Культура гуманитарная и техническая




Культура – совокупность смыслов, которые проявляются в виде идей, ценностей и нормативов. Техническая культура – это как раз идеи и нормативы, она носит обслуживающий характер, регулирует процессы, жизнь общества. А гуманитарная задает ценности и идеалы. Их взимоотношение – цель и средства, но часто эти понятия смещаются. Иногда можно выжить только за счет технократической культуры.

В начале развития культуры гуманитарная (творчество) обслуживала техническую – придумывали орудия труда и т.п. Затем творчество взяло верх – орудия труда стали украшать. Сейчас желание творить тоже выходит на первый план. Машина нам нужна не просто, чтобы ездила, но и красивая. Когда технократическая культура выходит на первый план, возникает много проблем (от экологических до экстремизма). Когда утилитарность, комфорт на первом месте – это не очень хорошо для культуры в целом. Нельзя однозначно сказать, что гуманитарная К. действует без нормативов, а технократическая без ценностей. У нее свои ценности – эффективность, экономичность и т.п.

 

2.Культура как система. Структура и функции культуры.   Культура рассматривается как целостная совокупность представлений и ценностей общества. Элементы культур прошлого лежат в основе современной цивилизации, чтобы понять современную культуру, необходимо знать о ее истоках. Культура – совокупность всех видов, способов и приемов человеческой деятельности (духовной и материальной) и самих результатов этой деятельности, совокупность, проявляемая, накапливаемая и передаваемая последующим поколениям в предметных, материальных носителях (средствах труда, изделиях, знаках).   Культура – это материальные и духовные ценности народа, способ его жизнедеятельности, уровень развития общества, совокупность отношения людей друг к другу, к природе, это наука, ремесла, искусство – все формы жизни людей и ее плоды.   Структура культуры: - духовная – весь духовный опыт человечества - научная идея, художественное, музыкальное произведение, книга, стихотворение - материальная – культура труда и мат.пр-ва, быта, топоса, отношения к собственному телу, физическая. Они тесно связаны: материальная – всегда воплощение идей, а духовная теряет смысл без воплощения в материальном мире. В духовную входят: наука, образование, искусство, мораль, политические и правовые взгляды, литература. Также иногда используется понятие «художественная культура» - своеобразная дань специфике искусства, некий синтез духовного и материального.   Различие культуры по ее носителю: - мировая – синтез достижений всех национальных культур различных народов - национальная – синтез культур разных соц.слоев и групп определенного общества - культуры социальных общностей – городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи, отдельного человека.   Функции культуры Главная функция – возделывание, воспитание человека. Познавательная F: через культуру люди познают себя и предшествующие поколения; Информативная F: культура передает опыт и знания предшествующих поколений, в культуре есть «историческая память» человека, народа, человечества (предания, ноты, научные труды, литература). Позволяет осуществлять обмен знаниями. Коммуникативная F: культура не существует вне общения, она формируется через общение. Регулятивная F: связана с определением различных сторон общественной и личной деятельности людей, культура влияет на поведение людей, регулирует их поступки, выбор ценностей. Эта функция опирается на мораль и право (нормативные системы). Знаковая (семиотическая) F: без изучения знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. У культуры есть свой язык (речь, язык музыки, живописи). Аксиологическая (ценностная) F: культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации, по их содержанию оценивается культурный уровень человека. Также культура делится на: - доминирующую – совокупность ценностей, которыми руководствуется большинство членов общества - субкультуру – т.к. общество делится на множество групп, то у каждой формируется своя, субкультура - контркультура – субкультура, которая противостоит доминирующей.  
5. Плюралистическая модель развития культуры.   "Плюрализм" означает "множественность". Множественность культур. Данилевский. В 1869 году вышла в свет его книжка "Россия – Европа". Он хотел проанализировать развитие культуры российской в контексте европейской культуры. Он ученый биолог, поэтому у него очень много посылов, связанных с развитием природы. У него тоже концепция циклического свойства, он считает, что каждая культура проходит в своем развитии цикл: она рождается, крепнет, достигает зрелости и умирает, т.е. есть определенный цикл. И еще – идея множественности культур. Т.е. он говорит о том, что нельзя всех выстроить в одну шеренгу прогресса. У каждой культуры своя судьба, свой цикл развития, и каждая культура достигает своего. Ну и в этом плане он считает, что все культуры можно разделить на: – положительные культурные исторические типы – отрицательные культурно-исторические типы – следующий тип – этнографический материал. Ну и дальше при характеристике культурно-исторических типов положительных он говорит о том, что оценивать их деятельность надо исходя из 4-х критериев, из 4-х оснований. 1. По достижениям в области экономики 2. Политики 3. Религии 4. Науки и искусства Четыре факта. И вот в зависимости от достижений в этих направлениях, он и подразделяет культуры на: 1) Одноосновные, – еврейскую культуру, которая достигла больших успехов в области религии – античная греческая культура – больших успехов в области искусства – римская культура больших успехов достигла в области государства и права 2) Двуосновные культуры. К ним он относит – европейская культура. Он считает, что европейская культура достигла огромных успехов в области наук и искусств; и в области политики, политической области 3) Он гипотетически допускал существование 4-основной культуры и считал, что такой культурой будет славянская культура а) религиозный фактор – православие держится на плечах русской культуры; б) достижения русской культуры в области науки и искусства они тоже не обсуждаются; в) ну а в области экономики и политики он считал, что русская культура еще покажет свои достижения.   Теперь о Шпенглере. "Закат Европы". Идея множественности культур, безусловно. Идея о том, что нет единой культуры. Кстати, Данилевский об этом так резко не говорил, он признавал единое основание человеческой культуры (от Адама и Евы) – это он признавал; и о том, что культуры влияют друг на друга, он тоже говорил. Другое дело, если культура созрела для того, чтобы перенять достижения другой. Следующий момент у Шпенглера. В основе каждой культуры лежит душа. Т.е. он как представитель философии жизни считал, что не разум в основе, а душа, некая жизненная основа. Как только люди начинают думать не о высоком, а начинают думать о приятном, о полезном, о комфорте – душа гибнет, кровь стынет в жилах душевности, и душа уходит в отставку – на ее место приходят новые цивилизации. По Шпенглеру цивилизация – это последняя стадия в развитии культуры – это смерть культуры. Он резко разделял понятия культуры и цивилизации, по его мысли цивилизация – это последняя стадия развития культуры – это ее смерть. И в соответствии с этой т.з. он классифицирует все культуры на 3 части. 1. В основе первого типа культур лежит душа аполлоническая. Ее пристанищем является тело. Если вы помните, античная скульптура она практически не имела взгляда, т.е. тело было как бы олицетворением души. 2. Следующая душа – магическая душа. Ей соответствует арабо-византийская культура. Здесь уже более сложные отношения между душой и телом. 3. И третий – фаустовская душа. Ей соответствует западно-европейская культура. Она проявляется в стремлении, воле, волевом усилии покорить время, пространство, быстрее, выше, дальше, покорить природу, покорить другие культуры. Т.е. вот это европейская фаустовская душа.   Арнольд Тойнби, английский культуролог, он отождествляет понятия культуры и цивилизации. Он признает диалогичность развития культур. Т.е. он считает, что живые культуры взаимодействуют с мертвыми культурами. Тойнби считает, что культура проходит этапы от рождения до зрелости, надлома, ну и дальше смерть. Но он считает, что нет этой запрограммированности в развитии культуры. Т.