Развитие чувства ритма и музыкальности у дошколят и младших школьников
Сегодня в уроке Наталья Нестеренко поделится своими методами работы для развития ритмического слуха и музыкальности у дошкольников и младших школьников.
Изучение метра и различных длительностей в музыке
Начать знакомство детей с ритмом можно с такого понятия как метр — «шаги» одинаковой продолжительности, которые слышны в музыке. Метр можно:
- маршировать,
- топать,
- хлопать.
Рассмотрим на примере музыки П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Для младших школьников можно усложнить задачу — и к маршу добавить различные движения на координацию.
Например, все дети становятся в круг. Задача: берем карандаш в правую руку и передаем соседу справа, в это время надо взять карандаш у соседа слева.
1 — дети держат карандаши правой и левой рукой;
2 — отдать карандаш из правой руки и взять левой.
Также можно менять направление, все исполнять в левую сторону.
Важно:
- следить за музыкальной фразой. Первая фраза — в одну сторону, вправо вторая фраза — в другую сторону.
Изучение музыкальных длительностей
Короткие длительности, например, восьмые, удобно изучать, проговаривая различные стихотворения и скороговорки.
Для начала можно показать детям, как выглядят это длительности на рисунке — а затем прохлопать их со словами.
Проучивание ритмических рисунков
При изучении ритмических рисунков можно сочетать ритмослоги с различными движениями:
- хлопками,
- шагами,
- притопами,
- маршем и др.
Различные ритмические рисунки можно использовать и для развития координации:
- исполнять правой и левой рукой;
- исполнять руками и ногами одновременно или по очереди.
Понятие пауз можно объяснять ученикам на примере рыбки, которая произносит звук — но мы его не слышим.
Работа с ритмом с использованием имени
Педагог проговаривает имена детей с определенным ритмическим рисунком, а дети повторяют его за педагогом, как «эхо».
После этого можно предложить ученикам самостоятельно проговаривать таким же образом своё имя — и имена других учеников.
Важно:
- сохранять пульсацию метра, которую можно изображать руками или ногами.
Игра — большие, средние и маленькие часики
С любой музыкой можно проучивать разные музыкальные длительности: шестнадцатые, восьмые и четвертные — которые можно назвать для детей «большие, средние и маленькие часики».
Например, П. И. Чайковский — «Полька» из Детского альбома.
Ученики слушают музыку и хлопают в различных темпах.
Затем можно разделить учеников на команды — чтобы каждая хлопала в своем темпе.
Ритм в разных частях тела
В этом упражнении можно выучить с детьми несколько коротких ритмических рисунков — и исполнять их с помощью различных частей тела:
- сначала педагог задает конкретное задание, какие движения нужно выполнять,
- затем ученики самостоятельно придумывают движения (важно — следить за тем, чтобы дети сохраняли ритмический рисунок при исполнении).
Остинато (итал. ostinato, от лат. obstinatus — упорный, упрямый) — особый прием, при котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура.
Игра на развитие музыкального слуха
Прослушиваем музыкальную композицию (например, Л. Моцарт — «Детская симфония»):
После прослушивания определяем, что есть в музыке: ритм, акценты (кукушка, барабаны). Далее делим учеников на 3 команды, у каждой будет свое задание:
- первая команда стучит ритм — остинато (многократный повтор),
- вторая команда слышит в музыке голос кукушки и в это время встаёт (можете придумать любое свое движение),
- третья команда выполняет движения, когда в музыке звучит барабан.
Изучение пунктирных ритмов
Отдельно стоит проучить пунктирные ритмы: объяснить ученикам, что «первая длительность была жадной — и забрала у следующей длительности половину».
После этого необходимо нарисовать несколько различных пунктирных ритмов, проговорить их, прохлопать, протопать и т.д.
Определение музыкального размера и дирижирование
Для определения музыкального размера композиции — удобно дирижировать.
Изучив приемы дирижирования, можно соединить их, например, с дыханием — это будет и отдых на уроке, и работа с музыкальностью. Усложнение — одна рука дирижирует, другая выполняет portdebras.
Каноны
Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок».
Музыкальный канон — песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым.
Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках.
Последовательность проучивания канонов с учениками:
- выучить и исполнить каждую партию вместе с учениками;
- педагог исполняет первую партию, ученики — вторую;
- ученики самостоятельно исполняют канон, разделившись на две команды.
Ритмическая игра «Белка»
Задача: произнесение одного слова в разном ритмическом рисунке и музыкальном размере.
После совместного изучения с учениками игры на примере слова «Белка» — предложите им самостоятельно взять любое слово и исполнить его в разном ритме.