Размещение объектов сервиса




Из-за большого разнообразия сервисных услуг и относительно низких затрат на создание сервисных фирм по сравнению с промышленными, новых сервисных центров вводится намного больше, чем новых заводов и товарных складов. Действительно, в большинстве населенных пунктов параллельно с быстрым ростом населения наблюдается быстрый рост количества торговых точек, ресторанов, муниципальных служб и увеселительных заведений.

В сфере услуг обычно существует много точек для поддержания тесного контакта с потребителями. Решение о размещении объектов сервиса неразрывно связано с решением о выборе рынка. Если целевым рынком представляются студенческие группы, то расположить сервисную фирму в районе, где основную долю населения составляют пенсионеры, значит обречь ее на нежизнеспособность, несмотря на возможные благоприятные финансовые условия, наличие ресурсов и т. п. Рынок также влияет на количество точек, которые надо построить, их размеры и характеристики. Так, решения о размещении новых промышленных предприятий принимают с учетом минимизации затрат, а многие методы, определяющие принятие решений о размещении сервисных фирм, основаны на максимизации потенциальной прибыли в различных местах. Ниже представлены два примера аналитического подхода, который можно использовать для выбора хороших мест расположения. Первый основан на регрессионном моделировании; второй включает использование простой эвристической процедуры.

Обычной проблемой, с которой сталкиваются организации, оказывающие услуги, является решение, где и в каком количестве расположить точки обслуживания в данном географическом регионе. Проблема усложняется наличием многих потенциальных мест размещения и необходимостью определить количество размещаемых сервисных центров. В таких случаях попытка найти разумное решение оказывается чрезвычайно трудоемкой даже для относительно простой проблемы. Например, проблема выбора одной, двух или трех точек розничной торговли для обслуживания четырех групп потребителей, разбросанных географически, где существуют только три возможных местоположения, имеет 243 возможных решения. Одним из методов поиска возможных решений таких проблем является эвристический метод Ардалана, описанный Алирезой Ардаланом.

Рассмотрим использование эвристического метода Ардалана для выбора месторасположения двух медицинских клиник.

Предположим, что медицинский консорциум хочет создать две клиники для оказания медицинской помощи людям, живущим в четырех населенных пунктах А, В, С, D в штате Огайо. Допустим, участки под клиники есть в каждом населенном пункте и население в них одинаково нуждается в открытии клиники. Кроме того, предположим, что жители рассматриваемых населенных пунктов могут пользоваться любой клиникой и известны показатели, отображающие относительную важность обслуживания жителей каждого населенного пункта. Соответствующие данные отражены в табл. 3. Цель проблемы — определить местонахождение двух клиник, которые могли бы обслуживать все населенные пункты с наименьшими затратами на преодоление расстояний.

Решение

Этап 1. Постройте табл. 4 приведенных расстояний по исходной табл. 3, умножая расстояния на численность населения и на значение относительной важности обслуживания жителей. Например, для населенного пункта А приведенное расстояние до клиники в пункте B составит: 11 1,1 10= 121.

Этап 2. Просуммируйте приведенные затраты в каждой колонке. Выберите населенный пункт с наименьшими суммарными приведенными расстояниями и расположите там клинику (в нашем примере это населенный пункт С). Помните, что затраты выражаются через приведенные расстояния.

 
От населенного пункта До клиники в пункте  
  А B C D  
А          
В 123,2     78,4  
С          
D          
  349,2     336,4  
           

Этап 3. Для каждой строки сравните приведенные расстояния до соответствующего пункта с приведенными расстояниями для пункта, в котором уже размещена клиника (это пункт С). Если эти расстояния меньше, чем в колонке С, то не меняйте их. Если расстояния больше, чем в соответствующей строке колонки С, проставьте значения из колонки С. В результате получим следующую таблицу приведенных расстояний.

 
От населенного пункта До клиники в пункте  
  А В С D    
А            
В       78,4    
С            
D            
        166,4    
             

Этап 4. Следующее место размещения клиники выбирается по минимальному суммарному приведенному расстоянию среди оставшихся пунктов (в нашем примере это населенный пункт D).

Этап 5. Повторите этап 3, уменьшая в каждом ряду приведенные расстояния, которые превышают расстояния в уже выбранной колонке.

 
От населенного пункта До клиники в пункте  
  А В D  
А        
В 78,4   78,4  
С        
D        
  78,4   166,4  
         

Продолжайте повторять этапы 4 и 5, пока не будет выбрано желаемое число местоположений. Последний этап будет иметь такой вид.

 
От населенного пункта До клиники в пункте  
  А В D  
А        
В 78,4   78,4  
С        
D        
  78,4   166,4  
         

В рассмотренном порядке решается данная задача выбора последовательного размещения всех четырех клиник. Вначале выбирается пункт С, затем последовательно D, A, B. Логика этой процедуры состоит в следующем.

Выбираем колонку с наименьшими общими затратами, так как в этой колонке местоположение клиники представляет самые низкие транспортные затраты для жителей других населенных пунктов при поездке в данный пункт.

Раз место для клиники выбрано, ни один разумный житель не поедет в любой другой населенный пункт, поскольку это будет для него дороже. Например, на этапе 2 житель населенного пункта А, вероятно, поедет в клинику, расположенную в населенном пункте С (88), решение о размещении которой уже принято, а не в B (121) или D (132). Поэтому максимально возможное приведенное расстояние, которое житель А, пожелает оплатить, будет равняться 88, и можно использовать это количество в качестве верхнего предела. Если клиника расположена в А, то жители А будут отдавать предпочтение своей клинике (при затратах, равных 0). Жители В предпочтут С (112), а не А (123,2), но не B (0) и не D (78,4). Поэтому затраты, равные 123,2, уменьшатся до 112, но затраты, равные 0 и 78,4, останутся неизменными.

После того как населенный пункт для клиники выбран, такой населенный пункт можно вычеркнуть из матрицы, потому что затраты в соответствующей колонке уже не влияют на дальнейший выбор.

Таблица 1. Показатели, подобранные для построения первичной модели

 
Категория Показатель Описание  
Конкурентная INNRATE Стоимость гостиницы  
  PRICE Цена номера в гостинице  
  RATE Средняя конкурентная стоимость номера  
  RMS1 Количество гостиничных номеров в радиусе одной мили  
  RMSTOTAL Количество номеров в радиусе трех миль  
  ROOMSINN Количество номеров в гостинице  
Источники спроса CIVILIAN Гражданский персонал на военных базах  
  COLLEGE Студенты колледжей  
  HOSP1 Число больничных коек в радиусе одной мили  
  HOSPTOTL Число больничных коек в радиусе четырех миль  
  HVYIND Рабочие тяжелой промышленности  
  LGTIND Площадь земли в акрах, занятая легкой промышленностью  
  MALLS Места отдыха  
  MILBLKD Военные базы  
  MILITARY Военный персонал  
  MILTOT Сумма военного и гражданского персонала  
  OFC1 Площадь офисов в радиусе одной мили  
  OFCTOTAL Площадь офисов в радиусе четырех миль  
  OFCCBD Площадь офисов в центральном деловом районе  
  PASSENGR Прибывающие авиапассажиры  
  RETAIL Розничная торговля  
  TOURIST Ежегодное количество туристов  
  TRAFFIC Транспорт  
  VAN Автобусы аэропорта  
Демографическая EMPLYPCT Процент безработных  
  INCOME Средний доход семьи  
  POPULAGE Местное население  
Рыночная AGE Год открытия гостиницы  
  NEAREST Расстояние до ближайшей гостиницы  
  STATE Количество жителей штата на одну гостиницу  
  URBAN Количество городского населения на одну гостиницу  
Физическая ACCESS Доступность  
  ARTERY Наличие основной транспортной магистрали  
  DISTCBD Расстояние до деловой части города  
  SIGNVIS Обзорность вывески гостиницы  
       

Таблица 2. Корреляция показателей выбора места размещения с доходами в 1983 и 1986 годах

 
Показатель 1983 1986  
ACCESS 0,20    
AGE 0,29 0,49  
COLLEGE   0,25  
DISTCBD   -0,22  
EMPLYPCT -0,22 -0,22  
INCOME   -0,23  
MILTOT   0,22  
NEAREST -0,51    
OFCCBD 0,30    
POPULACE 0,30 0,35  
PRICE 0,38 0,58  
RATE   0,27  
STATE -0,32 -0,33  
SIGNVIS 0,25    
TRAFFIC 0,32    
URBAN -0,22 -0,26  
       

Таблица 3. Расстояния, население и относительная важность обслуживания

 
Исходный Пункт Расстояние до клиники в пункте Население пункта, тыс. чел. Относительная важность обслуживания населения  
  А В С D      
А           1,1  
B           1,4  
С           0,7  
D 9,5         1,0  
               

Таблица 4. Приведенные расстояния

 
От населенного пункта До клиники в пункте  
  А В С D  
А          
В 123,2     78,4  
С          
D          
           

Заключение

Принятие решений о размещении производственных объектов является ключевым элементом в общем стратегическом планировании любой фирмы. Кардинальные изменения в глобальном геополитическом окружении, в сочетании с быстрым развитием технологии, обеспечивают широкий выбор и возможности при решении о месте размещения различных видов бизнеса. Критерием выбора подходящего места чаще всего выступают минимальные затраты и расстояния. В настоящее время на принятие решения о размещении объектов оказывает влияние большое число количественных и качественных показателей. Долговременный успех компании зависит от способностей ее менеджеров выполнять всесторонний анализ различных аспектов многогранной проблемы размещения новых объектов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: