Особенности конструктивных игр детей




Характеристика строительно-конструктивных игр

Игры со строительным материалом входят в группу творческих игр. В них воплощаются представления детей о предметах и объектах окружающей действительности. Реализуя игровой замысел, дети комбинируют различные представления, замещают одни предметы другими, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

Вопросы

В.Г.Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова. Конструирование понимается как практическая деятельность, направленная на создание определенного, заранее задуманного продукта. Ее результатом являются сооружения из строительного материала, поделки и игрушки из бумаги, дерева, соломы, шишек, скорлупы и т.п. Наличие материально выраженного результата является существенной особенностью этого вида игр. Тематика конструктивных игр разнообразна. Младшие дошкольники строят дорожки, башенки, лесенки, кукольную мебель, несложные дома, отдельные виды транспорта. Постройки детей старшего возраста усложняются. Они возводят здания различного назначения, мосты сложной конструкции, улицы города, архитектурные памятники, транспортные средства разного вида.

Таким образом, содержание конструктивных игр заключается в отражении явлений окружающей действительности. В играх дети воспроизводят не только деятельность взрослых по созданию построек разного назначения, но и отношения, возникающие между людьми разных специальностей: прорабом и рабочими, мастером и начальником участка, директором стройки и архитекторами. Так дети познают сложную сферу взаимоотношений, построенных на управлении и подчинении, сотрудничестве и конкуренции, сотворчестве. В этом прослеживается сходство конструктивных игр с сюжетно-ролевыми.

Однако, отношения взрослых не всегда становятся предметом детских игр. Часто детей привлекает сам конструктивный процесс -создание правдоподобного облика сооружения. Тогда постройки и поделки становятся главной целью игры. К ним дети очень требовательны: постройки должны максимально соответствовать образцу или оригиналу. Добиваясь полного сходства, дети внимательно изучают объект, всматриваются в каждую мелкую деталь, многократно перестраивают его. Такие постройки могут продолжаться несколько дней. Их завершение означает окончание игры. Сюжет в них может отсутствовать вовсе или выступать в форме своеобразного опробования готовых.построек: новосёлы въезжают в новый дом, теплоход отправляется в плавание, космонавт готовится к старту корабля.

Однако не ко всем постройкам дети предъявляют одинаковые требования. Если постройка служит началом игры и используется в ней, то дети стремятся сделать ее похожей на реальный объект и доступной для игровых действий. Когда необходимость в сооружении возникает в ходе игры, то дети довольствуются схематичным изображением. Такие постройки часто выглядят примитивно, но вполне удовлетворяют детей. Например, самолет можно построить из стульев или ящиков, обозначив пассажирские места и кабину командира.

Итак, строительство может возникать на разных этапах игры: предшествовать ей, возникать в процессе игры, быть поводом для неё и собственно игрой. Эти особенности показывают тесную связь конструктивных и сюжетно-ролевых игр.

Постройки, поделки и игрушки дети выполняют с помощью различных материалов. Выделяют следующие их виды:

специально созданные (кубики, кирпичики, призмы, строительные наборы типа «Архитектор», «Улицы нашего города», «Лего» и др.);

природные (песок, глина, снег, камни);

бросовые или подсобные (ящики, коробки, дощечки, скорлупа от орехов, яиц и т. д.).

Важная особенность строительных игр заключается в том, что для осуществления игрового замысла дети должны иметь особые конструктивные умения: выделять отдельные формы деталей из сложного целого, устанавливать пространственное положение одной детали относительно другой, воспроизводить форму одних деталей с помощью других, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей постройки и др. Кроме того, необходимо знать конструктивные возможности строительных материалов:……… Эти знания и умения дети получают в процессе обучения на занятиях по конструированию, а затем переносят в самостоятельную творческую деятельность. Под руководством воспитателя они учатся устанавливать строение предмета, анализировать сложные объемные формы, овладевать разными видами и приемами конструирования.

Еще одна особенность строительных игр заключается в их динамическом характере: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении нескольких дней.

Творческий характер!

Результаты деятельности имеют практическое применение!

Кроме перечисленных характеристик, особенности конструктивных игр определяются возрастом детей.

Виды конструирования

Существует два критерия деления конструктивных игр на определенные группы: вид используемого материала и способ постановки конструктивных задач.

По виду материала все игры делятся на три группы: из строительного материала, природного, бумаги и дополнительного материала.

По способу постановки конструктивных задач выделяют конструирование по образцу, заданной теме, условиям, собственному замыслу. Кратко охарактеризуем каждую группу игр.

Конструктивные игры из строительного материала - самый распространенный вид конструирования в дошкольных учреждениях. Дети рано знакомятся со строительным материалом.

Конструирование из природного материала вводится в практику работы со средней группы. Для поделок используется естественная форма природного материала - шишки, желуди, орехи, плоды каштана, кора деревьев, ветки, солома, семена некоторых растений, ракушки и др. Детям необходимо замечать сходство природного материала с предметами окружающей действительности, сказочными образами, героями мультфильмов и усиливать его с помощью соответствующей обработки. Из кожуры плодов каштана можно смастерить ежиков, из пучка соломы - куклу или лошадку, а игрушечный вертолет получится из скорлупы грецкого ореха, кусочка пластилина и семян клена. Серии таких занятий были разработаны Э.К. Гульянц. Конструирование из природного материала позволяет развивать фантазию, художественный вкус, творчество дошкольников.

Конструирование из бумаги и дополнительного материала используется в работе с детьми, начиная с пятилетнего возраста. Из куска плоского материала (бумаги, картона) они учатся мастерить игрушку объемной формы. Прежде чем сделать какой-либо предмет, необходимо заготовить выкройку, расположить на ней детали и украшения, наклеить их, сделать необходимые надрезы, а затем - сложить и склеить детали. Это достаточно сложный вид конструирования, так как требует от детей умений увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке, представить соразмерность частей, пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.

В этом виде конструирования широко используется дополнительные материалы: коробки, катушки, спичечные коробки, кусочки пенопласта, поролона и т.д. Скрепляя их между собой, дополняя разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки: вертушки, елочные украшения, кукольную мебель, здания города и т.д.

Конструирование но образцу. Это самый первый вид конструирования, которому обучают детей. Он позволяет ребенку узнать несколько вариантов постройки, овладеть общими способами действия, усвоить последовательность операций, познать возможности строительного материала. В качестве образца чаще всего выступает постройка, выполненная воспитателем: дом для матрешки, гараж для автомобиля, здание театра. Используется также иллюстративный материал, фотографии, схемы, модели построек и т.д. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть образец и последовательно воспроизвести его. Данный вид конструирования является необходимым и важным этапом в обучении детей конструктивной деятельности. Но он имеет определенные недостатки: в процессе строительства дети копируют образец и это сковывает их творчество. Для развития творческих способностей детям предлагаются творческие задания: видоизменить образец, преобразовать его, перестроить и т.д.

Конструирование но заданной теме - это свободная деятельность детей на предложенную воспитателем тему. Здесь ребенок не копирует образец, а оперирует образами, использует знания о способах действий, обобщенные представления о предметах. В этом виде конструирования дети имеют большие возможности для проявления инициативы, творческой изобретательности. Роль воспитателя заключается в постановке задачи, оказании помощи, Ребенок самостоятельно выбирает материал, определяет последовательность действий, создает образ постройки и воплощает его знакомыми способами. Постройки на одну тему получаются различными по содержанию.

Конструирование по условиям. Это достаточно сложный вид конструктивной деятельности. Детям предлагают построить из готовых деталей предмет, который соответствует ряду условий. Например, мост, на котором свободно разъезжались бы две машины, а под ним проходили пассажирские суда; домик, в котором могли поселиться несколько животных: заяц, медведь, жираф. Таким образом, ребенок, не имея перед собой реального предмета, должен определить его образ, исходя из конкретных условий. При этом он узнает, что один предмет может быть выполнен в различных вариантах. Для получения требуемого результата дети должны обдумать замысел, выбрать из множества деталей необходимые, уточнить размер постройки и ее соответствие заданными условиям.

Конструирование по собственному замыслу. Это самый сложный вид конструирования, так как все задачи ребенок решает сам: выбирает тему постройки, определяет её назначение, продумывает внешний вид, подбирает материалы, выбирает способы построения и воспроизводит задуманное. Роль педагога в руководстве этой деятельностью детей усложняется: он должен видеть работу каждого ребенка, оценивать степень владения конструктивными умениями и навыками, определять причины затруднений и намечать перспективные линии в работе с каждым воспитанником.

Каждый из перечисленных видов конструирования имеет свои особенности. Их следует учитывать при организации обучения и самостоятельной деятельности детей. Следует помнить, что начинать обучение надо с самого простого вида - конструирования по образцу, а затем переходить к более сложным видам конструктивной деятельности. Каждый способ постановки конструктивных задач влияет на формирование различных способностей детей. Поэтому на практике важно использовать все виды конструирования и найти их место в общей системе конструктивной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: