в жизни. Художник использует лессировочную технику письма, что характерно для периода северного маньеризма. Благодаря технике, у Мандейна получились хорошо прописанные детали, глубокий пейзаж, зрителю легче и проще разглядеть эту колдовскую реальность, невозможный мир вьющихся и изгибающихся форм. Многие объекты в картине уведены на задний план, они подвижны и динамичны. Например, благодаря мелким деталям, хорошо прописано движение тел: столкновение корабля, которой, к слову, является отсылкой к покровительской деятельности Христофора (он защищает перевозчиков и мореплавателей), с некой наземной «армией». Эта битва прописана до мельчайших подробностей. Антропоморфные существа, похожие на птиц, рыб и земноводных, катящие огромный, больше их роста, шар к воде; стреляющие с пушек на берегу маленькие большеногие солдаты; огромный корабль, на носу которого большой щит (также символ святого Христофора) с лезвием и сидящим на нем существом, похожим на краба. Наверху корабля большой шлем, из-под которого вылезают непонятные существа, бросают камни и метают «греческий огонь». По этим деталям можно увидеть атрибуты маньеризма – пейзажная традиция Нидерландов сочетается со стилем Босха, последователем которого является Мандейн. Примеры пейзажной традиции можно заметить в небе. Для изображения воздушной вибрации художник использует рисунок древесного волокна, как это делали многие голландские мастера. В целом, пейзаж отвечает традициям Нидерландов – виден мотив родной природы, который был столь популярен в пейзажной живописи 16 века в Голландии. Кроме того, Мандейн применяет часто используемую в то время системой композиции – полярной или перекрестной симметрией: темное уравновешивается светлым, светлая фигура – темной рекой. Параллели с творчеством Босха можно увидеть не только в сюжете (Иероним Босх в 1504-05 годах написал картину на легенду о святом Христофоре(6)), но и в деталях картины. Например, скит монаха-отшельника, как и у Босха, превращен в таверну, а в ветвях дерева лежит кувшин, который является отсылкой на Босха, в картине которого скит монаха был превращен дьяволом в кувшин. На заднем плане можно увидеть подвешенную на дереве ногу, проткнутую стрелой, этот символ часто использовался Босхом. Он означает: нога – символ пыток и мученичества, стрела – зло, также это отсылка к легенде, в которой 40 лучников должны были расстрелять Христофора, но стрелы не попадали в святого, а одна из них отскочила и попала в глаз тирану, которому Христофор сказал: «Возьми моей крови, смешай с глиной и прикоснись с глазу этим, и зрение твое восстановится». И после этого царь уверовал в Бога. В картине на заднем фоне нарисовано множество темных птиц, которые считаются символом греха. Задний фон картины «полон греха». Он неоднократно подчеркивается различными символами. Например, метание «греческого огня» в битве – символ Ада, неоднократно применяемый Босхом, намекает на алхимические опыты, которые порицались как церковью и обществом, так и самим Босхом. Мандейн перенял у него эти символы и неоднократно использовал. Например, в битве изображены люди-жабы, а жаба, как известно, символ дьявола и смерти. Жабы в культуре – олицетворение «неспасшихся «бедных душ»»[9]. Животные играют большую роль в символике картины. На заднем плане изображен осел, который считается символом язычников, «которому свойственны дурь, лень и упрямство, дополняющиеся еще и неудержимой похотливостью»[10]. К сожалению, на текущий момент мы не можем объяснить всех символов картины, так как большинство их не сохранилось в памяти люди, и они не были никогда записаны, так что искусствоведы могут лишь догадываться, что означает на этой картине, например, повешенный на дереве человек на заднем фоне. Благодаря появившемуся в начале 20 века психоанализу, некоторые символы были расшифрованы, но большая часть их все равно остается непонятной для людей. В своем исследовании я постарался найти как можно больше информации о символах и значениях тех или иных вещей в живописи.


 

Заключение

 

Подводя итоги, хочется сказать, что творчество Яна Мандейна – пример типичной живописи эпохи Северного маньеризма. Этот стиль и приверженные ему мастера повлияли на будущие направления в живописи. Он ввел в живопись спиритуальное начало, развил будущие стили барокко и рококо, значительно повлиял на сюрреализм и пост-модернизм. Мандейн внес определенный вклад в развитие маньеризма: он не только творил, создавая интересные и захватывающие картины, развивался как мастер, но и обучал других будущих мастеров, которые двигали искусство вперед. К сожалению, творчество Мандейна никак не повлияло на эпоху: он был типичным антверпенским подражателем Босха, пускай и одним из лучших. Все же наибольшую известность Мандейн обрел именно как преподаватель, например, Карел ван Мандер чаще упоминает о нем как об учителе других художников. Мандейн не перевернул искусство его времени, не устроил культурную революцию и не стал всемирно известным художником, но он создал около десятка потрясающих картин и обучал искусству других.

В ходе написание курсового проекта была изучена эпоха маньеризма, жизненный путь и творчество Мандейна, его влияние на эпоху и творчество других маньеристов. Также были определены отличия северного маньеризма и итальянского. Был сделан искусствоведческий анализ картины.


Источники

 

1) Бенеш, О. Искусство Северного Возрождения – М.: Искусство, 1973. – 304 с.

2) Бидерманн, Г. Энциклопедия символов – М.: 1996. – 335 с.

3) Блинова, О. В. Алхимия и ее символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. СПб. – 2000 - №1 – С. 82 – 127.

4) Ван Мандер, К. Книга о художниках – СПб.: 2007 – Азбука-классика – 544 с.

5) Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: 2004 –АСТ-Пресс Книга – 368 с.

6) История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. – СПб.: 1983 – Издательство Академии художеств СССР – 612 с.

7) Садков, В. А. Некоторые аспекты изучения нидерландской пейзажной живописи 16 века // Проблемы развития зарубежного искусства. Л. – 1983 – Вып. 13 – С. 31 – 37.

8) Степанов, А. В. Искусство Северного Возрождения – СПб.: 2009. – Азбука-классика – 640 с.

9) De Voragine, Jacobus. The Golden Legend: Lives of the Saints – Princeton.: Princeton University Press, 1993 – 416 c.

10) Silver, L. Peasant scenes and landscapes – Philadelphia: 2005 – University of Pennsylvania Press – 392 с.

Список иллюстраций

1) Я. Понтормо. Снятие с креста. 1525 – 1528. Д., масло. 313 х 192 см. Флоренция, Церковь Санта Феличита.

2) Романо, Д. Любовная сцена. 1524 – 1525. Х. (переведена с дерева), масло. 163 х 337. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

3) Босх, И. Увенчание терновым венцом. 1508 – 1509. Д., масло. 73 х 59 см. Лондон, Национальная галерея.

4) Ван дер Вейден, Р. Снятие с креста. 1435 – 1440. Д., масло. 220 х 262 см. Мадрид, Прадо.

5) Мандейн, Я. Пейзаж с легендой о святом Христофоре. Начало 16 в. Д., масло. 71 х 98,5 см. Санкт-Петербург, Госудраственный Эрмитаж

6) Босх, И. 1504 – 1505. Д., масло. 113 х 71,5 см. Роттердам, Музей Бойманса ван Бёнингена.


Иллюстрации

 

1) Я. Понтормо. Снятие с креста.

 

2) Романо, Д. Любовная сцена.


 

3)Босх, И. Увенчание терновым венцом.

4) Ван дер Вейден, Р. Снятие с креста.

5) Мандейн, Я. Пейзаж с легендой о святом Христофоре.

6)Босх, И. Святой Христофор.

 

 


[1] Отто Бенеш «Искусство Северного Возрождения», стр.91-92

[2] Отто Бенеш «Искусство Северного Возрождения», стр.175

 

[3] Отто Бенеш «Искусство Северного Возрождения», стр.170

[4] Отто Бенеш «Искусство Северного Возрождения», стр.48

[5] Карел ван Мандер «Книга о художниках», стр.63

[6] Larry Silver «Peasant Scenes and Landscapes», стр.134

[7] Карел ван Мандер «Книга о художниках», стр.389

[8] Отто Бенеш «Искусство Северного Возрождения», стр.172

[9] Ганс Бидерманн “Энциклопедия символов”, стр. 84

[10] Ганс Бидерманн “Энциклопедия символов”, стр. 192



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: