Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов




Кыргызский Государственный Технический университет им. И.Раззакова

Реферат

Отражение в «Манасе» народных традиций, обрядов и ритуалов

Выполнил: Студент лг - (б) – 1 – 18

Жапаров Адилет

 

 

Бишкек, 2019

Содержание

  1. Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов

2. Культура кыргызов в Эпосе "Манас"

3. Женитьба

4. Поминки

5. Похороны

6. Заключение

7. Список использованной литературы

 

 

Доисламские верования, ислам и миропонимание кыргызов

Эпос «Манас» интересен тем, что по нему можно проследить элементы древних религиозных представлений кыргызов, которые в какой-то мере должны способствовать воссозданию истории религиозных воззрений кыргызского народа в прошлом. Превратности исторической судьбы привели к потере кыргызами древнетюркской рунической письменности, а кочевой образ жизни замедлил темп общественного развития, что способствовало утверждению на многие века пережитков первобытных форм религиозных верований, в частности культа животных и природы.

В эпосе «Манас» также прослеживаются архаичные верования, связанные с тотемизмом, фетишизмом, поклонением чудесным свойствам вещей, животных, поклонение небу, огню, белому цвету, различным явлениям природы и т.п. Хотя кыргызов в эпосе и называют мусульманами и упоминаются некоторые мусульманские обычаи, герои его придерживаются в основном тенгрианских религиозных обрядов.

Среди домусульманских верований особое место занимает тотемизм (см. глоссарий). Пережитком племенного тотемизма является и сохранившаяся до последнего времени вера в происхождение ряда племен от животных, культ некоторых животных: олень (бугу), волк (бөрү). О роли тотемизма можно судить по тому факту, что кыргызы из племени «бугу» считая племя своим мифическим предком, в то же время охотились на него. В связи с этим, тотемизм, как и другие формы ранних религиозных верований, не образовал самостоятельной системы, он тесно связан с анимизмом и шаманизмом Отсюда возникли традиции и обычаи их фетишизации. Некоторые части тела животных и птиц, считавшихся главными врагами злых духов, до сих пор используются в качестве амулетов.

Традиции шаманизма у кыргызов тесно связаны с практикой народного врачевания, которая передавалась по наследству. Черные и белые шаманы занимались целительством, прорицанием.

Доказательством существования тенгрианства является тот факт, что древние кыргызы поклонялись также языческим божествам и, прежде всего, Тенир, Умай-эне, Жер-Суу. Понятие Тенир в представлениях древних кыргызов – явление универсальное, это то, что является всем и причиной всего, как теистическая субстанция - божество, социальная сила, первопорядок, источник добра и зла. Умай-эне - божество плодородия, покровительница очага и детей. Корни этого культа уходят к материально-родовому строю древних кыргызов. И, наконец, божество Жер-Суу (земли и воды), которое было объектом родового и семейного поклонения. Кроме того, древние кыргызы поклонялись также солнцу, луне и звездам, как неотъемлемой части природы. Земля, огонь, вода и другие стихийные силы природы рассматриваются как неотъемлемая часть культа природы. Огню поклонялись не как божеству, а как священной, очищающей стихии. В настоящее время отголоском почитания огня является обряд приобщения невесты к домашнему очагу семьи мужа: отко киргизүү -посвящение огню.

Большую роль в системе доисламских представлений кыргызов играл культ умерших предков-арбак.Почти во всех кыргызских сказаниях, в т.ч. и в «Манасе», есть эпизоды, где герои обращаются к арбакам. (см глоссарий) С культом умерших и почитанием памяти предков, связана традиция возведения памятников на могилах.

 

Таким образом, считается что религиозное мировоззрение кыргызов имело в прошлом синкретический характер. В нем соединились элементы различных религиозных представлений, которые в большей степени, чем ислам и его обрядность, оказывали влияние на быт и сознание людей. Все это смешалось в одну веру, противоречия нисколько не мешали верить во все это вместе.

Поскольку эпос «Манас» слагался в течение многих веков, то естественно, что в его строках есть определенные сведения об исламе. Особенно насыщен терминологией ислама вариант С.Орозбакова. В нем, например, есть следующие строки:

Мусулман болоор токойдо, Азы көбү билинбей Аңдаса көзгө илинбей Мусульмане бывают в лесу, И неизвестно, мало их или много, Посмотришь – и на глаза они не попадаются

 

И подобных строк, где можно встретить религиозные мусульманские термины, в эпосе «Манас» немало.

Если рассматривать роль и место религии в жизни кыргызов, можно заметить, что ислам все время переплетается тесно в доисламскими верованиями. Например, образ Кыдыр-ата относится к числу добрых духов, он будто бы мог принимать и облик человека и безтелесного существа. До сих пор нет единства в вопросе о начале исламизации кыргызов.

Распространение умеренного ислама на территории Кыргызстана стало возможным благодаря следующим факторам:

-как известно, Кыргызстан в древности являлся местом пересечения трасс Великого шелкового пути, что сделало его «своеобразным бастионом религиозного синкретизма, где могли одновременно сосуществовать представители различных конфессий (буддисты, христиане-несториане, мусульмане-суфии, джали и т.п.). Возможно, этот факт объясняет удивительную толерантность кыргызов по отношению к представителям других конфессий и культур, проживающих в Кыргызстане;

-Ислам сумел приспособиться к кочевому образу жизни кыргызов. Он не требовал обязательного наличия мечетей, многочисленных предметов культа, т.к. для него важнее не храм, а наличие верующих. Но именно этот факт сказался на темпе и качестве исламизации кыргызов, кочевники, принимая новую религию, сохранили большую часть своих прежних доисламских обрядов и верований;

-внедрение мусульманства влекло раздробленность, и долгое время ислам оставался религией аристократической верхушки, которая владела языком новой религии и, в свою очередь, содействовала установлению правил этикета ислама

 

 

 

Ислам не просто вероисповедование как таковое, но и особый образ жизни и мышления.

В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие все сферы жизнедеятельности, нормы морали, этики, мусульманские праздники и прочее, одним словом, все то, что определяет поведение и порядок жизни мусульман.

Для всех мусульман обязательно соблюдение пяти мусульманских заповедей: неукоснительное исповедание веры (аш-шахад), чтение молитвы (ас-салят), соблюдение поста (ас-саум), раздача милостыни (ас-сакят), полмничество к святым местам (аль-хадж).

Шариат регулировал собственно религиозные обязанности мусульманина, юридические нормы и наказания. С точки зрения шариата, все действия и поступки делятся на пять категорий.

1. Обязательные (они связаны с исполнением реальных предписаний ислама. Уклонение от них наказуемо и в земной жизни, и в загробной.)

2. Желательные (дополнительные молитвы и посты, выполнение обетов и актов милосердия), за что в загробной жизни последует воздаяние.)

3.Дозволенные и безразличные (сон, вступление в брак, прием разрешенной пищи и т.д.)

4. Неодобряемые поступки, вызванные особой привязанностью к мирским благам. Они нежелательны, но за них не предусматривается наказание.

5. Запрещенные поступки наказываются и в этой, и в последующей жизни.

Адат регламентировал, главным образом, семейную жизнь мусульманина, а также его хозяйственную деятельность.

Таким образом, отличительной особенностью мусульманской веры кыргызов было её тесное переплетение с традициями шаманизма, тотемизма, заостризма, а также ряда других доисламских верований.

Сегодня наиболее важной представляется часть ислама, которая объединяет в себе нормы нравственности, разумный и справедливый порядок человеческих взаимоотношений. С принятием ислама кыргызы ежегодно отмечают великие мусульманские праздники - Орозо-айт, Курман-айт, Нооруз, даты которых исчисляются по лунному кадендарю. Государство, в свою очередь, уважает религиозные праздники и делает их нерабочими днями.

Религиозный пост-Орозо айт-поминание умерших предков, в эти дни готовят угощения. Обязательным является соблюдение 30-дневного поста-Орозо, который бывает один раз в году. В это время нельзя сквернословить, употреблять алкогольные напитки, курить, необходимо соблюдать все правила поста.Соблюдение поста, обязательно для всех мусульман, кроме больных и путешествующих считается очищением от грехов.

Курман-айт–праздник живых, сопровождающихся приношением в жертву животных. Во время этого праздника все желают друг другу здоровья и долголетия, в каждом доме готовят угощения, зовут гостей, родственников, соседей и друзей.

Одним из самых популярных праздников мусульман всей Центральной Азии является Нооруз - праздник встречи Нового года, который восходит к зороастрийскому культу плодородия, берущему свое начало из авестийской философии. Смена старого года на Новый год приходится на день весеннего равноденствия – 21 марта и олицетворяет собой победу света над тьмой, тепла над холодом, добра над злом. В этот день люди прощают обиды, прекращают ссоры, ходят в гости, вспоминают умерших и готовят традиционные блюда из злаков. Этот прекрасный праздник, сохранившийся и дошедший до наших дней, лишний раз доказывает, что добрые традиции не чужды духу ислама. Обязательным атрибутом праздника является чтение мусульманской молитвы.

Культура кыргызов в эпосе "Манас"

"Но мы уверены, пока век сменяется веком, пока эпоха следует за эпохой, пока жив будет кыргызский народ (и все человечество!), эпос "Манас" будет жить как сияющая вершина дерзновенного древнекыргызского духа..." - Чингиз Айтматов, "Сияющая вершина древнекыргызского духа"

Как было сказано раньше, эпос Манас имеет огромное значение, но его нельзя назвать просто эпосом, потому что термин "эпос" не может отразить полное его значение и смысл для кыргызского народа.

Прикосновение к эпосу "Манас" - это прикосновение к Вечности, к Богу, ибо "Манас" на протяжении многих веков является для киргизского народа глубинным выражением национального самосознания, высшим мерилом духовности, бесценным памятником культуры. Это грандиозная эпопея, повествующая о деяниях трех поколений героев: Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека. Складываясь в течение столетий, она в яркой художественной форме отразила культуру, быт, обычаи историю, этнографию, психологию и нравы народа и вобрала в себя многие жанры кыргызского фольклора.

Благодаря тому, что эпос описывает всю жизнь Манаса с рождения, включая родословную, до его смерти и рождения его сына и внука мы можем увидеть культуру кыргызов в течение нескольких поколений.

Например, по части материальной культуры вызывают интерес типы жилищ, разнообразная одежда, конское снаряжение, пища и т. д. Особого внимания заслуживает сообщение эпоса по военному делу, вооружению и боевой одежде. "Манас" содержит обширную информацию по духовной культуре, народным знаниям (особенно, народной медицине) мифах, религиозных верованиях, народных играх и развлечениях, музыкальных инструментах и т.д.

Так, эпос повествует о трех мировых религиях, в том числе о христианах-несторианах, которые именуются тарса. Среди сообщаемых "Манасом" данных об играх, заслуживают внимания борьба куреш и восточные единоборства. В эпосе мы выявили сведения об около 20 различных музыкальных инструментах.

Женитьба

Вполне оправданный интерес вызывает к себе эпизод эпоса, посвященный сватовству Манаса и женитьбе его на Каныкей. По совету своего друга Алмамбета Манас, уже имеющий двух жен: Карабёрк и Акылай, решает жениться по обряду и обращается к родителям с просьбой высватать ему хорошую девушку. При этом Манас указывает, что Карабёрк он отвоевал, а Акылай досталась ему как заложница. В предыдущих эпизодах эпоса описывается, как, разгромив калмыцкого хана Кайыпа, Манас пленяется красотой Карабёрк, одной из тридцати дочерей хана, хотевшей отомстить Манасу за смерть отца и убить его. Узнав о том, что отец ее остался жив, Карабёрк слезла с коня и до земли поклонилась Манасу. По случаю свадьбы Манаса и Карабёрк был устроен 30-дневный пир.

Побежденный войсками Манаса афганский хан Шоорук послал Манасу в знак покорности 30 девушек-заложниц во главе со своей дочерью Акылай. Манас ввел девушек в середину круга своих воинов и предложил им выбрать тех джигитов, которые им по душе. Первой вышла Акылай и выбрала себе мужем Манаса.

По просьбе Манаса его отец Джакып поехал искать ему невесту. Объехав много стран и не найдя подходящей девушки, Джакып прибыл в страну таджиков. Оценив по достоинству качества дочери таджикского правителя Атемир-хана - Санирабийги, Джакып сватает девушку и, согласившись с небывалыми размерами установленного ее отцом калыма, возвращается обратно. После того как народом был собран скот для уплаты калыма, Манас в сопровождении 12 тысяч джигитов и 40-тысячного войска отправляется с отцом в страну таджиков. Расположившись лагерем возле города, Манас проникает в дом, где спит Санирабийга. Во время этого первого свидания с невестой Манас рассорился с ней. Она полоснула его кинжалом по руке, а он дал ей пинок ногой, и она свалилась без чувств. Рассерженный неприступностью ханской дочери, Манас ударил в боевой барабан, но его отец и мудрые старики останавливают войско.

Приглашенный на свадебное пиршество, Манас два дня просидел в одиночестве в отведенной для него юрте, так как ни одна из прислуживающих женщин не решалась войти к нему из-за его грозного вида. В гневе Манас решает разрушить город Атемир-хана. Чтобы укротить гнев Манаса, Санирабийга в знак мира выходит на возвышение и выбрасывает на ветер свой белый платок. Приняв всю вину за происшедшую ссору на себя, Санирабийга подошла к Манасу и взяла за повод его коня. Став невестой Манаса, Санирабийга меняет свое имя и принимает имя Каныкей. Совершается обряд чачыла- обсыпание жениха и невесты сладостями. Сорок витязей Манаса обсуждают, кому из них какую девушку взять в жены. По предложению Манаса устраивают конские скачки. Девушка, находящаяся в той юрте, возле которой остановится конь батыра, должна принадлежать владельцу коня. Первым пришел конь Алмамбета - он остановился у юрты красавицы Арууке - сестры Каныкей. Последним прискакал конь Манаса. Каныкей вышла, приняла поводья его коня и ввела его в свою юрту. После устроенного Манасом и Каныкей пира для батыров и девушек, чтобы предотвратить возможные несогласия между ними, Манас отправляет в эту ночь юношей и девушек по своим прежним местам. Наутро Манас завязал девушкам глаза и сказал, что девушки будут принадлежать тем джигитам, которых коснутся их руки. С завязанными глазами девушки выбрали тех же самых батыров, которые накануне прискакали к их юртам. 30 дней и 30 ночей продолжалось свадебное веселье и игры, после чего Манас с Каныкей, Алмамбет и 40 витязей со своими женами вернулись в свои аулы.

 

Поминки

Еще одним интересным фактом отражения культуры является эпизод поминок Кокотея.

По совету Манаса, Бокмурун, юный приемный сын одного из верных соратников Манаса - ташкентского хана Кокетея, устраивает последнему пышные похороны, а по прошествии двух лет - еще более грандиозную тризну. Местом для тризны была избрана долина Каркыра, куда Бокмурун переселяет весь свой народ. Эпос красочно описывает передвижение огромного каравана, голова которого отстояла от хвоста, на расстоянии трех дней пути. Прибыв на место тризны, Бокмурун начинает готовиться к ней и посылает могучего богатыря Джаш-Айдара оповестить все народы о смерти отца и пригласить их на тризну - аш.Послу приказано объявить об огромных призах для выигравших скачки коней и предупредить тех, кто откажется приехать, что их ждет суровая расплата за нанесенное отказом оскорбление. Начался съезд гостей. Последним прибывает Манас. Тризна открывается большими конскими ристалищами, в которых участвует около тысячи лучших скакунов. После того как всадники двинулись к старту, весь остальной народ начал пировать и угощаться мясом. Устраивается много разнообразных состязаний. Первым была стрельба с целью сбить подвешенный к высокому шесту слиток золота - жамбы. Затем пешая борьба киргизского богатыря Кошоя с.калмыцким ханом Джолоем. После объявленной и не состоявшейся борьбы плешивцев и состязания в развязывании верблюда происходит поединок на конях с пиками (сайыш),в котором принимают участие калмыцкий богатырь Конгурбай и сам Манас. Далее следует борьба на конях, цель которой - стянуть и сбросить противника с седла. Увеселения заканчиваются финалом скачек и раздачей призов победителям. Попытка калмыков насильно отнять полученные призы вызывает общее сражение, заканчивающееся победой киргизов.

Похороны

В эпосе мы можем увидеть, как проходили захоронения, примером могут служить сюжеты о захоронении Манаса. Для возведения могильного сооружения (гумбеза-мавзолея) часть строительного материала добывается за пределами родины усопшего богатыря.

Каныкей, жена Манаса, отправляет караван, состоящий из 800 верблюдов-самцов, на поиски глины. Много мест объездил караван, искали в Андижане, Намангане, но глину нашли только на горе Кюльбе. Когда караван прибыл назад, супруга умершего приказала погрузить глину в чаны и смешать ее с шерстью коров, козлов, а шестьдесят кемечей-силачей она заставила смесить глину на сале. На растопленном сале сбиваются кирпичи. Так Каныкей готовила материал для воздвижения надмогильного сооружения. Цель строительства надмогильного сооружения в алтайском и кыргызском сказаниях ясна: увековечить имя выдающихся богатырей.

Однако, Каныкей не стала хоронить Манаса в гумбезе. Она похоронила его тайно, ночью, в тщательно выдолбленном помещении в скале, чтобы воры-враги не ограбили могилу и не осквернили тело усопшего. По ее просьбе мудрый старец Бакай из ствола тополя высек изваяние - деревянного двойника Манаса. Обтянул он его кожей, облачил в саван, положил на табыт и тут люди покрыли изваяние белотканой кошмой. Был совершен похоронный обряд, было созвано множество людей. В числе приглашенных были и люди из враждебных кыргызам племен. Они вели себя нагло и вызывающе, устраивали ссоры, потасовки. Но, несмотря на все это, устроители поминок в течение нескольких дней ко всем прибывшим в целом относились одинаково, что говорит о гостеприимстве кыргызов. Были розданы все подарки, возвращены людям долги Манаса.

Как только закончили обманный похоронный обряд, появились воры-враги. Жена покойного оказала им достойное внимание: одарила подарками и отдала изваяние. Воры "не узрели обмана". Они донесли истукан до кургана и опустили на дно ямы. Так воры сами убедились, что воровать-то у Манаса нечего. Это тоже пример яркого отражения в кыргызском эпосе "Манас" классического кенотафного погребения.

Из всего прослеженного следует вывод, что археологические и этнографические данные совпадают со сведениями эпоса о погребальном обряде и все это хранится до сих пор в памяти народа.

 

Заключение

В заключение хочу сказать, что значение эпоса огромно, кроме исторического и литературного значения, эпос является доказательством древности кыргызской культуры и ее богатства.

Изложенные мною обычаи (женитьба, поминки и похороны) только малая часть того, что имеет кыргызская культура, и что описано в эпосе.

Но я считаю, что эпосу не уделяется должного внимания, даже тот факт, что эпос не был издан в полном объеме, доказывает это. Все версии эпоса должны быть напечатаны в полном объеме и на разных языках, чтобы весь мир узнал об Эпосе "Манас", как, например английский эпос о Робине Гуде.

Эпос пропитан патриотизмом, единством, храбростью. Читая его, тебя охватывает чувство гордости за свой народ. А прочитать его должен каждый человек, считающий себя КЫРГЫЗОМ.

Неспроста эпос "Манас" жив в сердцах кыргызского народа, пройдя испытание временем. Нужно сохранять и возрождать культурные ценности прошлого, ведь именно наша культура отличает нас как отдельная нация. В общем, эпос "Манас" должен стать идеологией кыргызов, что обеспечит целостность и процветание Кыргызстана.

 

Список использованной литературы

 

1. Абрамзон С.М. "Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи" Л.: Наука, 1971

2. Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 9-11

3. www.literatura.kg <https://www.literatura.kg>

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: