Ритмическая игра «Белка»




Развитие чувства ритма и музыкальности у дошколят и младших школьников

Сегодня в уроке Наталья Нестеренко поделится своими методами работы для развития ритмического слуха и музыкальности у дошкольников и младших школьников.

Изучение метра и различных длительностей в музыке

Начать знакомство детей с ритмом можно с такого понятия как метр — «шаги» одинаковой продолжительности, которые слышны в музыке. Метр можно:

  • маршировать,
  • топать,
  • хлопать.

Рассмотрим на примере музыки П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

Для младших школьников можно усложнить задачу — и к маршу добавить различные движения на координацию.

Например, все дети становятся в круг. Задача: берем карандаш в правую руку и передаем соседу справа, в это время надо взять карандаш у соседа слева.

1 — дети держат карандаши правой и левой рукой;

2 — отдать карандаш из правой руки и взять левой.

Также можно менять направление, все исполнять в левую сторону.

Важно:

  • следить за музыкальной фразой. Первая фраза — в одну сторону, вправо вторая фраза — в другую сторону.

Изучение музыкальных длительностей

Короткие длительности, например, восьмые, удобно изучать, проговаривая различные стихотворения и скороговорки.

Для начала можно показать детям, как выглядят это длительности на рисунке — а затем прохлопать их со словами.

Проучивание ритмических рисунков

При изучении ритмических рисунков можно сочетать ритмослоги с различными движениями:

  • хлопками,
  • шагами,
  • притопами,
  • маршем и др.

Различные ритмические рисунки можно использовать и для развития координации:

  • исполнять правой и левой рукой;
  • исполнять руками и ногами одновременно или по очереди.

Понятие пауз можно объяснять ученикам на примере рыбки, которая произносит звук — но мы его не слышим.

Работа с ритмом с использованием имени

Педагог проговаривает имена детей с определенным ритмическим рисунком, а дети повторяют его за педагогом, как «эхо».

После этого можно предложить ученикам самостоятельно проговаривать таким же образом своё имя — и имена других учеников.

Важно:

  • сохранять пульсацию метра, которую можно изображать руками или ногами.

Игра — большие, средние и маленькие часики

С любой музыкой можно проучивать разные музыкальные длительности: шестнадцатые, восьмые и четвертные — которые можно назвать для детей «большие, средние и маленькие часики».

Например, П. И. Чайковский — «Полька» из Детского альбома.
Ученики слушают музыку и хлопают в различных темпах.
Затем можно разделить учеников на команды — чтобы каждая хлопала в своем темпе.

Ритм в разных частях тела

В этом упражнении можно выучить с детьми несколько коротких ритмических рисунков — и исполнять их с помощью различных частей тела:

  • сначала педагог задает конкретное задание, какие движения нужно выполнять,
  • затем ученики самостоятельно придумывают движения (важно — следить за тем, чтобы дети сохраняли ритмический рисунок при исполнении).

Остинато (итал. ostinato, от лат. obstinatus — упорный, упрямый) — особый прием, при котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура.

Игра на развитие музыкального слуха

Прослушиваем музыкальную композицию (например, Л. Моцарт — «Детская симфония»):

После прослушивания определяем, что есть в музыке: ритм, акценты (кукушка, барабаны). Далее делим учеников на 3 команды, у каждой будет свое задание:

  • первая команда стучит ритм — остинато (многократный повтор),
  • вторая команда слышит в музыке голос кукушки и в это время встаёт (можете придумать любое свое движение),
  • третья команда выполняет движения, когда в музыке звучит барабан.

Изучение пунктирных ритмов

Отдельно стоит проучить пунктирные ритмы: объяснить ученикам, что «первая длительность была жадной — и забрала у следующей длительности половину».

После этого необходимо нарисовать несколько различных пунктирных ритмов, проговорить их, прохлопать, протопать и т.д.

Определение музыкального размера и дирижирование

Для определения музыкального размера композиции — удобно дирижировать.

Изучив приемы дирижирования, можно соединить их, например, с дыханием — это будет и отдых на уроке, и работа с музыкальностью. Усложнение — одна рука дирижирует, другая выполняет portdebras.

Каноны

Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок».

Музыкальный канон — песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым.
Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках.

Последовательность проучивания канонов с учениками:

  • выучить и исполнить каждую партию вместе с учениками;
  • педагог исполняет первую партию, ученики — вторую;
  • ученики самостоятельно исполняют канон, разделившись на две команды.

Ритмическая игра «Белка»

Задача: произнесение одного слова в разном ритмическом рисунке и музыкальном размере.

После совместного изучения с учениками игры на примере слова «Белка» — предложите им самостоятельно взять любое слово и исполнить его в разном ритме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: