ЭКЗИСТНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ
(на основе лекций Шиленковой)
Или «опытное» направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации.
Гуманизм – от лат. Humanus – человеческий, человечный – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой между людьми (БСЭ).
Экзистенциализм – от позднелат. Exsistentia – существование или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1 мировой войны 1914-18 гг. в России (Шестов, Бердяев), после 2 мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2 мировой войны 1939-45 гг. во Франции (Сартр, Марсель, Камю, де Бовуар).
Общее:
Главная идея – человек есть целостная, уникальная личность, открытая миру и непрерывно развивающаяся.
Главная цель – личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности, которые могут быть достигнуты за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса.
Взаимовлияние гуманистической психологии и идей экзистенциализма. Изучение феноменов: бытие, свобода, ответственность, одиночество, личностный рост, самоотношение, самореализация и др.
Причины возникновения гуманистической психологии (60-ые годы, США):
1. Общественная ситуация (общественный и экономический кризисы), востребовавшая идеи гуманистической психологии. Духовная и социальная неоднородность.
2. Широкое распространение экзистенциализма
3. Логика развития социальных наук, в т.ч. и психологии, требующей ее «очеловечивания».
Истоки:
- философы-экзистенциалисты (Сартр, Камю, Хайдеггер)
- с ними Ясперс, Франкл, Бьюдженталь и попытки внедрить положения экзистенциальной психологии в клиническую психотерапию (в США это делал Р.Мэй)
- основоположниками гуманистического направления считаются Маслоу, Роджерс.
Методы экз.- гум. направления:
1. Экзистенциальная психотерапия: Мэй, Бьюдженталь, Ялом, Ван Дерцен
2. Клиент-центрированная терапия: Роджерс
3. Гештальт-терапия: Перлз
4. Логотерапия: Франкл
5. Дазайнанализ: Бинсвангер, Кун и многие другие методы.
Основополагающие принципы.
1. Принцип целостности: личность является целостным образованием, не сводимым к своим образованиям. Что происходит в части, то затрагивает личность в целом. Каждый человек – уникальный мир (способ мышления, ценности). Предмет изучения: ценностные ориентации, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности. Мы помогаем познать себя.
2. Принцип позитивности: природа человека добрая и конструктивная. Изучение здоровых, творческих индивидов, которые имеют проблемы и ресурсы для собственного развития. Человек не детерминирован жесткими законами природы, а возвышается над ними и создает собственный духовный мир: самодетерминированность и самодостаточность.
3. Принцип развития: способности к росту, развитию, самореализации заложены природой, есть внутренние силы для роста, уникальный путь у каждого, цель – приумножить добро в мире. Актуализация человеческого потенциала (как в благо, так и во вред, но с ростом человек выбирает позитивное развитие). Развитие не имеет предела.
4. Принцип активности: чтобы использовать свои потенции человек должен быть активен. Человек не жертва обстоятельств, детства, воспитания, он сам творит свою судьбу, выбирает свой путь, и сам за это ответственен. Влияния других есть, но они не определяющие. Активность реализуется только в настоящий момент времени и она определяет будущее.
3 основных подхода в гуманистическом направлении:
1. Философский: экзистенциальные принципы как основа для проведения психотерапии, взаимный диалог (встреча «здесь и теперь»), вербальные методы, развитие (саморазвитие, самореализация), опыт. Например, клиент-центрир. психотерапия, логотерапия, дазайнанализ и др.
2. Соматический: невербальные методы, интеграция Я, внимание на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах и/или физические и двигательные методы интенсивного отреагирования, высвобождение чувств. Например, гештальт, биоэнергетический анализ, структурная интеграция.
3. Духовный: конечное утверждение Я как трансцендентального или трансперсонального опыта, медитации или духовный синтез (приемы самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации). Например, трансцендентальная медитация, психосинтез.
Основные категории.
Здоровье: основные жалобы – раздражение, отчуждение, тревога, страх, но не ситуационные, а глубинные.
Концепция патологии: невозможность самореализации, нарушение личностной целостности (отчаяние в существовании, потеря веры в человеческие возможности, фрагментарность личности, потеря соотношения с опытом).
Концепция здоровья: актуализация потенциального (самораскрытие, самореализация, осознание собственной личности, спонтанность).
Вид изменений: немедленный опыт – ощущения и чувства данного момента, т.е. спонтанное выражение опыта. Принцип «здесь и сейчас».
Временной подход и фокусировка: антиисторический – момент явления (субъективное настоящее).
Вид лечения: короткое, но интенсивное.
Задача психотерапевта: взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (от соматического к духовному).
Основные приемы: столкновение, встреча, диалоги, опыты, драматизация или проигрывание вслух чувств; модель жизни.
Модель лечения: экзистенциальная: человек-человек, взрослый-взрослый.
Природа отношений при лечении: реальные отношения.
Роль и позиция психотерапевта: руководитель, инициатор взаимодействия, взаимно решающий и вознаграждающий.
(на основе «Психотерапии» Б.Д.Карвасарского)
Терапевтическая цель: достижение максимальной осведомлённости (о своем предназначении в мире) или более высокого состояния сознания.
Патология – уменьшение возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних переживаний или потери соответствия им.
Невротическая личность – страдающая от подавления и фрагментации; невроз – основной, универсальный, приводящий к отчаянию результат отчуждения индивидуума от себя, своего сообщества (или мира).
Болезнь-здоровье = кем человек стремится быть – кем он может стать.
Терапевтический процесс:
Вместо знаний и инсайта - эмоции и переживания, акцент на «здесь и сейчас». Переживание является чувственным процессом, происходящим в настоящем, являющимся субъективным и незаметным для окружающих, безоговорочно значимым и служащим средством для концептуализации. Терапевтические изменения через переживания происходят с помощью реальных, конгруэнтных межличностных взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом.
Важно не то, что психотерапевт делает, а смысл, контекст психотерапии; не то, что он говорит, а кем он является.
Методы этой психотерапии недостаточно определенны. Цель всех приемов: стремление к проникновению в феноменологический мир пациента.