е. в основе развития культуры лежит механизм самодетерминации. В чем он состоит? Он считает, что культура развивается в алгоритме "вызов-ответ". Какие это могут быть вызовы конкретно – со стороны природы: в качестве вызовов Тойнби говорит о землетрясениях, извержениях вулканов (крито-микенская культура, критская культура была разрушена); – либо со стороны общества, т.е. со стороны других культур – завоевания, те же дорические племена разрушили микенскую культуру; тоже сделали свое дело; Т.е. если они слишком велики – они разрушают культуру, если они слишком малы – они не оказывают эффективного воздействия развитию культуры.     6.Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры. Фрейд. В основе идеи Фрейда лежит идея природного бессознательного. Т.е. он в отличие от предшественников главный упор сделал не на разум, не на душу, а на бессознательное, природное бессознательное. Он считал, что именно здесь заключена вся энергия человеческая – именно это источник развития культуры. Психика человеческая делится на три части: – бессознательное оно, которое представлено инстинктами – все человеческие инстинкты, вся энергия тут; 2 группы инстинктов: сексуальные (стремление к удовольствиям, к продолжению рода) и разрушительные (стремление к разрушению, к смерти) – сознательное Я – сверх Я – это те нормы, принципы, правила, законы, которые существуют в обществе. По мысли Фрейда сознательное Я находится как бы между молотом и наковальней. С одной стороны, инстинкты требуют одного, а вся энергия тут, а с другой стороны, есть молот, есть нормы и принципы, господствующие в обществе. Как справиться человеку с этим давлением? Фрейд говорит, что культура придумала механизм, который называется сублимация. Это перевод психической энергии бессознательного на цели творчества. Именно благодаря сублимации человек может справиться со своими инстинктами. Т.е. по сути по Фрейду получается, что культура – это результат сублимации. Он говорит, что кто меньше реализует себя в сексуальной области, в агрессивной, у того больше шансов стать творцом. Фрейд говорит о том, что, конечно, культура – это бесконечные запреты, бесконечные "но", поэтому чем культурней человек, тем он несчастнее. Но для того, чтобы человек не умер от напряжения, культура создает целую сеть механизмов, которые помогают ему разряжаться: система образования, театры, церковь, спортивные Итак, по Фрейду источник культуры – это бессознательное, а механизм, который помогает справиться человеку с этим – сублимация.   Следующая концепция кратко – это Карл Юнг, сподвижник Фрейда, который стал возражать Фрейду, говорить о том, что нельзя всё сводить к природному бессознательному, что глубже этого природного бессознательного в человеческой психике находится коллективное бессознательное. Т.е. главная идея – коллективное бессознательное, которое носит не природный, а культурный исторический характер, который накапливается и передается от поколения к поколению. Все страхи, все переживания тех, которые жили до нас, они все живут в нас, в этом коллективном бессознательном. Основой коллективного бессознательного является архетип. И коллективное бессознательное, и все архетипы сформировались в условиях первобытности, в условиях формирования человека. Основой коллективного бессознательного является архетип. Т.е. архетипы – это некоторые первичные психические переживания, которые приобретают свои конкретные формы, говорят на своем языке, в те или иные эпохи тех или иных культур. Т.е. у всех людей одни и те же архетипы, но все они обличаются в свое обличие, в свою знаковую форму, в свой язык. Т.е. по мнению Юнга все эти наработки культуры (и церковь, и театр, и прочее) существуют для того, чтобы человеку справиться со своими архетипами, наладить с ними контакт. И вся культура – это бесконечный процесс развертывания, оформления, означивания архетипов. И есть еще один момент: есть общие архетипы для всех людей, а есть архетипы национальных культур. Хотя общие архетипы: архетип матери, архетип священного, архетип тени – один для всех людей. Если культура не занимается означиванием и наработкой вот этих механизмов – в обществе назревает проблема, наступают всякие там фашизмы, человечество начинает болеть.  
27. Русская культура: характерные черты. Особенности русского национального менталитета   На русскую культуру оказали влияние: природа, национальный характер, историческая судьба государства, влияние религии и т.п. Возрастание континентальности и пустынности климата сказывается на запоздании культур. Колыбель русской культуры – Восточно-европейская (Русская) равнина (от заполярья до черного моря) – огромный массив. Рельеф равнины определил неустойчивость климата. Исторически Россия переходная страна между Европой и Азией. Культура связывала ее с Европой, природа – с Азией. Возникла историческая концепция евразийства (Вернадский). Сильное влияние оказало татаро-монгольское иго. Т.к. Русь была раздроблена, это спасло ее от завоевания другими странами, Золотая Орда принесла идею великодержавия, религиозную идею царя. Евразийские народы строили государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни, отсюда концепция соборности. На фоне холодов, засух, голода, завоеваний развертывались демографические и этнические процессы, их итогом было формирование русской нации. Этапы формирования: 1. Распад индоевропейского языкового единства и этноса, выделение нового этноса, Говорившего на праславянском языке 2. Расселение славян после гуннского нашествия (5-6 в.), утрата единства, возникновение западных, южных и восточных славянских племен 3. Формирование первых гос.образований у восточных славян (поляне, древляне, северяне и пр.), объединение их в Древнерусское Киевское государство (7-10 в.) 4. складывается единая народность в условиях Киевской Руси, затем раздробленность (11-12) 5. Распад древнерусской народности, формирование русского, украинского и белорусского народов (13-16 в.). Непрерывная колонизация и переселения начались в 7 веке, приходилось огромными усилиями отвоевывать у природы земли под пашню. Водный путь «из варяг в греки» вел от Финского залива к Черному морю через Волхов и Днепр, вдоль него и формировалось русское государство. Патриархально-родовой уклад быстро разрушался. Национальный тип великоросса, известного своей неприхотливостью в быту, редкой выносливостью и долготерпением формировался в постоянной борьбе с суровой природой на скудной почве, которую он отвоевал у леса. Национальный характер – опора любой национальной культуры. Русский народ всегда осознавал свое историческое призвание, отсюда формирование определенных высоких целей, идеалов, канонов. Русская идея – идея созерцающего сердца, свободно и предметно передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова. На Руси не было такого уважения к коммерческому делу, как на Западе. В русском народе всегда была отреженность, не привязанность к семье, Государству, он обращен к небу, в этом духе его воспитало православие, оно внушало идею обязанности, а не идею права. МЫне воспринимали буржуазного строя, отсюда особый интерес в культуре к социальным вопросам, стремление к праведному, справделивому мироустройству. Отрицательное отношение к ценностям западной цивилизации. Важной чертой русского характера является патриотизм. Огромное значение для культуры имела одаренность русского народа (сколько имен мы дали миру!), любовь к красоте и дар творческого воображения.     8. Специфика культуры древних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное Древние цивилизации –приходятся на бронзовый век (4000 – 1000 до н.э.). Основные черты: наличие государства. На Западе государственность возникает после выдвижения вождя, а затем объединения племен (разделение труда, частная собственность), а на Востоке – по экономическим причинам, там цивилизации возникают в долинах больших рек. Из-за большой засухи люди придумали ирригационное земледелие (система каналов), оно требовало большого сплочения народа. Развивается мифология, кое-где появляется пантеон богов, вырисовывается многобожие. От человека мало что зависит, ему покровительствуют боги в том или ином труде. Рабовладение – в то время воспринимается по-другому, т.к. другое ощущение свободы. Человек – часть коллектива, нет индивидуализма. Мышление человека – на Востоке человек часть мира (образное мышление), на Западе рациональное мышление (алфавит, деление всего). Появление письменности: пиктография, рисуночное письмо, иероглиф, клинопись, алфавит. В условиях цивилизации меньше синкретичности – появляются жанры культуры (музыка, живопись, скульптура, архитектура). Каноничность – например, в Др.Египте строгий канон, как изображать человека.  
09. Культура Древнего Египта Просвещение В период Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства - при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет, начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера, в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение "красная строка"). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка. Кроме учебных предметов, в школе обучали гимнастическим упражнениям, и плаванию, хорошим манерам. Существовали школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религиозное образование, а кроме того, обучали астрономии и медицине. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, откуда выпускали начальников войск. Техника и наука Наиболее ранние следы сознательной деятельности человека, обнаруженные в долине Нила - палеолитические рубила из кремня и роговика. Больших успехов достигли египтяне в обработке золота и серебра, из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства. Т.к. земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, то ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие изображения его датированы 14 в. до н. э.) и позднее - водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства. Для строительства на всём протяжении истории Древнего Египта основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения дворцов фараонов и крепостей применялся кирпичсырец. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды). Потребности ирригации, строительства и государственного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Греции. Дошедшие до нас математические папирусы (один из важнейших хранится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве), в основном сборники задач с решениями, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда, без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель - единица. Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. Мифология и религия Создание Вселенной чаще всего приписывалось Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, который появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По другой версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями. Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Бастет - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и другие. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил. У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - ответчики). После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мёртвых" - неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я гл. "Книги мёртвых" посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощённое грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей. Праведники же, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай - "поля Иалу". В Египте сложилась богатейшая религиозная и магическая лит-pa. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мёртвых" и другие религиозные сборники. Древнейшие памятники, написанные на египетском языке, датируются 3-м тысячелетием до н. э., последние составлены в первые века н. э. Произведения литературы Египта дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Литература Египта является одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточных литератур, для неё характерна анонимность текстов. Основные жанры египетской литературы: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактических произведений, басни, эпос, любовная лирика и другие. Многие сюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервые встречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.Призванное обслуживать потребности религии и официально-государственного культа обожествлённого фараона, искуство Египта выражало свои идеи в строго канонической форме. Невиданные до того времени общественно-государственные задачи побуждали египетских. художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего художественного языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие, ритм - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре.   10. Культура Месопотамии   Месопотамия — страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности (4000 до н.э.) и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э. Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между реками Тигр и Евфрат. Сменяют друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилон (Старый и Новый), Ассирия, Иран.     Материальная культура. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов. Скульптура: образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н. э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий. О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Экономика. Определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей. Религия была создана шумерами. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды. Мардук – городской бог Вавилона Ашшур – главный бог Ассирии Гильгамеш – мифический правитель города Урука Государственная власть и законодательство. Поскольку шумерское общество и более поздние общества Месопотамии считали себя подобием самоуправляемого сообщества богов, власть не могла носить характер абсолютизма. Смертный царь был скорее доверенным лицом, но не самодержцем. Над ним существовал безличный закон, установленный богами, и он ограничивал правителя не меньше, чем самого скромного подданного Обширные своды, обычно именуемые кодексами, свидетельствуют о том, что в общих чертах такая система сложилась уже к III тыс. до н.э. Среди сохранившихся сводов — законы основателя III династии Ура Ур-Намму, шумерские законы и законы Эшнунны (северо-восточная часть Аккада). Все они предшествуют знаменитым законам Хаммурапи. К более поздним периодам относятся ассирийские и нововавилонские сборники. Письменность и наука. Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира — животных, растения и т.д. Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия ».   Литература. Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.   Влияние цивилизации Месопотамии   1. Зародились города-государства, письменность и литература, наука. 2. Письменность – первая в мире (4 в. до н.э.) 3. Системы счета. 4. Созданы первые в истории поэмы и элегии, первый библиотечный каталог, библиотека клинописи Ашшурбанипала. 5. Архитектура, воплощенная в зиккуратах, стала основой строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы.  
11. Культура Древней Индии.   Литература Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного. Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы). Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы Ману”. Это типичный памятник сакрального права. Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Это трактат об управлении государством. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Первым памятником мысли древних индийцев были "Веды", буквально означающие в переводе с санскрита "знание, ведение”. Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы: Самхиты (гимны), Брахманы (ритуальные тексты), Араньяки правила поведения для отшельников), Упанишады (философская часть, по форме – диалог мудреца-учителя со своим учеником) Основным источником философской мысли более позднего - эпического периода является обширная эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Религия Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется триединство богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов, деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель. Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной”. Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать “восьмеричному пути” - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь нирваны. Науки В Древней Индии впервые система счисления стала десятичной. Более развита была алгебра; а понятия “цифра”, “синус”, “корень” впервые появились именно в Древней Индии. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси. Аюрведа - наука о долголетии. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний - это отличительная черта индо-буддийской культуры. Архитектура и живопись В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Религиозная архитектура представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография. Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте - крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества, и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи яв


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: