Мистическая раскраска лошади




Оседлавшие Грозу

 

Шаманская основа украшения лошадей шайеннов

Винфилд Колеман

Реконструкция лошадиных масок, описанных канадским мехоторговцем Александром Генри. Рисунок Винфилда Колемана.

Раскраска лошади, как и лошадиная маска, увеличивает силу наездника благодаря шаманским средствам. Традиционная шайеннская раскраска происходит из шаманского мировоззрения, основанного на космологии и системе верований, полученных ещё в регионе Великих озер. Центром шаманской идеологии являются понятия, разделяемые многими другими традициями: то, что представляет фундаментальную и живительную энергию – Exhastoz – включенную в космическую двойственность, и имеющую мужские и женские аспекты, противостоит и дополняет друг друга; вселенная характеризуется тремя главными подразделениями или мирами: Верхний Мир, Средний Мир и Подземный Мир или Нижний Мира; эта форма – маска, которая может измениться по желанию людей, типа шаманов, способных изменять форму в духовном теле. 1. Раскраска лица или тела – проявление такой способности, своего рода маска, создающая идеал, который приравнивает человека и его дух с вселенной. Раскраска лошади, подобно другим формам маскировки, расширяет идею индивидуальности наездника. Лошадь становится частью окутывающей маски духа.

Шайенны состоят из Истинных Шайеннов, или Tsistsistas, и Suhtai, прежде отдельных народов, объединившихся после эпидемии холеры 1849г.

Различия остаются, и тсистсистас считаются более непреклонными, а сахтай более старомодными, но более гибкими. Некоторые старики сахтай считают, что вселенная разделена на четыре слоя – число, которое более совместимо с шайеннскими философскими примером, чем число три. Вероятно, существуют различия в верованиях среди шайеннских стариков (2), но в бисерной вышивке и раскраске щитов и палаток, трехстороннее разделение доминирует. Разделение рисунков палатки на три горизонтальные секции особенно существенно, поскольку палатка – отображение вселенной.

На общедоступном уровне, Верхний Мир состоит из неба, включая солнце, луну, звезды и Гром. Средний Мир состоит из поверхности земли и всего, что растет на ней или ходит по ней. Подземный Мир включает всё, что находится в глубине земли и глубоко под водой. На тайном уровне, Верхний Мир – измерение благотворных сверхъестественных сил и высшего сознания. Средний Мир – измерение нормального восприятия и нормального сознания. Подземный Мир – измерение темноты, опасности и злых сверхъестественных сил. Эти три мира связаны Мировым Древом, корни которого находятся в Подземном Мире, а ветки простираются высоко в небо. 3

Шайеннский шаманизм характеризуется семью центрами: зенит, надир, четыре основных направления и центр. Значение всего ритуала заключается в том, чтобы приравнять индивидуума, представленного в центре, с миром духов – Реальным Миром. Искусство – одно из главных средств выражения шаманского мировоззрения. Ритуальная раскраска – священные чары, предназначенные для того, чтобы предотвратить вред их владельцу. Она также передаёт силу владельца и ее источник предназначенной аудитории – равным по положению мужчинам и врагам. В этом смысле, раскраска – форма психологической войны. Прежде, только воинам, которые имели священные объекты, типа раскрашенной палатки, щитов, головных уборов или копий, разрешалось раскрашиваться. Действительно, краска, как говорили, "принадлежала" специальному объекту. 4

Тела людей и животных представляли метафору Реального Мира. Руки и ноги похожи на направления, в то время как сердце представляет центр. Голова представляет солнце в зените, позвоночник формирует Мировое Древо, а фаллос представляет его корень, который проникает и питает землю. Ветви воплощают переход жизни человека, через слияние мужчины и женщины, в потомков. Эти центры и направления выражены в ритуалах и искусстве.

Перед сражением, молодые воины обычно просили шамана раскрасить их. За это шаман получал компенсацию, подарок – обычно белую лошадь. 5. Раскраска являлась проводником энергии, полученной шаманом в видении, защищающей человека и лошадь в пределах нимба источника силы. Украшая себя краской, воин получал силу вселенной: его тело становилось символом вселенной. 6

Способ, которым применяют ритуальную раскраску, подчеркивает это единство. Повернувшись на восток, круг рисуют на правой лодыжке воина. Повернувшись на юг, круг рисуют на правом запястье. Повернувшись на запад, круг рисуют на левом запястье, и, повернувшись на север – круг рисуют на левой лодыжке. Снова повернувшись на восток, в районе сердца рисуют солнце, символически собирая четыре направления в одно целое. 7

Шайенны считали лошадь своего рода большой собакой – ещё одно животное, которое имеет различную окраску, и, поэтому, неестественно, что она является одомашненной. 8. Но, различными способами, лошадь воина является продолжением самого воина. Это выражалось дополнением священных амулетов и защитной раскраской. Лошадь и человек были так близко связаны, что лошадиная магия могли даже использоваться как военный талисман. 9. Воины, их щиты и палатки, их лошади были раскрашены одним и тем же мотивом. Скальпы и платки, привязанные к уздечке, походили на скальпы и платки, привязанные к центральному столбу Танца Солнца, или к деревьям, символизирующим Мировое Древо, на которых подвешивают подношения.

Хвост военной лошади был завернут в ткань по практическим причинам – чтобы не цеплялся за ветки. Подвязывание также укрепляло фаллическую символику хвоста. Подвязывание хвоста, возможно, происходило от мексиканских копьеносцев, lanceros, которые также завязывали хвосты своих лошадей.

 

Мистическая раскраска лошади

Масть лошади являлась частью раскраски. Белые лошади были особенно популярны, частично потому, что как и белые собаки и белые бизоны, они представляли соответствующее подношение духам. Они были словно чистый холст для создания пятнистых лошадей, которыми восхищались из-за их красивой окраски, и редко украшали рисунками, поскольку они уже были "раскрашены".

Изменение окраски лошадей приравнивает их к хищникам, которые "раскрашены" в яркие цвета, а не к их добыче, которая использует защитный окрас. 10

Maheyuno, четыре Священных Существа, которые населяют четыре основных направления, представляют силы земли.

На телах мужчин или на лошадях, четверка типично выражалась четырьмя линиями или кругами.

Рисунок северных шайенов (рисунок № 1) представляет лидера Бешеных Собак в головном уборе, военной рубахе и леггинах, которые представляют его защитную силу и престиж.

Его лошадь имеет сложную сбрую, украшенную следами бизона, стрелами-молниями (перевернутые треугольники), и месяцем. Сбруя оторочена орлиными перьями, раскрашенными оленьими хвостами, прядями волос и колокольчиками. Медный колокольчик находится спереди; желтое перо прикреплено к его язычку. На скаку эти колокольчики издают звук, напоминающий отдалённые раскаты грома, визуально повторяемые в нарисованных бизоньих копытах. 11

Подвешенный к уздечке скальп с прикреплённым пером указывает, что эта лошадь, метафорически, "съела" врага. 12. Кажется, что, во всех случаях, скальп, прикреплённый к уздечке, был частью комплекса лошадиных украшений. Связанный символ – круглый кусок бизоньего жира, выкрашенный в черный и красный цвет, и пронзённый стрелой, прикреплялся к развилке центрального столба Танца Солнца. Он представляет отпечаток бизоньего копыта и женский пол, и, подобно раздвоенному флажку на копье, или колесу на Копье-Колесе, упоминается как he?etowa, или Женская Сила. 13. Скальп имеет подобное значение и функцию: он преобразовывает фаллическую силу волос врага в женскую силу; подвешивание скальпа к уздечке было колкостью и талисманом. 14

 

Рисунок № 1. Лидер Бешеных Собак, атакующий мужчину хидатса.

 

У лошади жёлтой масти на бедре и, вероятно, на плече, нарисованы красные круги с выходящей из них молнией; тот же самый рисунок повторяется вокруг глаз животного. "Электричество – фактическая, физическая форма силы духа – ее сущность. Оно приносит пищу, заживление”. 15. Красный круг, представляющий солнце, нарисован на груди лошади, а красный полумесяц – на крупе. Краска и украшения указывают, что защита этой лошади получена из Верхнего Мира, особенно от Грома: глаза лошади сверкают, как единственный глаз Птицы Грома. Раскраска лошади, вероятно, сочетается с рубахой и леггинами воина: круги на леггинах представляют жёлтые градины, связанные с Громом. Раскраска также связана с копьём – ещё одной метафорой молнии.

Подобно мужской раскраске, раскраска лошади обычно была связана с важным военным объектом: головным убором, щитом, талисманом или священным оружием. Рисунки на щитах обычно совпадали с раскраской лошади, поскольку это делал тот же шаман, который сделал щит. 16. Шаманы иногда получали последовательные, связанные видения. 17. Как часто случалось, когда шаман делал четыре разных щита, раскраска лошади также повторялась. Владельцами таких щитов часто были четыре брата, члены одного nis’sin (18), которые одевались одинаково. 19. "Украшение", или раскраска и упряжь лошадей, является продолжением силы щита, и была подобна или идентична.

Это заключение представлено в четырех рисунках Деревянной Ноги, изобразившего четырех различных мужчин со щитами и идентичной раскраской лошадей (рисунок № 2a). На первом рисунке – правая половина щита желтого цвета, левая половина – зеленого. 20. Бегущий бизон изображён на обеих половинах, что указывает переход от жизни к смерти и регенерации – а также переход от дня к ночи. Светло-голубой круг представляет whun’e-veto?o – “водяной контейнер животного" – ковш для воды, используемый во время Танца Солнца. 21. Волосы или кожу помещают в этот ковш, которые олицетворяют молитву о здоровье и женщине. 22. В нижней части щита изображена радуга, соединяющая солнце и луну. Шкура выдры служит чехлом. Выдры связаны с регалиями общества Вапити. Все владельцы щитов принадлежат к обществу Вапити.

На плече лошади нарисована красная стрекоза, а на бедре – красный месяц. На каждой ноге нарисована извилистая красная линия, представляющая удар молнии, hoetatoz. Это слово включает корень hoe, который означает грунт или землю, и относится к заземлению. 23. В данном случае это означает, что лошадиные копыта погрузятся в тело врага, что враг будет растоптан копытами. Шайенны называют стрекозу hevovetas, что также означает вихрь. Вихри и торнадо, как считают, являются друзьями шайеннов. Союзники Грома, раньше они помогали шайеннам и сахтай загонять бизонов в западню. 24

Сила щита и раскраска лошади, очевидно, получена днём, когда появляется радуга и красные стрекозы. Пятнистый платок, привязанный к уздечке, как и рубаха воина, относятся к граду; но, вероятно, они были получены от солдат, и эквивалентны скальпу. Определенно, это часть лошадиного снаряжения.

 

 

 

Рисунок № 2. Воин общества Вапити с бизоньим щитом, атакующий индейца пауни; a-d, щиты других членов его Nis'sin. Рисунок Деревянной Ноги.

Другой щит (рисунок № 2b), раскрашенный в красный и светло-синий цвет, с изображением радуги, по-видимому, ещё один дневной щит. Когда используют этот щит, платок на уздечке должен быть красным, а мужская рубаха – желтая. Другие два щита – выкрашенные в синий и жёлтый цвет, получены в ночном видении или во время сумерек. Если использовать щит, изображённый на рисунке 2c, рубаха воина должна быть желтой, а платок на уздечке – красный; и если использовать последний щит (рисунок 2d) – рубаха и платок должны быть пятнистыми. Уздечка и украшение хвоста идентичны на всех четырех лошадях. Одна лошадь не украшена рисунками, хотя раскраска на других трех лошадях идентична.

Эти четыре щита были созданы после четырехдневного Танца Солнца, в видении, где провидец столкнулся с градом и грозой. 25

Противоположные воины отличаются выкрашенным в красный цвет Луком Грома, который символизирует и является точной копией мужских и женских сил Грома (рисунок № 3). Красная раскраска тела и бизоньи хвосты, прикреплённые к лодыжкам – характеризуют Противоположного Воина. Этот рисунок, вероятно, был выполнен Противоположным, поскольку действие происходит слева направо, а не как обычно, справа налево. Другие рисунки этого художника из той же самой книги указывают, что художником, возможно, был Храбрый Волк, который был Противоположным с 1866 по 1876гг. 26

Раскраска лошади включает черные линии от крупа до бедра, изображающие молнии, и заканчивающиеся маленькими кружками. Круг на плече не закрашен, и может представлять жилье ax?xe, или Подземного Монстра. "Рогатое Существо, которое заманит тебя в ловушку". 27. Круг на бедре закрашен синим цветом, и может представлять жилье mih?n, или Водяного Монстра. Синие молнии вылетают из обоих кругов, и заканчиваются у колена. Ещё одна молния выходит из круга вокруг глаза лошади, и спускается вниз, по шее, заканчиваясь развилкой выше круга на плече.

Это представляет сверкающий глаз Птицы Грома. Серебряная уздечка также представляет вспышку молнии.

Лошадь и всадник воплощают огромную силу Грома.

 

 

Рисунок № 3. Воин Противоположных с Луком Грома атакует воина кроу или нез-персе. Рисунок Храброго Волка (?)

Сила зазывателя антилоп также получена от Грома и его стрел-молний. Известный зазыватель антилоп, Белый Бык, в своей практике использовал антилопьи "стрелы". Антилопьи стрелы были похожи на hox'zemeo, Копья Духа или Копья Колеса. Hox'zem – копье в форме человека, с головой, представленной набалдашником, или колесом, с прикреплённым пером. Копье представляет мужское проникновение, а полученное в результате колесо – женская привлекательность и ловушка, вместе представляют союз мужских и женских сил. 29. Ни одно hox'zem не было похоже на другое, потому что в каждом было закодировано секретное знание, полученное от духов. 30. Но символика колеса оставалась одинаковой: это была ловушка.

Слово nonuno – радуга, также означает ловушку или западню. 31

Базируясь на работах Желтого Носа, рисунок № 4 представляет hox’zem с красно-черной тканью, пришитой к древку, с кольцом в форме круглой радуги.

Лицо воина раскрашено желтым цветом, а дуга выше глаз представляет радугу и ловушку. Это рисунок называется dih-dah’e he’xa neh, или "прорезь для глаз", и также демонстрирует знания. К затылку воина прикреплено украшение из сыромятной кожи, называемое Мужская Сила, hetanehao'. Оно представляет силу молнии и относится к воспроизводству и разрушению; этот символ и раскраска лица образовывают дугу, характерную для сахтай. Набедренная повязка воина спереди чёрная, и красная сзади, что повторят цвет Копья Колеса. Визуальная аналогия между копьем и фаллосом очевидна.

Лошадь раскрашена черно-красными полосами, по хребту от ушей до хвоста. Подвязанный конец хвоста имеет аналог с Копьём Колесом. Красные антилопьи рога нарисованы на плечах и бедрах лошади. Эти разветвленные рога представляют молнию, которая быстро ударяет и отталкивает; это же самое значение приписывают антилопьим рогам, прикреплённым к головным уборам Бешеных Собак. Красные антилопьи глаза, её черно-желтый окрас и большая скорость связаны с Громом.

Обратите внимание, на копье и в раскраске лошади красная линия находится на левой стороне, черная – на правой. Это противоречит их обычному размещению, и связано с Громом. Ноги лошади выкрашены в черный цвет, что представляет глубокую воду – дом противника Грома, mih?n, или Водяного Монстра, “ловящее рогами животное". Лошадь, раскрашенная в таком стиле, называется nonoma' e?woh, или "Лошадь Грома", от nonoma' – гром, плюс сокращенная форма mo?e’heno?ha – лошадь, или "собака-вапити". 33

 

 

Рисунок № 4. Hox? zem со связанной раскраской лица и лошади; Антилопья стрела Беломордого Быка.

 

 

Рисунок № 5. Головной убор Римского Носа со связанной раскраской тела и раскраской лошадей.

Вероятно, что это Копье Колесо было создано зазывателем антилоп. Как и Желтый Нос, Беломордый Бык был северным сахтай, и это оружие, с соответствующей магией и раскраской, было создано Беломордым Быком.

Примеры, которые мы пока рассмотрели, прежде всего, имеют отношение к Верхнему Миру, особенно к молнии. Большинство шайеннского оружия и раскраски имеет подобную ассоциацию, так же, как большинство шайеннских военных обществ имеют ассоциацию с молнией. Исключения связаны с aktoh noh?oh?me?eh – подземными силами Нижнего Мира.

Священная одежда также могла соответствовать раскраске лошади (рисунок № 5). Самым известным примером был головной убор Римского Носа, известного воина шайеннов. Во время поста на острове современного озера ДеСмет, названного шайеннами Магическим Озером, в ужасную грозу Римский Нос получил видение mih?n. 34. Считают, что до настоящего времени mih?n живет в этом озере, к северо-востоку от Шеридана, Вайоминг.

Считают, что mih?neo, Водяные Монстры, имеют форму большой ящерицы или змеи, с одним или двумя рогами на голове, и чешуёй на спине. В своём видении Римский Нос увидел "змею с одним рогом на голове". 35. Позднее Лед, или Белый Бык, сделал Римскому Носу головной убор, представляющий mih?n, с единственным бизоньим рогом, прикреплённым выше лба, и зубчатым гребнем, состоящем из поочередно повторяющихся четырёх черных и красных перьев, которых всего сорок. Воющий Волк изобразил Римского Носа в головном уборе из поочередно повторяющихся белых и красных перьев (36); но Бент, который был старше, и близким другом Римского Носа, принадлежавшим к тому же самому обществу (Вапити), описал этот убор, состоящий из черных и красных перьев, и сделал его рисунок. 37. Белый Бык, который сделал этот головной убор, по сообщениям, описал его, как состоящий из двух шлейфов – один красный и один белый. 38. Вероятно, это ошибка при переводе, или Белый Бык просто запамятовал. Красные перья были получены из хвостовых белых перьев лысого орла. Темные перья, возможно, были получены у молодых лысых орлов или взрослых золотых орлов; как полагают, в темной стадии эти птицы представляют ту же самую классификацию. 39

Этот головной убор был связан с раскраской тела – желтые градины на черном фоне – которую Римский Нос иногда наносил вместо военной одежды. Римский Нос был "одет" – раскрашен – он и его лошадь были раскрашены особым способом. Большой скальп был привязан к нижней челюсти лошади, а зигзагообразные линии, представляющие молнии, были нарисованы на боках его лошади. Белая лошадь была раскрашена синей краской; для раскраски черной или гнедой лошади использовалась белая глина. "Лошадь кремовой масти с белой гривой и хвостом” (светло-гнедая или пегая лошадь с белой гривой) должна быть украшена рисунками радуги на плечах и на бедрах. 40. Если это интерпретировать как круглую радугу, то эти рисунки могли представлять глаза или рот mih?n; и использовались, чтобы привлекать и уничтожать добычу – светящийся глаз притягивает добычу, из хвоста вылетают молнии, а пасти приближаются и пожирают добычу, словно водовороты. Волшебство радуги ловит метательные снаряды и врагов, как радуга ловит капли дождя.

Военная магия Римского Носа получала силу от Верхнего Мира и от Нижнего Мира, как типично для многих шайеннских объектов. Но источником его магии был mih?n. Mih?neo – излучение Бабушки Земли, Esche?eman. 41

Священная Шапка сахтай, Issi'wun, также была подарком mih?n. Священная Шапка иногда хранилась в специальной палатке, известной как Палатка Кузнечика, из-за разноцветных ромбиков, представляющих кузнечиков. Кузнечики связаны с бизонами, поскольку они указывают охотникам путь к стадам бизонов. Бизоны – ещё одно проявление Бабушки Земли.

Множество щитов видел во сне Полу-Медведь, Хранитель Священной Шапки, создавая их до самой своей смерти зимой 1869-70гг. Эти щиты известны как щиты Кузнечика (hahko’ta nuhneo), и их считают национальными щитами сахтай. Хотя рисунки на них изменяются, все демонстрируют множество разноцветных ромбиков, представляющих кузнечиков.

Щит Кузнечика, принадлежавший Маленькому Вождю, был связан со специальной лошадиной раскраской (рисунок № 6). Зигзагообразная зелёная линия на плече пересекает полумесяц. Другой зигзаг выходит из круга на бедре и идёт к хвосту. Зигзаги представляют силы четырех направлений. Ещё одна линия нарисована от гривы до хвоста, пересекающая солнце, нарисованное на спине, на месте наездника. 42. Возможно, оба уха также были раскрашены, представляя полумесяц. 43. Тело лошади раскрашено пальцами, так, чтобы не стереть зигзаги. Эти мазки, упомянутые как "Раскраска Кузнечика”, являются разновидностью раскраски Кузнечика, применяемой вместе с прутиками полыни, привязанными к ногам Танцоров Солнца. 44. Четыре концентрических круга были нарисованы вокруг каждого глаза. Копыта были выкрашены в красный цвет, и хвост "ястреба орла", очевидно, краснохвостого ястреба (Buteo jamaicensis), возможно, в комбинации с хвостом золотого орла – был прикреплен к лошадиному хвосту.

В дополнение к лошадиной раскраске, Маленький Вождь также имел специальные песни, копье с синим древком, раскраску лица и чучело зимородка. 45. С этой раскраской он не использовал ни уздечку, ни кнут. Это существенное упущение, потому что серебряные уздечки и кнуты представляют небесную молнию – то есть дополнительное значение Верхнего Мира. Вместо этого, он использовал исконную уздечку из бизоньих волос, потому что бизон "принадлежал" подземным силам. 46

 

Рисунок № 6. Палатка Кузнечика, хранителя Священной Шапки; щит Кузнечика Маленького Вождя, со связанными копьем, раскраской лица и лошади.

Рисунок № 7. Два шайеннских воина верхом. Щиты Massaum из частных коллекций, идентифицированные стариками северных сахтай.

Рисунок двух мужчин верхом представляет двух nis’sin, братьев, с идентичной раскраской тела и почти идентичными рогатыми головными уборами (рисунок № 7). Рогатый головной убор первого мужчины имеет основу из красной ткани: левый рог выкрашен красной краской, в то время как правый рог – чёрной. Головной убор связан с черной накидкой. Рогатый головной убор второго мужчины имеет черную основу, белые или светло-голубые рога и красную накидку. Раскраска лошади первого наездника является синей, подобной его темно-синей накидке, в то время как раскраска лошади второго наездника является розовой, и связана с его красной накидкой.

Раскраска делит лошадь горизонтально пополам. Плечи, бока и бедра первой лошади выкрашены в синий цвет, представляющий воду, розовый цвет второй лошади представляет землю. На плечах и бедрах нарисованы темные круги. Уздечки обеих лошадей имеют серебряную оправу – эмблему Грома. На боках первой лошади нарисована пунктирная линия, представляющая следы между кругами. Круги представляют не солнце и луну, а священные пещеры, ho?ehwo? zeomits, в которых живут духи животных, и между которыми они путешествуют. На первой лошади, Mih?neo, или Водяные Монстры, представлены бизоньими головами, нарисованными над хвостом и на груди. Раскраска второй лошади не имеет следов между кругами, но включает бизонью голову над хвостом, которая может представлять Ax?xe, или Подземного Монстра. Лошадиные уши выкрашены в розовый цвет, и розовая линия проходит от ушей до хвоста. Эта линия, с развилкой на одном конце (у ушей), представляет удар молнии. Отсутствие следов, и головы Ax?xe на груди лошади может означать, что nonoma' (Гром) уничтожил некоторых монстров – то есть, воин одолел своих врагов.

Раскраска лошадей связана с космологией, и представляет Верхний Мир, Средний Мир и Подземный Мир одновременно, тем же самым способом, как и раскраска палатки. Щиты продолжают это значение, и щит слева, кажется, представляет Палатку Духа, и, в то же время, луну (центральный синий круг) и звезды – точки между полосами. Правый щит покрыт точками, и кажется, это Щит Кузнечика.

Источник силы воинов довольно сложен. Рогатые головные уборы, раскраска лица и раскраска лошадей указывают, что сила, с одной стороны, была получена от монстров Подземного Мира и глубоких вод, с другой стороны – от Грома. Ax?xeo, как полагают, так или иначе, связаны с mih?neo; они вызывают землетрясения, как ntih?neo вызывают водовороты. Оба, как излучение земли, являются врагами воздушных сил – града, вихрей, и, особенно, грома и молнии. Mih?neo и ax?xeo являются рогатыми; некоторые из них, действительно, характеризованы как бизоны-людоеды. 47. Эти два воина нарисовали рогатых монстров вокруг рта, указывая, что они, также, являются людоедами, в фигуральном смысле. 48

 

 

Рисунок № 8. Всадник с силой Ax?xe.

 

Вероятно, два комплекса раскраски и символов, изображенных здесь, явно указывают на объединение противоположных сил, представленных в Танце Животного, или Massaum. Танец Животного, одна из трех больших коммунальных церемоний шайеннов, прежде проводился приблизительно через 28 дней после Танца Солнца, отмечавшегося в день летнего солнцестояния. В сущности, эта церемония – форма церемониального загона, завлекающая животных и мужчин.

Разделяющая пополам раскраска лошади может быть связана с бизоньими щитами, которые близко связаны с сахтай (рисунок № 8). Заключительный пример такой раскраски – разделение лошади вертикально, а не горизонтально. Передняя четверть раскрашена синим цветом, в то время как задняя часть – белая. По-видимому, это масть лошади, с нарисованными разветвленной синей линией на спине, полумесяцем, стрекозой и кругами на боках. Эта поразительная раскраска связана со щитом наездника – единственным его оружием – и, несомненно, с раскраской тела и чучелом красной птицы (алая пиранга, Piranga rubra) на его затылке.

Щит раскрашен черной и коричневой краской – цвета ночной и земной символики. На подбородке всадника нарисован ax?xe, а на колене – круг со следами, доходящими до бедра, означающие, что ax?xe появляется из своего логова, или пещеры. Раскраска лошади перефразирует окрас бизонов – темный спереди и светлый сзади, так, чтобы бизон всегда казался переходом из темноты ночи к смерти. Всё это означает, что сила всадника происходит от Подземного Мира, или от dah e vah tsi’vo is – Духа, Который Идет Ночью.

Воин обращается ко всем доступным силам. Судя по украшениям из шкуры выдры на груди лошади, и круглом зеркальце на нагрудном патронташе из шкуры выдры – воин принадлежит к обществу Вапити, которое связано с символикой грома. 49. Серебряная уздечка лошади, красные градины на накидке, и символ Мужской Силы на икрах воина выражает связь с Верхним Миром. Снабжённый такой силой, воин даже не нуждается в оружии; щит защищает его и наносит поражение врагу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: