Практическое задание № 5




Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

1.Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме.

2. Норма литературного языка и способы ее усвоения

3.Особенности русского ударения. Орфоэпическая норма.

4.Лексика и фразеология.

5.Слово, его лексическое значение.

6.Выразительные возможности лексики и фразеологии.

7.Профессиональная лексика и научная терминология.

8.Лексическая норма. Лексические ошибки и их исправление.

9.Неологизмы, архаизмы, историзмы.

10.Диалектные слова и их роль в современном русском литературном языке.

11.Понятие синонимов, антонимов, омонимов.

12.Паронимы и их употребление.

13.Причины нарушений лексических норм: смешение паронимов, плеоназм, тавтология, анахронизм и др.

14..Словообразование. Способы словообразования.

15.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

16. Морфологическая норма и нарушение ее в речи.

17.Особенности образования форм прилагательных. Ошибки в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных.

18.Имя числительное и использование числительных в речи. Особенности сочетания числительных и существительных.

19.Предупреждение ошибок в образовании и употреблении числительных.

20.Синтаксис. Основные синтаксические единицы.

21.Словосочетание.Виды связи в словосочетании.

22.Выразительные возможности русского синтаксиса.

23.Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии.

24.Принципы русской пунктуации.

25.Пунктуация в простом предложении. Виды обособления в простом предложении.

26.Пунктуация в сложном предложении.

27.Чужая речь. Способы оформления своей и чужой речи.

28.Функциональные стили русского языка.

29.Текст и его структура. Типы речи.

30.Стилистические нормы.

31.Особенности публицистического стиля. Употребление слов и синтаксических конструкций, характерных для стиля.

32.Особенности научного стиля речи. Употребление слов и синтаксических конструкций, характерных для стиля.

33.Особенности официально-делового стиля речи. Употребление слов и синтаксических конструкций, характерных для стиля.

Комплект заданий для проведения дифференцированного зачета.

Пояснительная записка.

Данная работа направлена на выявление уровня усвоения учебного материала за семестр по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся. Задания, представленные в работе, определяют уровень сформированности следующих компетенций: языковой, социокультурной, лингвистической. Работа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Работа предполагает письменный ответ и состоит из 3-х заданий практического характера.

 

Практическое задание № 1

1.Отметить прилагательные, которые употреблены в переносном значении: бархатный голос, бархатное платье, бархатные глаза, бархатный сезон, бархатная кожа, бархатный занавес.

2.Отметить номера с речевыми ошибками:

а) Больной был госпитализирован в больницу.

б) Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

3.Выберите подходящий по смыслу синоним:

а) эффектный, эффективный (метод);

б) коренные, корневые (побеги).

 

Практическое задание № 2

1.Определите значение слов, составьте с ними словосочетания: истекший - истёкший, небо-нёбо, железка-желёзка.

2.Отметить прилагательные в сравнительной степени:

Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

3.Определите функции знаков препинания в предложении:

а) Я крикнул, они побежали.

б) Я крикнул - они побежали.

в) Я крикнул: они побежали.

Практическое задание № 3

1.В каком предложении устаревшее слово «ныне» используется неуместно?

а) Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам….

б) А воз и ныне там.

в) Ныне в университете был день открытых дверей.

2.В каком предложении речевая ошибка? Исправьте.

а) В том году сильные морозы начались в начале января.

б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

3.Определить виды омонимов: течь – течь; лук – луг; ве́рхом – верхо́м; плот – плод.

 

Практическое задание № 4

1.Какая особенность русского ударения использована в словах:

ви́дение - виде́ние, про́пасть - пропа́сть, бе́гом - бего́м.

2. Найдите неправильный ответ:

К среднему роду относятся:

время, городишко, дитя, умишко, солнышко, пепелище.

3.Объяснить значение новых фразеологизмов: детский сад, каменный век, пожарная команда.

 

Практическое задание № 5

1. Раскрыть лексическое значение слов. Какое из них имеет значение: «сильное возбуждение, волнение, борьба интересов вокруг чего - либо»: кураж, мираж, ажиотаж, антураж.

2. Определить стиль речи, указать признаки различных стилей:

а) Град – атмосферный осадок в виде небольших ледяных шариков.

б) – А дождь-то, видать, с грозой. Под укрытие пора.

- Да, ничего.

- Ничего. Град – то голову тебе враз обмолотит.

в) Дождь был холодный, заставил удирать к лесной полосе. Не успели мы отдышаться в сыром кленовом полумраке, из дождя начали выпадать градины. Сначала они были маленькие, матовые, потом покрупнее.

3. Найти ошибки в согласовании прилагательного с существительным:

черный вуаль, красивая тюль, болезненный мозоль, справедливое жюри,

любимое дитя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: