Тема «Геморрагический шок в акушерстве»




1. Мотивация изучения темы.

Геморрагический шок, ДВС-синдром и эмболические осложнения в акушерской практике встречается часто, так как кровотечения во время беременности и родов занимают первое место среди других видов патологии, заканчивающихся летальным исходом.

Возникают они в ответ на патологическую кровопотерю. Развивается синдром малого выброса, гипоперфузия тканей, полиорганная и полисистемная недостаточность. Геморрагический шок в акушерстве остается одной из причин материнской смертности (2-3 место среди причин материнской смертности). Именно поэтому так важно знать причины, патогенез и уметь оказывать неотложную помощь при данных состояниях.

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Знать:

· Геморрагический шок: этиология, патогенез, стадии, клиническая картина, диагностика, принципы лечения и профилактика.

· Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови: этиология, патогенез, стадии, клиническая картина, диагностика, принципы лечения, профилактика.

· Эмболия околоплодными водами.

· Тромботические осложнения и тромбоэмболия легочной артерии. Оказание неотложной доврачебной помощи.

 

Уметь:

· Выбрать тактику и алгоритм оказания неотложной помощи при акушерских кровотечениях при геморрагическом шоке, ДВС-синдроме, эмболических осложнениях.

 

Иметь практический опыт:

· проведения объективного и субъективного обследования при геморрагическом шоке;

· оценки кровопотери в родах.

Способствовать формированию соответствующих ПК и ОК:

1.ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических

мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и

экстрагенитальной патологией и новорожденному.

2.ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь

беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной

патологии.

3.ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице,

родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии.

4.ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии.

5.ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в

периоперативном периоде.

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Воспитательные цели:

• Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

• Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

• Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

• Акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе при боли;

• Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

Развивающие цели:

• Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

• Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность. Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

• Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

• Умение анализировать свое поведение;

• Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету

.

Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами)

Дисциплина Знать Уметь
Анатомия и физиология   Отделы половой системы, особенности их физиологии   Опредилять отделы половой системы.
Основы латинского языка медицинской терминологией Медицинскую анатомическую терминологию. Использовать латинскую терминологию для обозначения анатомических понятий
Здоровый человек АФО здорового человека Проводить оценку функционального состояния женского организма
Физиологическое акушерство Течение и введение физиологической беременности Вести нормальную беременность
Патологическое акушерство Невынашивание беременности Диагносцировать, оказывать помощь

Список литературы:

Основная:

.

• Бодяжина В.И. Семенченко И.Б. Акушерство. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д Феникс, 2011.-375стр.

Дополнительная:

• Славянова И.К. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: учеб. пособие / - 11 –е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

• Плуталова Р.И., Зюзина Н.Н., Курьянова Г.В., Павлова О.Ю. Практические манипуляции в акушерстве и гинекологии. Ростов-на-Дону.: Феникс.,2008

• Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, Акушерство, часть 1, 2007г.

Решите тестовые задания

1. Геморрагический шок – это:

А. Резкое снижение сердечного выброса за счет гипоксического поражения миокарда

Б. Несоответствие между емкостью сосудистого русла и объемом циркулирующей

крови в результате кровопотери

В. Снижение венозного возврата за счет депонирования жидкости в «третьем

пространстве»

Г. Резко возросшая емкость сосудистого русла за счет артериолодилятации.

 

2. Факторами, способствующими геморрагическому шоку, будут:

А. Наличие выраженной урогенитальной инфекции

Б. Наличие ишемической болезни сердца

В. Поздний гестоз, предлежание или преждевременная отслойка плаценты

Г. Предшествующий отягощенный аллергический анамнез.

 

3. Шоковый индекс это:

А. Частота дыханий по отношению к частоте пульса

Б. Частоте пульса по отношению к диастолическому артериальному давлению

В. Систолического давления по отношению к частоте пульса

Г. Частота пульса по отношению к систолическому давлению.

 

4. Признаком геморрагического шока 1 степени является:

А. Шоковый индекс 1.0-1.5

Б. Индекс Альговера 0,6 – 1,0

В. Соотношение частоты пульса к систолическому давлению как 1,5 – 2,0.

 

5. Для геморрагического шока 2 степени характерно:

А. Сохраненное сознание, беспокойство, холодный пот, акроцианоз, одышка до 40 в минуту, ЦВД менее 50 мм в.ст., олигоурия (диурез менее 30 мл в минуту)

Б. Сознание нарушено, ступор, кома. Кожа бледная, холодная. Дыхание

патологическое. ЦВД отрицательное. Анурия.

В. Сознание сохранено. Кожные покровы бледные, конечности холодные. Частота дыханий 18-25 в минуту. ЦВД нормальное или несколько снижено. Диурез снижен

до 30 мл в час.

 

6. Геморрагический шок 3 степени чаще развивается при кровопотере:

А. 1,5-3% массы тела, или 25-45% ОЦК (1200-2000 мл)

Б. 1,0-1,5% массы тела, или 15-20% к ОЦК (700-1200 мл)

В. Более 3% массы тела, более 50% от ОЦК (более 2000 мл).

 

7. При атоническом маточном кровотечении и развившемся геморрагическом шоке необходимо:

А. Срочно начать инфузионную терапию, принять меры по временной остановке кровотечения, поставить в известность администрацию лечебного учреждения, начать подготовку к лапаротомной операции.

Б. Принять меры по временной остановке кровотечения, начать введение массивных доз сокращающих матку препаратов.

В. Поставить в известность администрацию больничного учреждения, вводить массивные дозы сокращающих матку препаратов, ждать помощи.

Г. Срочно начать инфузионно — гемотрансфузионную терапию, провести ручное обследование стенок полости матки с нежным массажем матки «на кулаке», введение сокращающих матку препаратов в достаточных дозах, принять меры по временной остановке кровотечения, поставить в известность администрацию лечебного учреждения, начать подготовку к мерам по окончательной остановке кровотечения.

 

8. Темпы инфузии при систолическом артериальном давлении 60-70 мм.рт.ст. должны составлять:

А. 300-400 мл в минуту

Б. 200 – 250 мл в минуту

В. 50 – 100 мл в минуту

Г. Не более 60 капель в минуту.

 

9. Лапаротомия и экстирпация матки показана:

А. При кровопотере, осложнившейся ДВС — синдромом

Б. При массивной кровопотере

В. При массивной кровопотере, осложнившейся геморрагическим шоком 3 степени.

Г. При массивной кровопотере, осложнившейся ДВС – синдромом.

 

10. Профилактикой геморрагического шока в раннем послеродовом периоде будет:

А. Тщательный учет кровопотери, своевременное введение утеротонических средств.

Б. Освобождение мочевого пузыря, холод на низ живота, осмотр последа, осмотр родовых путей, тщательный учет кровопотери, профилактическое введение утеротонических средств, наблюдение за женщиной в родзале 2 контрольных часа после родов

В. Готовность персонала и лечебного учреждения к оказанию в полном объеме профилактических и лечебных мероприятий при неотложных состояниях в акушерстве.

Г. Заблаговременная госпитализация женщин на роды в родильные стационары высокой степени риска.

 

Заполните таблицу

  I стадия II стадия III стадия IV стадия
1.Кровопотеря -в мл -в % от массы тела -от ОЦК        
2.Психический статус        
3.Кожа        
4.Пульс        
5.Шоковый индекс        
6.САД        
7.Частота дыхания        

 

Задание на дом

Тема занятия: «Послеродовые инфекции I этапа»

 

Литература:

1. Бодяжина В.И. Семенченко И.Б. Акушерство. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

2. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. – М.: ГЭОТАР-Медиа.2012.

Задание:

Внимательно прочитайте рекомендуемую литературу.
Ответьте на вопросы:

1. Послеродовая язва: клиника, осложнения, профилактика.

2. Послеродовый эндометрит: клиника, диагностика, лечение, осложнения, профилактика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: